История, прогремевшая на всю Россию: 5 лет со дня цыганского «бунта» в поселке Плеханово под Тулой

©
- Себестоимость строительства одного квадратного метра зависти от массы обстоятельств. Для начала от цены земельного участка и затрат на подведение инженерной инфраструктуры, если не нужно сотни миллионов рублей тратить, чтобы на участке были газ, вода — одна себестоимость, нужно — другая. Что, касается примера с Тамбовом. Я не знаю откуда в статистике взялась такая цифра — 20 тысяч за квадратный метр. Думаю, что если правильно все посчитать, то только 18-19 тысяч рублей уйдут на строительные материалы. Да, там говорят, была мода на деревянные дома. Возможно строительство таких столько и стоит, но, скорее всего, без внутренней отделки и инженерных коммуникаций. Теперь о стройке в областном центре и ее себестоимости. Наша компания, еще несколько других тульских застройщиков возводят в Туле жилье класса бизнес. Такое, как правило, строится в центре города. Конечно там в средние, опять же по статистике, 40-50 тысяч никак не уложишься. Тем более, мы штукатурим все стены, делаем всю электрику, водопровод и отопление — то же самое. И тут, говорят, про двадцать тысяч. Цифра, мягко скажем, странная. Другой вопрос, что надо анализировать ситуацию и работать над снижением себестоимости строительства», - сказал Афанасьев.
- Спрос у людей есть, они покупают, но не покупают первичное жилье. Почему? Значит, продукт не такой, как люди бы хотели. Чем отличается «первичка» и «вторичка»? Во вторичном жилье ты заезжаешь и начинаешь жить. В первичном бывает благоустройство не готова, проблемы со сдачей могут быть. Это другой уровень маркетинга и продаж, мне кажется. Но спрос на «первичку» есть. Тула, уверен, должна строить существенно больше. Вторичное жилье – это хорошо, но это не современная история, - считает Ющенко.
- Да, пандемия, но давайте не забывать: среди полусотни строительных компаний, которые работают в Тульской области, резкий обвал показателей начался в январе-феврале, до пандемии. И сразу после рекордно высоких показателей за ноябрь и декабрь 2019 года. Падение – в несколько раз! Полагаю, одна из главных причин – излишне резкий переход отрасли на работу с использованием специальных банковских эскроу-счетов. Цель, безусловно, благородная: не станет такого явления, как «обманутые дольщики». Минимизируется и число банкротств строительных фирм. Методика – международная, она успешно работает. Строители получают деньги только после возведения дома и сдачи его в эксплуатацию. Никаких «авансов». Однако механизм введения новой схемы работы - жесткий и «сжатый» по срокам. У многих компаний нет миллиардных сумм собственных средств, чтобы начинать новые стройки. Брать банковские кредиты такого масштаба – очень рискованно. Есть и другие трудности. Эксперты говорят, что при таком подходе до 30-35% участников рынка жилищного строительства РФ – в основном малые и средние фирмы – уйдут из бизнеса. Станет еще хуже. По сути, у нас сейчас достраивают дома за счет средств дольщиков – собственников оплаченных квартир. А «задел» реальных площадок для новостроек через эскроу-счета упал – по разным оценкам - на 20-40%. Переход на новый механизм возведения домов должен быть плавным, рассчитанным за 2-3 года, как было в других странах. И с определенным смягчением отдельных требований упомянутой методики, - считает Савенков.
- Обратите внимание, у нас есть колоссальное стимулирование спроса. Мы знакомы с экономикой, и, если мы занимаемся лишь стимулирование спроса, это неминуемо приводит к увеличению цены. Это мы сейчас и пожинаем. У нас есть госпрограммы под 5%, 6%, есть программы у банков, есть программы с застройщиками. Это все стимулирование спроса. А что нужно делать? Есть масштабные примеры. Посмотрите как сейчас развивается сельское хозяйство. Какой формат по сельскому хозяйству в банковской системе? Это субсидированные кредиты. Это государственная программа. Аграрии получают финансирование в районе 1% годовых, есть и меньше. Это как раз стимулирование предложения. Второй фактор стимулирования предложения – это инвестиционная привлекательность региона. Может, совместно с правительством подумать, построить инфраструктуру, выделить участок и за счет эффекта масштаба, себестоимость этой инфраструктуры для каждого застройщика будет гораздо меньше. На мой взгляд, если мы сохраним стимулирование спроса и запустим стимулирование предложения, многие проблемы, которые мы обсуждаем, уйдут в прошлое, - считает Тюльпинов.