Повышение стоимости проезда в тульском общественном транспорте: будет ли оно?

icon 20/03/2019
icon 20:09
Важная новость
Повышение стоимости проезда в тульском общественном транспорте: будет ли оно?

Автор:

В Туле не утихают споры по повышению стоимости проезда в транспорте. Однако на очередном еженедельном оперативном совещании правительства региона появились новые подробности дела.

Для начала вспомним всю ситуацию. В начале марта в тульских маршрутках появились объявления о том, что стоимость проезда увеличится до 25 рублей с 18 марта. Но это относилось только к маршруткам компании «Гриф». Впрочем, после компания объявила, что так скоро менять стоимость проезда не будет – все перевозчики сошлись на мнении запустить нововведение 1 апреля. Об этом они уведомили и администрацию города.

Самолично повышая цену, перевозчики ссылались на статью 9 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом в РФ», согласно которой тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.

Вслед за туляками о повышении цены объявили межмуниципальные маршруты. Так, в Новомосковске тариф планировалось поднять на 15%.

Вместе с тем администрация Тулы решила, что стоимость проезда на городском муниципальном транспорте повышаться не будет. К тому же 1 марта ввели возможность оплатить проезд безналичным способом в трамваях, троллейбусах, автобусах. К оплате принимаются транспортные карты, банковские карты, также оплата возможна при помощи мобильного устройства. Цена билета составляет 20 рублей при оплате наличными, 15 рублей – при безналичном расчете. Директор МКП «Тулгорэлектротранс», Алексей Марушкин, рассказывал, что с 1 по 5 марта картой проезд оплатили уже 588 туляков, а на данный момент более 2 тысяч пассажиров в день оплачивают проезд безналичным способом.

Повышение стоимости, к примеру, ООО «Новомосковская а/к 1411» объясняла тем, что тарифы на пассажирские перевозки в Тульской области не менялись с 1 января 2015 года, тогда как:

  • По данным Росстата, за последние 4 года официальный рост инфляции в России составил 25,08%;
  • В 2018 году стоимость топлива выросла на 18%;
  • Из-за роста инфляции и НДС до 20% в 2019 году подорожали и автоматериалы, запасные части, необходимые услуги организаций;
  • Для реализации Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» требуется около 570 тысяч рублей, чтобы оснастить транспорт контрольно-кассовыми аппаратами.

Тульские перевозчики озвучивали такие же проблемы. Так, президент ассоциации «Тульские пассажирские перевозки», Вячеслав Семенов, говорил:

-  Повышение тарифов на все остальное диктует нам повышение цены, ведь уже не выгодно становится возить пассажиров, а сами знаете, коммерческому перевозчику никто не возмещает потери. В последнее время развитие транспорта не происходит, из-за того, что что люди, которые возят пассажиров, по большому счету выживают. Ведь везде идет повышение тарифов: на ЖКХ, на топливо и на все, а перевозчик не может повысить, ведь пассажир начнет возмущаться. С другой стороны, что вы возмущаетесь? Вы, что, не понимаете, что водители тоже люди, и им тоже надо жить.

На совещании администрации города с перевозчиками президент Тульского регионального транспортного союза, Вера Коротких, также отмечала, что транспортники не повышали тариф 4 года, тогда как повысились цены и на ремонтные услуги, и на бензин, и на другие необходимые расходы. По её словам, из-за этого число маршрутов в Туле снизилось с 45 до 27, а машин – примерно на 400 единиц, до 830 микроавтобусов.

- Система ГЛОНАСС - это тоже расходы. Вопрос об автоинформировании остановок тоже лёг на наши плечи. За время без повышения тарифа увеличилась цена на бензин, топливо, зарплату, обновился водительский состав. Топливо выросло на 29%, зарплата на 36%. Каждый год повышаются тарифы ЖКХ, электроэнергия, газ, сейчас увеличивается тариф за мусор - почему перевозчики не могут поменять стоимость проезда, мне непонятно. Безналичная оплата за проезд останется 20 рублей до следующего повышения, когда это будет необходимо. Право пассажира выбирать, как и на чем ехать, остаётся за ним, никакого ущемления нет. Он может пользоваться любыми платежными средствами. Что будет, если мы не повысим? Закроется ещё несколько маршрутов. Это только кажется, что перевозчики гребут зарплату, и им все легко. Очень много требований по законодательству. По внедрению безналичной оплаты работаем чисто за свой счёт. Тахографы, категорирование транспорта - это очень большие деньги.

Может родиться мнение, что мы что-то подтасовываем или придумываем. Никакого сговора нет, это вынужденная мера. Люди просто на работу не приедут – будет не на чем. 25 рублей – это реальная цена. Вполовину становится транспорта меньше, мне страшно. Это будет поддержка, хоть и небольшая, и перевозчики смогут выполнить то, что от них требует законодательство.

Она также сообщила, что весь коммерческий транспорт будет оборудован устройствами для проведения безналичной оплаты до 1 июля.

Однако администрация Тулы всё же решила перестраховаться и направила запросы о правомерности повышения тарифов в Управление Федеральной антимонопольной службы и прокуратуру. На том же совещании представитель прокуратуры отметил, что со стороны закона нарушений нет, от жителей ни одной жалобы не поступило, и дело остаётся за ФАС.

Решение УФАС не заставило себя долго ждать. Ведомство выдало тульским перевозчикам предостережение от совершения планируемых действий в связи с тем, что они могут привести к нарушению пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Предостережение основано на статье 25.7 Федерального закона «О защите конкуренции».

Эта позиция была озвучена и на оперативном совещании в региональном правительстве 19 марта. Руководитель тульского УФАС, Юрий Елагин, напомнил, что если с 1 апреля цена всё же повысится, перевозчикам грозит ответственность за картельное соглашение, что повлечет крупные штрафы. Он отметил, что экономически ситуация не вполне обоснована. Эту позицию поддержал и глава городской администрации, Евгений Авилов: он добавил, что перевозчики так и не смогли обосновать причины и необходимость повышения стоимости проезда.

«На попятную» пошли и перевозчики межмуниципальных маршрутов: министр транспорта и дорожного хозяйства Родион Дудник рассказал, что после переговоров перевозчики отозвали заявление о повышении стоимости проезда на 15% и повышать передумали.

Губернатор Алексей Дюмин поручил взять ситуацию на контроль, так как они могут передумать снова и опять подать заявление. А главе администрации Тулы он вовсе поручил не допускать повышения. Губернатор также отметил, что необходимо обновить автопарк муниципального транспорта и уделять больше внимания его работе:

- Необходимо наладить систему, чтобы автобусы выходили вовремя, по расписанию. Люди идут на маршрутки тогда, когда муниципального транспорта не хватает.

Мы снова попросили прокомментировать последние новости президентов ассоциации по содействию в развитии транспортных перевозок «Тульские пассажирские перевозки» и Тульского регионального транспортного союза. Вячеслав Семенов отметил, что ФАС не позволит повысить тариф коммерческому транспорту:

- Учитывая то, что тарифы на коммерческие перевозки не регулируемые и для того, чтобы их повысить, перевозчик, прежде всего, должен обосновать, с чем и по какому признаку он собирается повышать стоимость проезда. В принципе, ФАС выполняет свою работу, и он абсолютно прав. Коммерческому перевозчику сейчас необходимо все проанализировать, посмотреть и сделать соответствующие выводы. Я думаю, что за определенное время коммерческий перевозчик сможет проанализировать происходящее, сделать выводы, просчитать, рассчитать и предоставить обоснованную калькуляцию повышения тарифов, для того чтобы продолжить данный разговор.

Вера Коротких также признаёт, что ведомство приняло правильное решение:

- ФАС действует по закону, если он перевозчиков предостерег от необоснованного повышения, значит они будут выполнять данное предостережение, возможно продолжат ездить по установленным тарифам, пока не введут безналичную систему, чтоб не нарушать закон. Мы очень благодарны, что нас предостерегли от того, что мы могли нечаянно нарушить закон. Мы пять лет не повышали тарифы и не такие опытные, как хлебопекарни, АЗС, которые по два раза в год повышают тарифы, а мы все время на регулируемом тарифе были и первый раз за пять лет решили поднять. Да, до конца этот закон мы не знали, спасибо ФАС, что предостерегли нас - не после того, как это произошло, а заблаговременно.

А как ситуация со стоимостью проезда обстоит в других регионах ЦФО? Подробную картину происходящего составили «Орловские новости». Орловские депутаты в конце 2018 года увеличили стоимость проезда в общественном транспорте с 17 до 20 рублей, при этом 20 рублей будет стоить поезда, оплаченная наличными, а для безналичного расчета стоимость остаётся 17 рублей. Изменения должны были вступить в силу с 1 февраля 2019 года, но к 5 февраля терминалами оснастили только 60% городских маршрутов.

Рынок перевозок Брянска поделен между частными перевозчиками (800 единиц техники) и муниципальными предприятиями (100 автобусов и 100 троллейбусов). Проезд в частных маршрутках стоит 20 рублей, а в муниципальном транспорте -18 рублей. Последний раз тариф на проезд в общественном транспорте Брянска повышали 1 июля 2018 года. А с 1 февраля 2019 года во всех муниципальных транспортных средствах введена оплата банковскими картами. Цена – все те же 18 рублей. А вот «частники» устанавливать терминалы для безналичной оплаты в Брянске не спешат.

Рынок перевозок Владимира составляют городской муниципальный транспорт (автобусы и троллейбусы), а также маршрутки частных перевозчиков. Стоимость проезда разнится в зависимости от типа транспорта. В маршрутке – 20 рублей, в троллейбусе – 21 рубль, а в автобусе – 22 рубля. В конце января во Владимире впервые появились валидаторы, правда, не везде – лишь в некоторых троллейбусах. «Частники» и вовсе отказались от этой затеи. Стоимость проезда в общественном транспорте не зависит от способа оплаты. В последний раз повышение тарифа было в сентябре прошлого года.

Стоимость проезда в общественном транспорте Калуги составляет 22 рубля в среднем. Проезд в троллейбусе дешевле – 19 рублей. Последний раз тариф повышали в 2017 году. В начале прошлого года власти Калуги предприняли попытку ввести систему безналичной оплаты в общественном транспорте города. Несколько троллейбусов оснастили специальными терминалами, но на том попытки закончились. В частных маршрутках ничего подобного и вовсе нет. Сейчас «частников» и муниципальных перевозчиков на рынке Калуги примерно поровну. Однако вопрос изменения маршрутной сети разрабатывается.

Осенью прошлого года белгородские депутаты повысили стоимость проезда в общественном транспорте областной столицы до 20 рублей. Отмечается, что последний раз тарифы в Белгороде меняли в 2013 году. С 1 ноября 2018 года плата за проезд увеличилась с 15 до 20 рублей в автобусах, а с 1 января 2019 года — в троллейбусах. Столько же будет стоить одно место для перевозки багажа. А в начале октября стоимость безналичной оплаты проезда в автобусах Белгорода подняли с 10 до 15 рублей.

Стоимость проезда на автобусе или маршрутке Воронежа днем — 17 рублей, с 22.00 до 06.00 проезд чуть дороже — 20 руб. Хотя были слухи, что с 1 января 2019 цены на проезд в общественном транспорте в городе Воронеж вырастут, но пока тариф остается без изменений. Ранее мэр Воронежа предлагал два варианта пути – незначительное повышение тарифа в 2019 году и резкое в 2020 году. С сентября 2018 года во всём городском транспорте Воронежа появилась возможность оплатить проезд банковской картой. Стоимость такая же, как и за наличный расчет.

С 1 декабря 2017 года проезд в общественном транспорте Костромы составляет 20 рублей. Эта цена распространяется как на частный, так и на муниципальный транспорт. Электронные проездные в Костроме планируется ввести с этого года. По информации пресс-службы администрации Костромской области, пилотный проект планируется запустить на пригородных маршрутах по пяти районам. Пассажирам нужно будет купить электронный проездной и пополнять его счет. В одном из автобусов, в качестве пилотного проекта, эта система уже внедрена.

Городской общественный транспорт Курска представлен автобусами, троллейбусами, трамваями, электробусами и маршрутными такси. Стоимость проезда в трамваях и троллейбусах составляет 17 рублей, в маршрутных такси — 18 рублей для автобусов класса ПАЗ и 19 рублей для микроавтобусов. Оплата проезда в городском транспорте Курска осуществляется с помощью транспортных карт, а также наличным расчетом. Транспортные карты действительны в городском пассажирском транспорте города Курска общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи)  и пригородном транспорте (некоммерческом) в радиусе 50 км от города Курска.

Стоимость одной поездки в общественном транспорте Липецка за наличный расчет с 1 июля 2018 года составила 24 рубля, по транспортной карте – 19 рублей. В настоящее время липчан перевозят отечественные автобусы, из которых 35% старше восьми лет, и «европейцы» в основном преклонного возраста (40% техники старше 20 лет). Таким образом, автобусный парк Липецка нуждается в обновлении на 75%.

В Рязани действует постоянная сеть автобусных и троллейбусных маршрутов, работающих по принципу совмещения электронной и традиционной оплаты проезда, пассажиры могут расплатиться как наличными, так и электронными билетами. Сейчас стоимость проезда в муниципальном и коммерческом транспорте составляет 23 рубля. Система маршрутных такси представлена микроавтобусами. До 2010 года в Рязани работала трамвайная сеть, связывавшая центр города с предприятиями Южного промышленного узла. Однако 15 апреля 2010 года она была закрыта, а пути разобраны. Помимо платного транспорта, в Рязани также работают 7 бесплатных транзитных автобусных маршрутов.

В Смоленске действует более 50 маршрутов пассажирского автотранспорта — муниципальных автобусов и частных перевозчиков — маршрутных такси. Стоимость проезда с октября 2017 года составляет 18 рублей независимо от расстояния. Вопрос о внедрении в общественном транспорте Смоленска безналичной оплаты прорабатывается на уровне диалога между властью и инвесторами.

Городской транспорт Тамбова представлен троллейбусами, автобусами и маршрутными микроавтобусами. С 25 января 2019 года в Тамбове начали выдавать транспортные социальные карты для безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. По данным администрации Тамбовской области, в 2019 году стоимость проезда составит 8,5 рублей для льготных категорий граждан как по карте, так и наличными. 17 рублей – стоимость проезда для остальных пассажиров общественного транспорта. С 1 мая планируется введение тарифов на перевозки, дифференцированных в зависимости от способа оплаты. Возможно, при безналичной оплате проезд будет дешевле.

В Твери действуют 4 вида городского общественного транспорта — трамвай, троллейбус, автобус и маршрутное такси. Жители Твери уже привыкли, что на поручнях установлены оранжевые валидаторы, которые списывают средства за проезд с карты «Иволга». С 2018 года транспорт оснастили ещё более продвинутыми приборами. Платить можно при помощи банковской карты, телефона, «умных» часов и прочих гаджетов, лишь бы у них была функция бесконтактной оплаты. В случае безналичной оплаты одна поездка обойдётся в те же 21 рубль, что и при наличном расчёте. Сейчас в регионе обсуждается вероятность повышения стоимости проезда.

С 1 января 2019 года предельные тарифы на проезд в общественном транспорте – цифры, до которых теоретически перевозчики могут повышать цену билетов – повысили в Ярославской области. В частности, для «Яргорэлектротранса» предельный тариф на перевозки пассажиров увеличен с 28,92 до 31,2 рубля за одну поездку, для ПАТП-1 и Ярославского АТП – с 27,17 до 28,62 рубля. Вновь утвержденные значения начнут действовать с 1 января 2019 года. Повышать или нет стоимость билетов в рамках этих дозволенных пределов, должны решать местные власти. Тем временем, в пресс-службе мэрии Ярославля заверили, что в 1 квартале этого точно не случится. Касаемо введения безналичной оплаты, этот вопрос сейчас обсуждается.

Таким образом, на данный момент «до выяснения обстоятельств» вопрос с повышением тарифов на тульском транспорте заморозили. Между тем 25 марта российский ФАС проведет публичные слушания с региональным комитетом по тарифам по данному вопросу и ряду других, на котором могут проявиться новые «витки» проблемы.

 

Комментарии для сайта Cackle