«Живые» деньги в тульском морге: скандал замяли?

icon 02/06/2021
icon 07:35

©

Советский районный суд в конце прошлой недели вынес приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего руководителя областного Бюро судебно-медицинской экспертизы Дениса Желткова. Его обвиняли в присвоении с использованием служебного положения. По версии следствия, Желтков с июля 2019 года по 30 декабря 2020 года организовал ежемесячное начисление и выплату себе заработной платы и иных выплат, положенных за выполнение работы врача-эксперта, фактически не осуществляя данную деятельность. С этих махинаций он получил свыше 218 тысяч рублей.
 
Суд признал Желткова виновным и назначил наказание в виде штрафа. Сумма – 350 000 рублей. Также он лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления, сроком на 3 года.
 
Скандал – уголовное дело – приговор. Казалось бы, все, есть итог. Нет. 
 
Шумиха вокруг Бюро поднялась летом 2020 года. Тогда стали известны результаты проверки Генеральной прокуратуры, которая прибыла в Тулу после коллективного обращения сотрудников Бюро. 
 
Основа обращения – платные немедицинские услуги, которые, отмечалось, начали оказывать в Бюро еще в 2016 году. По данным сотрудников, описанным в жалобе, начальник Бюро Денис Желтков, а также его заместитель Михаил Фокин получали от оказания таких услуг доход. Назывались даже конкретные проценты - 4,7% и 4% соответственно.
 
- Учитывая личную финансовую заинтересованность руководства, стала иметь место нечеловеческая погоня за постоянным увеличением поступлений от платных услуг, и прежде всего, через создание административных препятствий для родственников умерших, не пожелавших заключать договор с бюро на оказание платных услуг. Так, тело умершего у бюро фактически надо «выкупать» за немалые суммы, вплоть до 15 тысяч рублей и более, - написано в жалобе.
 
Есть в жалобе и более громкое заявление.
 
 - Всего же за годы существования коммерческого отдела со слов самого заместителя начальника Фокина М. М. [прим. по делу Желткова проходил как свидетель]  было заработано порядка нескольких десятков миллионов рублей, - говорится в обращении.
 
Бесплатное омовение тел покойных мыльным раствором, говорится в обращении, в Бюро под запретом. 
 
Летом 2019 года, говорится в обращении, в Бюро были разработаны критерии оценки категории сложности проводимых работ. От «уровня», естественно, зависит и цена. Так, в документах, пишут сотрудники, появился пункт … «вес покойного». Насколько усложняют работу лишние килограммы испустившего дух, остается только догадываться. Трупы, уточняется, никто и не взвешивал.
 
По заверениям сотрудников, обязанности патологоанатомов в тульском морге исполняют [прим. на момент жалобы]  люди, не имеющие специального образования. Их называют «кассиром» и «менеджером» «коммерческого отдела». Они ранжируют трупы по еще одному критерию оценки сложности – наличие или отсутствие ранних гнилостных изменений.
 
Вот прейскурант платных немедицинских услуг.
 
 
 
Барберы, конечно, берут побольше, да и стрижка/сбривание усов не самая дорогостоящая услуга, но представьте жертву жуткого ДТП с пробитой головой, которого родственники хотят похоронить «по-человечески». Одно «восстановление головы» обойдется в 15 000 - 30 000 рублей. Санобработка, грим, побрить, постричь, бальзамировать, одеть, уложить и набегает просто нереальная сумма.
 
«По мелочи» набирается тоже прилично. 
 
 
 
Еще одна странность, описываемая в жалобе: судебно-медицинские эксперты заключают договор напрямую с родственниками умерших, то есть с лицами, которые могут быть заинтересованы в определенных выводах экспертизы. Это, уверены сотрудники, противоречит главному принципу – независимости.
 
 - Необходимо пояснить, что львиная доля сотрудников (экспертов, лаборантов, санитаров) была включена в структуру «коммерческого отдела» в принудительной форме под угрозой увольнения с основного места работы, - отмечается в жалобе.
 
Сотрудники также заявили, что на них постоянно оказывается давление со стороны руководства в части постановки диагнозов.
 
Важная деталь, которую отмечали сотрудники Бюро как в обращении в Генпрокуратуру, так и в районную, касалась участия судебно-медицинских экспертов в проведении исследований в ООО «Юрмед». Руководитель фирмы – Сергей Коновалов. В распоряжении редакции есть снимки, подтверждающие его дружбу (как минимум, знакомство) с сотрудниками, о которых идет речь. Правда, едва ли это является доказательством работы экспертов на коммерческую фирму.
 
Впрочем, интернет помнит все, и если сайт «Юрмеда» ныне не работает, то архивные ссылки работу на фирму подтверждают. Иначе как данные об эксперте Бюро оказались на сайте компании?
 
Коновалов, к слову, в марте этого года был признан виновным в мошенничестве. Вместе с адвокатами Гейкиной и Мушкиным они обманули сына предпринимателя Валерия Гринцова, который обвиняется по делу о незаконной добыче песка на 2 миллиарда рублей. Сыну Гринцова сообщили, что отца планируют отправить в СИЗО. Вопрос можно решить за 1 миллион рублей. Деньги якобы должны были пойти на взятку сотруднику ФСБ. Коновалову назначили штраф в 400 тысяч рублей.  
 
Работа экспертов Бюро в «Юрмеде» проверками подтверждена не была.
Вывод сотрудников, обратившихся в прокуратуру, напрашивался сам собой. Они просили компетентные органы возбудить уголовное дело. 
 
Итак, что выяснил и подтвердил надзорный орган? 
 
Платные немедицинские услуги в Бюро оказывались с 2017 года. Причем, системно. И речь идет не только о бальзамировании, предоставлении зала для панихиды и косметической обработке трупов. В прейскурант входила даже укладка тела в гроб…
 
Не стеснялись в Бюро сдирать денежки даже со стариков.
 
 - Ряд договоров заключен с социально незащищенной категорией граждан (пенсионеры и тд), которым навязывались платные услуги стоимостью от 5 до 20 тысяч рублей. Часть средств, поступающих от платной деятельности, перечислялась руководству Бюро, а также ряду иных лиц администрации Учреждения в виде выплат стимулирующего характера, - отметил надзорный орган.
 
Руководством Бюро также были изданы внутренние правовые акты, согласно которым, родственникам чинились препятствия при выдаче тел. Речь идет, вероятно, о том самом «выкупе» тел.
 
В прокуратуре заметили, что оказание платных услуг в рабочее время серьезно сказалось на эффективности судебно-медицинских экспертов в исполнении своих непосредственных обязанностей. Кроме того, подтвердились данные о нарушении правил дезинфекции и отсутствии нужного количества холодильников, из-за чего тела валялись на полу.
 
 
Материалы проверки Генпрокуратуры были направлены прокурору Тульской области, а также в региональное СУ «для уголовного преследования руководителей Бюро».
 
А теперь подробнее об истории с платными медицинскими услугами. Законны они или нет? История интересная. Услуги стали предметом спора регионального Минздрава и Тульского УФАС. Арбитражный суд принял решение, что платные немедицинские услуги являются незаконными, нарушающими законодательство о конкуренции. 
 
 - Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что услуги по санитарной и косметической обработке трупа, бальзамированию трупа, предпохоронному сохранению тел умерших не относятся к медицинской деятельности, а, следовательно, оказание таких услуг учреждением не отвечает целям его деятельности, равно как и целям деятельности государственных судебноэкспертных учреждений; оказание учреждением данных услуг может способствовать понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с учреждением, а значит нарушению прав потребителей на свободный выбор организации, оказывающей ритуальные услуги, и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке, - говорится в первом решении.
 
Минздрав его оспорил и… суд встал на сторону министерства
 
 - Проанализировав спорные положения устава, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренное право на ведение учреждением приносящей доход деятельности по оказанию немедицинских услуг направлено на достижение целей учреждения, закрепленных в пункте 2.1 устава, что соответствует положениям пункта 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ, - говорится в решении. 
 
Попытки УФАС «пободаться» еще раз результата не принесли. Кассационную жалобу антимонопольного органа не удовлетворили. Платные немедицинские услуги признали законными. 
 
Услуги «в законе», но законна ли, например, выплата процентов от их оказания в карман руководству Бюро? На этот вопрос, судя по всему, и должно ответить следствие. Есть ли уголовное дело? Есть. 
 
Летом 2020 года сообщалось, что уголовное дело после проверки прокуратуры возбуждено по статье 169 УК РФ – воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
 
По нашей информации сотрудники Бюро уже в 2021 году обращались в Генпрокуратуру. Поводом стала волокита при расследовании дела. В ответе [есть в распоряжении редакции] «федералы» пояснили, что отправляют обращение ниже – в региональную прокуратуру, но факт остается фактом – дело есть. По крайней мере, было в феврале этого года. 
 
Подтверждается наличие уголовного дела и документом из прокуратуры Зареченского округа. Там даже уточняется, что занимает им отдел по расследованию особо важных дел. 
 
«Тульские новости» будет следить за ходом данной истории.