Как в Туле боролись с самыми старыми часами города

icon 08/09/2020
icon 19:10
Важная новость
Как в Туле боролись с самыми старыми часами города

Автор:

В канун празднования 500-летия кремля в Туле стало одной исторической реликвией меньше. Старинные часы оружейного завода зачем-то в очередной раз обезобразили современным дизайном. А ведь история этих часов по своему уникальна и значима. Много ли вообще подобных раритетов сохранилось в нынешней России, чтобы так безжалостно ими разбрасываться?

Как ни странно, в Туле давно уже нет какого-то особенного культа самых старинных своих часов, установленных на здании оружейного завода, которые должны были стать настоящей городской гордостью. И как исторический факт и как показатель уникального рабочего мастерства наших людей. Лишь изредка о них, как о краеведческой диковинке, писали в газетах, да и то уже давно. Впрочем, после того, как в 1969 году старинный циферблат облачили в обычный советский новодел трудно было вообразить, какая уникальная начинка там внутри.

Экскурсии к этим часам тоже не водили, хотя бы потому, что располагались они на здании невероятно секретного завода, упоминать о котором в открытой печати было нельзя. Известен анекдот о том, что во время визита в Тулу Брежнева было оговорено, что генсек посетит «машиностроительный» завод – именно так надо было писать. Все бы ничего, но во время экскурсии председатель цехкома Н. Орехова с невероятным воодушевлением воскликнула:

– Мы так рады, дорогой Леонид Ильич, что вы приехали к нам на оружейный завод!

Эти кадры вечером показали в программе «Время», и пришлось смириться, что оружейный завод, основанный еще Петром, в Туле все же имеется. В это, конечно, трудно поверить хотя бы потому, что в 1973 в московском издательстве «Мысль» вышла книга «История Тульского оружейного завода», но это действительно так. Оружейный завод одно время исчез из открытого упоминания.

Все это к тому, что, несмотря на общеизвестный факт, любой излишний интерес к оборонному предприятию не поощрялся. А значит и раритетные часы, облеченные в современную форму, в эту политику вписывались. Кому надо, тот знал и помнил, какого они века.

Иногда пишут, что часы на здании оружейного завода были установлены в 1778 году, то есть раньше даже, чем московские куранты. Эта дата все же несколько надумана. Куда более правильное предположение, что часы сделаны в середине девятнадцатого века.

Высказываются предположения, что выполнять работы большой точности тульские мастеровые в то время и учились на изготовлении всякого рода часов. Особенно выделялся способностями механик Павел Захава (Захаво). Он создал несколько оригинальных механизмов, среди которых, например, есть стенные часы, которые заводятся один раз в год. Они хранятся в музее оружия. Все это дает основания полагать, что куранты сделаны самими тульскими оружейниками, например, под руководством Павла Захавы.

Павел Дмитриевич Захаво (именно такое написание фамилии тульский краевед Михаил Майоров считает более правильным) был личностью поистине уникальной в истории тульского оружейного производства. Он изобрел станок для производства нарезных стволов, станок для изобретения штыковой части и станок для обтачивания поверхности штыковых трубок.

В питерском «Эрмитаже» хранится и первая русская готовальня, сделанная в 1815 г. по чертежам и под руководством Захаво, которая позволила усовершенствовать производство на тончайших допусках. Она представляет собой ящик-футляр из красного дерева. Внутри – 35 чертежных принадлежностей: циркульные измерители и приспособления к ним, калиброванные линейки, на которых обозначены тригонометрические функции и метрические меры. Прилагается к этой готовальне походный карманный вариант из разъемной восьмигранной линейки, которая одновременно и футляр для остальных инструментов. В ее торцы ввинчены циркуль-измеритель, рейсфедер, два карандаша, перо и лопаточка для заглаживания стертых линий на бумаге. На гранях линейки указаны масштабные измерения – российские вершки, французские и английские дюймы, сантиметры и различные калибры. Причем, все предметы изготовлены с ювелирной точностью.

Почему бы такому уникальному мастеру или его ученикам, да еще с таким набором инструментов, не приложить руку к часам, которые даже через столетия отличались уникальностью хода и в Москве, как шутили всегда на оружейном, по ним сверяли точность хода курантов. Уже один этот факт делает часы уникальной тульской реликвией.

Их всем видимая часть – непосредственно циферблат – раньше представляла собой круг диаметром около полутора метров, точнее даже 1,4 метра. Длина минутной стрелки – метр, часовой – 75 сантиметров.

Сам механизм имел прямоугольную форму и был укрыт в деревянный каркас из сосны, которая уменьшала зависимость точности хода часов от окружающей температуры. Высота механизма вместе с деревянным основанием, на котором они смонтированы, около двух метров, примерно такая же длина, а ширина – немногим меньше полметра. Слева на металлических тросах висят гири.

Механизм состоит из множества бронзовых шестерен, сделанных вручную с очень высокой точностью. Диаметр самой маленькой из них десять сантиметров, самой большой – сорок. Основные детали отлиты из чугуна. Куранты работают по принципу всем известных домашних ходиков. Только вместо одной гири в них три: одна ходовая, другая для боя четвертей малыми колоколами и третья для боя часов. Все вместе они весят более восьми пудов. Как и у ходиков, здесь имеется маятник высотой в полтора метра и больше пуда весом. На всех колоколах стоит надпись: «Самгина». Самгины – это династия Самгиных, которая владела одним из лучших в России колокольным заводом. Колокола Самгиных отличались особым звоном, стоили недешево, но и заказывать их было престижно. Колокола Самгиных

звонили во многих российских церквях – например, в Храме Христа Спасителя в Москве, и даже в зарубежных приходах.

Куранты четырьмя своими колоколами, расположенными под циферблатом, мелодично отбивают каждые четверть часа, а самым большим – пятым – отбивают часы. Заводятся они один раз в двое суток ключом, внешне похожим на заводную ручку автомашины, которую теперь, конечно, можно увидеть только в старом кино. В советское время за подвод часов отвечал специальный работник, которому за это немножко доплачивали к зарплате.

Центральный колокол с орнаментом в виде виноградных листьев весит 180 килограммов, остальные четыре, подающие мелодию через четверть часа, по четыре пуда. Бой тульских часов в точности повторял бой московских курантов.

Старинные часы исправно шли до самого 1941 года. Когда немцы подошли к Туле, со здания заводоуправления их сняли. После войны вроде бы вернули на место, но тут выяснилось, что за это время часть деталей вышла из строя, поржавели тросики, разладился бой. Смонтированные заново на открытом воздухе старинные колокола, молоточки и металлические тросы оказались достаточно капризными. Под воздействием атмосферных осадков начали окисляться и не хотели работать. В конце концов, часы остановились, и их не спешили возвращать к жизни. В 1959 году, когда начали надстраивать заводоуправление и готовиться к предстоящему юбилею, неработающие заводские куранты вообще демонтировали.

Только через десять лет, когда завод получил проект на постройку нового здания, о них вспомнил директор Евгений Николаевич Сабинин. Это он предложил возвести над строящимся корпусом небольшую башенку, где установить старинные куранты. Почти тут же была составлена и утверждена смета подрядчикам, а потом появился специальный приказ директора завода о реставрации и отладке часов. Не случись этого решения, старинные часы скорее всего просто приказали бы долго жить.

Сформировали группу из четырех человек. Руководителем работ назначили начальника заводского конструкторского бюро механизации и автоматизации Михаила Пантелеевича Стрекачева, под руководством которого работали опытные слесари Алексей Дмитриевич Жогов, Михаил Васильевич Устинов и мастер-часовщик Виктор Иосифович Воинов, отец и дед которого многие годы ухаживали за этими ценным часами. Наверное, именно они-то и крутили за небольшую доплату раз в два дня ручку подзавода.

– Прежде чем взяться за эту необычную работу, пришлось изрядно поломать голову над тем, чтобы полностью восстановить и смонтировать махнизм, – делился позже впечатлениями Виктор Иосифович Воинов.

Одна из главных задач, поставленная перед теми, кто отвечал за восстановление, – не просто возродить часы к жизни, но и дать им новый циферблат. По мнению заводского руководства, прежний, если его поднять на высоту не девять метров, как раньше, а вдвое выше, попросту не будет виден.

К сожалению, не придумали ничего лучше, как стилизовать новый циферблат в дизайне своего времени, что напрочь убило всякое ощущение старины.

Подобные часы с похожим дизайном в то время установили в разных точках города, и ни одни из них, кстати, не отличались точностью хода. Видно, в девятнадцатом веке время ценили куда больше, чем в двадцатом.

Просто так увеличить круг, пропорционально удлинив стрелки, тоже не получалось. Нарушение изначально заданного их веса повлекло бы за собой нарушение точности часов. Надо было переделывать стрелки, сохранив прежнюю форму лиры. Перед заводскими конструкторами поставили соответствующую задачу, и по их чертежам на оружейном изготовили и обработали на специальных станках удлиненные с 750 до 1340 мм часовую и минутную стрелки. Также заводские инженеры разработали систему приводов с электроблоком для автоматической заводки, чтобы не крутить ручку для подзаводки. Впрочем, подведенное для дополнительных функций электричество – единственное, что отличает нынешний механизм от старинного.

До сегодняшнего новодела циферблат представлял собой простую оштукатуренную стену с алюминиевыми стрелками высотой примерно в два человеческих роста. А вот ответ на вопрос куда делся исторический циферблат так и остался невыясненным. Никто никогда им не задавался. Вполне вероятно, что где-то и хранится до сих пор в необъятных складах. Есть же похожая на правду легенда о том, что памятник Петру тоже сразу после войны обнаружили на заводской свалке – по-видимому, у стен кремля.

Судьба старинных часов – еще один показатель того, как в Туле относятся иногда к своим историческим реликвиям, когда нет на то соответствующей команды. С одной стороны у нас возводится уникальный музейный квартал, с другой на реставрацию вывесок на бывших торговых рядах деньги собирают сами горожане. Именно общественность, ценители тульской старины озаботились спасением последней водозаборной будки, чудом дожившей до наших дней. Теперь вот один из главных исторических брендов Тулы облепили зачем-то электроникой. И удивительно не то, что это сделали, а то, что кому-то такая мысль пришла в голову, и с ней безропотно согласились.