Легендарный тульский гравер и художник Иван Щербино открыл на чердаке маленькую «Третьяковскую галерею»

icon 14/06/2022
icon 07:10
Важная новость
Легендарный тульский гравер и художник Иван Щербино открыл на чердаке маленькую «Третьяковскую галерею»

Автор:

«Тульские новости» посетили дом заслуженного художника России и почетного гражданина Тулы Ивана Щербино.

Иван Щербино по профессии — гравер, по призванию — художник. Дома у него свой музей. Теперь уже официальный. На чердаке. Творит Щербино непрерывно, но сейчас много времени отнимает огород.

Помогает во всем жена Лия Шариповна. Вместе они уже 60 лет. Живут — душа в душу.

— Он человек уникальный. Не от мира сего, таких больше нет, — с гордостью смотрит она на мужа. — Он мне все помогает делать. Полы мыть не дает, посуду тоже. Я сам, говорит.

Творчество поглотило Щербино с рождения. Говорит, в школе изрисовал все учебники. Вместе с этюдами Иван Васильевич написал более 1000 картин, печаток и создал эскизы к бессчетному количеству ружей, многие гравировал сам, занимался даже резьбой по дереву, вел кружки в школах, возрождал ремесла. Коллега даже подарила бюст, который теперь стоит в гостинной.

— Классе в седьмом приобрел себе краски, сам сделал этюдник и увлекся пейзажем. Портреты тоже рисовал — Ленина по памяти мог рисовать. Настолько близко сошелся с этим образом. Сталина не так, а вот Ленина наизусть помню. Но портрет как-то не потянул к себе, — рассказывает Иван Васильевич.

Работы Щербино преподносят в подарок уважаемым людям. Никите Хрущеву, например. Подарок для секретаря - его первое самостоятельное ружье, которое Иван Васильевич создал создал в 1962-м году. После смерти секретаря сын «по глупости» сдал уникальную работу в комиссионку. В 90-е ружье выкупил мужчина за 200 тысяч рублей. Продал «Волгу», стал искать мастера, вспоминает супруга:

— Имени уже не помню, но приехал в Тулу, пришел на завод. Ему сказали, кто мастер. Но адрес не дали. Он и говорит таксисту: «Где у вас тульский левша живет?» Представляете, таксист его привез прямо к нашему дому.

Иван Щербино 40 лет проработал на оружейном заводе. Пришел после училища, где проявлял успехи. Только ему разрешили делать портрет Ленина в качестве выпускной работы.

— Никому не доверяли, а ему доверили, — рассказывает Лия Щербино.

По окончании училища присвоили седьмой разряд, которого на заводе и не было. Иван Васильевич заново дослужился до пятого разряда, потом ему дали диплом гравера-художника, повышенный оклад и разрешили ставить авторское клеймо на изделия.

— У нас у нескольких человек были личные клейма. Сделали — поставили и ушло. Без клейма контролер работы не принимал. Не по талону и все тут, — рассказал Иван Васильевич.

Действительно, когда Иван Щербино только пришел на завод, контролер не принимал его работы - самодеятельность. Но мастер не сдавался. Через два года работы перевели в другой цех — на творческую работу. Там Иван Васильевич познакомился с супругой Лией.

Вспоминает, что начальство всегда хорошо относилось к его идеям и самодеятельности. Работал по ночам, приносил эскизы — утверждали, как ружье Хрущева:

— К юбилею партии я делаю эскиз. А как показать развитие партии? На одной стороне одно название написал, на другой — другой. Вот это я отразил — названия и композиции с фигурками. Пришел к начальнику цеха утверждать, а он меня матом послал! «Что это ты тут понаписал? Иди сам утверждать».

Пришел к директору, раскрыл эскиз, объяснил все. Он сказал: «Это другое дело». Возвращаюсь к начальницу цеха, он на меня смотрит: «Ну что?» Говорю: «Приказал делать».

Художником Иван Щербино мечтал стать с детства, не поступил — родители посоветовали стать гравером. Мечту Иван Васильевич все же исполнил. Активно стал писать картины уже на пенсии. Рассказывает, что во все путешествия берет с собой холсты и краски. Этюды пишет на природе за пару часов, после — смотрит, как падает свет и создает свою большую картину. В последние годы увлекся созданием личных календарей с картинами. Последнюю серию посвятил 80-летию обороны Тулы. Его в печать, рассказывает, утвердил лично губернатор, поручил размножить и проконтролировать распространение министру образования области Татьяне Рыбкиной. Но дело как-то не пошло. Календарь в единственном экземпляре лежит в доме Щербино.

Дети Ивана и Лии Щербино стали резчиками. Подарили на 50 лет совместной жизни шкатулку, которую сделали сами.

Сейчас большинство работ из личной коллекции гравера-художника представлено в библиотеке на улице Октябрьской, 201. Желающие могут ознакомиться с ними.