Интервью с ветераном Василием Мирошниченко: о жизни после войны и переименовании Сталинграда

© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»
В преддверии праздника 80-летия Великой Победы Василий Маркович Мирошниченко дал интервью корреспонденту "Тульских новостей". Публикуем вторую часть текстового интервью.
С первой частью и видеоинтервью вы можете ознакомиться по ссылкам.
В фильмах про Великую Отечественную войну можно увидеть тяжёлые условия, в которых находились бойцы. А можете рассказать, чем питались, как был устроен быт?
Расскажу, почему же не рассказать. Все задают этот вопрос. За октябрь месяц была только одна баня. Как это выглядело: было две машины, одна нагревала воду, а вторая была с бочкой, в которую мы заталкивали гимнастёрки и бельё, пускали пар и убивали вшей. А в землянке, что делали? Снимали рубашку или, извините, штаны вокруг горячей бочки. Слышался треск, и стоял запах вшей. Мылись в палатке, сверху была сеточка, откуда брызгала вода, а работал генератор. То он работал, то свет гас, и вода прекращалась. Намылился, а воды нет — обтираешься и всё. На мытьё давали всего 15 минут. Не успел — воды нет, вытираешься старым бельём. Под ногами были наложены деревянные счёты, а на улице мороз под -10 градусов. Вот один раз в районе Глубокого Яра организовали такую помывку. Мы поменяли бельё на свежее, а через час вши опять перелезли.
Что ели? На день давали 3 сухаря, брикетики и сухой паёк. А зимой — мороз. Имейте в виду, хлебушек сразу замёрзнет при -20 градусах в вещмешке. Сухари, брикетики, полуфабрикаты, гречневая крупа, полу варёная, пшённая. Брикетик был похож на тот, в котором сегодня продают сливочное масло. Если была возможность, и где-то в окопе был перерыв, можно было разжечь костёрчик, подогреть в котелке снег, размочить этот брикетик и нагреть хотя бы так, чтобы он стал тёплым. А если нет — просто так и жили.
Пшеничная и гречневая каша. Консервы давали американские. Вот это я имею в виду, когда говорю о Сталинградской битве. В других местах у нас всё было по-другому. Если появлялась горячая пища, то её приносили в термосах разносчики на передний край. Вот, допустим, на 2-3 расчёта нам приносили двадцатилитровый термос. Это было очень хорошо.
Радовались, что нам привезли борщ. А борщ из чего? Из сушёной свёклы, сушёной морковки, сушёного лука и консервов. А они тоже были разные: был фарш американский, а были ещё консервы с американской наклейкой, а на самом деле это были консервы с солониной бразильской. Их жевать было невозможно, они становились жёсткими от соли. Повар добавлял их, когда варил перловую кашу. Вот с перловой кашей они варили эту солонину. Сало давали не всегда, периодически по 100 граммов на день. Ещё давали сахар по 20 граммов, такие кусочки. Сахар был кусковой, его ломали на такие кусочки.
Махорка была, я, правда, не курил. Отдавал махорку только тем, кто курит. Вот такое питание было. Сейчас наши внуки на передовой, конечно, не станут. Питание было скудным. А даже простудных заболеваний ведь не было. Что влияло, что действовало на организм в то время? Загадка.
Это, наверное, закалка, и возможно, даже то, о чем я вам говорил: когда мы росли, испытывали нужду во всём вместе. Страна выходила из тяжёлого положения, и мы вместе с ней. Это нашло отражение в нашем характере. Мы хотели победы, мы хотели жить лучше.
Помните, какая была первая мысль в голове, когда узнали, что вот все кончилось?
Жив, что я остался жив. И вот тогда, когда закончилась война, когда мы кричали: "Ура, мы победили!" Обращаю ваше внимание: мы победили тогда, когда уже закончилась война. Мы не кричали: "Победа будет за нами". Только один раз Сталин сказал: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами".
А сегодня мы, к сожалению кажется, порой опережаем события в части победного конца.
Какие были первые годы после войны, как это выглядело?
Первые годы после войны, я был в Германии. До 50-х годов, в Германии я видел груды камней от Берлина. Разборка завалов выбирали оттуда тех, кто оставался под завалами, и тоже самое происходило у нас, здесь, на территории Советского союза. Сплошные руины…
Во время своего выступления на форуме «Вторая мировая война: история и историческая память в России и мире» вы уделили большое внимание важности переименования Волгограда в Сталининград. Это связано желание восстановить историческую справедливость и сохранить память?
По сути дела это святой город, где отдали жизни миллионы людей. Не только в самом Сталинграде. Это кощунство, что город, где решалась судьба не только Советского союза, там решалась судьба всего мира. Сегодня, мы о Сталинграде помним, только по символу. А ведь Родина Мать с мечом нужна была, чтобы быть в памяти не только нынешним поколением, а на многие ещё столетия и даже тысячелетия. Как египетские пирамиды народу.
Что бы вы хотели сказать молодежи о патриотизме и любви к родине?
Что я хочу сказать? Чтобы молодёжь наша, вот внуки, правнуки и праправнуки у меня они уже есть, помнили, что у нас у каждого Живущего в России есть 2 ценности. Мама, давшая нам жизнь, и страна, в которой мы родились, они нуждаются в любви, уважении. В том, что мы их берегли, и если угроза нагрянет, а она сегодня у нас есть, мы с вами были настроены на защиту.
...
Редакция "Тульских новостей" благодарит Василия Макаровича за беседу, желает ему крепкого здоровья, сил, бодрости духа и счастья для его родных и близких.
Спасибо за удивительную историю.