«Живые» деньги в тульском морге
©
В «Бюро судебно-медицинской экспертизы» ныне неспокойно. Не так давно проверку там провела прокуратура и ее результаты стали известны СМИ. Нарушений найдено довольно много. Настолько много, что морге всерьез «запахло» уголовными делами. Материалы проверки были переданы в следственные органы.
Сотрудники Генпрокуратуры нагрянули в Тулу в начале лета. Гостили больше недели. Поводом для проверки, по некоторым данным, стали многочисленные жалобы на работу Бюро. В том числе, жаловались сами сотрудники государственного учреждения. В мае 11 сотрудников Бюро (в том числе, 8 заведующих в районах области) написали открытое письмо в адрес Минздрава, а также руководителей прокуратуры, ФСБ, СК и Роспотребнадзора. Речь идет о федеральном уровне. На региональном уровне, похоже, решить проблемы было сложнее… Жалоба оказалась в распоряжении «Тульских новостей». Красной нитью в обращении проходят деньги.
Так, отмечается, что «платные немедицинские услуги» появились в Бюро еще в 2016 году. По данным сотрудников, описанным в жалобе, начальник Бюро Денис Желтков, а также его заместитель Михаил Фокин получали за это вознаграждение. Называются даже конкретные проценты - 4,7% и 4% соответственно..
- Учитывая личную финансовую заинтересованность руководства, стала иметь место нечеловеческая погоня за постоянным увеличением поступлений от платных услуг, и прежде всего, через создание административных препятствий для родственников умерших, не пожелавших заключать договор с бюро на оказание платных услуг. Так, тело умершего у бюро фактически надо «выкупать» за немалые суммы, вплоть до 15 тысяч рублей и более, - написано в жалобе.
Бесплатное омовение тел покойных мыльным раствором в Бюро под запретом. Услуга отнесена в категорию платных, а тела «промывают» обычной водой. Сотрудники уверены, что это может стать причиной распространения коронавируса (повторимся, обращение было написано в мае). В качестве примера приводят гибель носителя COVID-19 в ДТП.
- Получается, что если родственники умершего не заключают договор с ГУЗ ТО «БСМЭ», то даже элементарное омовение трупа мыльной водой запрещено (руководством за этим строго следит). Это, видимо, продиктовано личными корыстными интересами. Доводы сотрудников о том, что все это является прямым нарушением санитарных норм и рано или поздно приведет к инфицированию прощающихся с покойником, воспринимаются «в штыки» вплоть до увольнения, - говорится в обращении.
Летом прошлого года, говорится в обращении, в Бюро были разработаны критерии оценки категории сложности проводимых работ. От «уровня», естественно, зависит и цена. Так, в документах, пишут сотрудники, появился пункт … «вес покойного». Насколько усложняют работу лишние килограммы испустившего дух, остается только догадываться.
Дальше – больше. По заверениям сотрудников, обязанности патологоанатомов в тульском морге исполняют люди, не имеющие специального образования. Их называют «кассиром» и «менеджером» «коммерческого отдела». Они ранжируют трупы по еще одному критерию оценки сложности – наличие или отсутствие ранних гнилостных изменений.
Еще одна странность, описываемая в жалобе: судебно-медицинские эксперты заключают договор напрямую с родственниками умерших, то есть с лицами, которые могут быть заинтересованы в определенных выводах экспертизы. Это, уверены сотрудники, противоречит главному принципу – независимости.
- Необходимо пояснить, что львиная доля сотрудников (экспертов, лаборантов, санитаров) была включена в структуру «коммерческого отдела» в принудительной форме под угрозой увольнения с основного места работы, - отмечается в жалобе.
В Туле судмедэксперты также занимаются консультациями адвокатов и юридических фирм. В жалобе речь идет о фирме «ЮрМед». Согласно «Картотека.ру», компания также осуществляет деятельность, связанную с судебно-медицинской экспертизой.
Руководство Бюро, уверены сотрудники, окружило себя не только друзьями, но и родственниками. И если покойников в Бюро не моют, то рука руку точно.
Среди подписавшихся под жалобой – судмедэксперт из Новомосковска.
Заведующий отделения же стал одним из героев обращения в контролирующие органы. Коллеги обвиняют его в постоянных прогулах (по несколько недель без объяснения причины) и агрессивном поведении. В приступах ярости, поясняют судмедэксперты, руководитель швыряет ножи и молотки, а также угрожает врачам … мачете.
Сотрудники также заявили, что на них постоянно оказывается давление со стороны руководства в части постановки диагнозов.
- Просим возбудить уголовное дело с целью всестороннего и всеобъемлющего рассмотрения вышеизложенных фактов, взять расследование на личный контроль и организовать ее в кратчайшие сроки силами центрального аппарата, чтобы исключить возможность внутрирегионального влияния. С уважением, коллектив ГУЗ ТО «БСМЭ», - заканчивается жалоба.
Жалобы на работу Бюро, заметим, «всплывают» в социальных сетях и СМИ регулярно. Так, в начале весны были опубликованы снимки из отделения в Туле, где на полу лежали, а скорее даже валялись, порядка 20 тел.
- Было установлено, что в морге находятся невостребованные тела, захоронение которых возможно только после получения соответствующих документов от правоохранительных органов. 5 и 6 марта, после получения разрешения, тела переданы на захоронение, - заявили тогда в региональном Минздраве после выездной проверки.
А в 2017 году в Туле вообще ввели ограничение на вскрытие покойников. Руководитель Бюро (уже Желтков) пояснял, что проблема возникла из-за ограничений работы моргов в Веневском и Щекинском районах. В последнем, например, сотрудники ушли … в отпуск.
Интересно, что в той же публикации «Тульских новостей» Желтков пояснял что «теперь услуги по приведению тел в порядок, в том числе, бальзамирование, они не оказывают».
Из других «странностей», можно вспомнить пожар Бюро Белевского района. Причиной возгорания называли поджог.
Итак, далее результаты проверки Генеральной прокуратуры.
Платные немедицинские услуги в Бюро оказывались с 2017 года. Причем, системно. И речь идет не только о бальзамировании, предоставлении зала для панихиды и косметической обработке трупов. В прейскурант входила даже укладка тела в гроб…
Не стеснялись в Бюро «сдирать» денежки даже со стариков.
- Ряд договоров заключен с социально незащищенной категорией граждан (пенсионеры и тд), которым навязывались платные услуги стоимостью от 5 до 20 тысяч рублей. Часть средств, поступающих от платной деятельности, перечислялась руководству Бюро, а также ряду иных лиц администрации Учреждения в виде выплат стимулирующего характера, - отметил надзорный орган.
Руководством Бюро также были изданы внутренние правовые акты, согласно которым, родственникам чинились препятствия при выдаче тел. Речь идет, вероятно, о том самом «выкупе» тел.
В прокуратуре заметили, что оказание платных услуг в рабочее время серьезно сказалось на эффективности судебно-медицинских экспертов в исполнении своих непосредственных обязанностей. Не удалось утаить от надзорного органа и связи сотрудников с «ЮрМедом». Кроме того, подтвердились данные о нарушении правил дезинфекции и отсутствии нужного количества холодильников, из-за чего тела и валялись на полу.
Не смогли найти прокуроры доказательства угроз со стороны руководителя отделения в Новомосковске.
Материалы проверки Генпрокуратуры были направлены прокурору Тульской области Роману Праскову, а также в региональное СУ «для уголовного преследования руководителей Бюро». На этот раз, похоже, все серьезно. Хотя уже после проверки прокуратуры Минздравом и Бюро была одержала одна победа.
Дело в том, что с «платными немедицинскими услугами» уже боролись областная прокуратура и Тульское УФАС. Первые в прошлом году провели проверку, вторые вынесли решение о том, что таким образом нарушается закон «О защите конкуренции». Тогда речь шла все о том же: прокате зала для проведения панихиды и обряда поминания, платных услугах по бальзамированию и косметической обработке трупов.
- Оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Законом №73-ФЗ. <…> Ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке трупа, услуги по бальзамированию трупа, предпохоронному сохранению тел умерших не относятся к медицинской деятельности, а, следовательно, оказание таких услуг не отвечает целям деятельности ГУЗ ТО «БСМЭ», а также не отвечает целям деятельности государственных судебно-экспертных учреждений, и в свою очередь образуют рынок свободного обращения товара, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам, - гласило решение Арбитражного суда.
Региональный Минздрав пробовал судиться с УФАС и суд изначально был на стороне последних. Правда, буквально пару недель назад 20 Арбитражный апелляционный суд принял решение в обратную сторону.
- Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.11.2019 по делу № А68-11122/2019 отменить. Заявленные требования министерства здравоохранения Тульской области удовлетворить. Признать недействительным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26.07.2019 по делу № 03-03/02-2018 (исх. № 3/2860) в части признания министерства здравоохранения Тульской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», - говорится в решении.
Что законно, а что нет (и насколько), покажет новое «вскрытие» прокуратуры и следствия.
Читайте также наше расследование о похоронном бизнесе «Если завтра ты умрешь».