Диагноз о «тяжелом кризисе» в ОПК Тульской области не подтверждается
©
С недавнего времени в «около политических кругах» Тульской области, а также в ряде федеральных «экономических тусовках» ходят упорные слухи о тяжелом кризисе в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Мол, объемы производства падают, прибыль - на нуле и даже в минусе, новых разработок почти нет. В общем, отрасль поразила опасная болезнь. Среди регионов, где это стало «очень заметным» упоминают и Тульскую область.
Попробуем разобраться в ситуации.
В Тульской области сегодня работают 25 предприятий и КБ ОПК, где трудится свыше 35 тысяч сотрудников. Наш регион – в числе 10-ти крупнейших субъектов страны по выпуску оборонной продукции и – второй в ЦФО (после Московской области) по ее экспорту в страны дальнего зарубежья.
В общем объеме поставок тульской продукции потребителям на долю изделий оружейных заводов и КБ приходится более 20%. Остальное – химия, металлургия, гражданское машиностроение, пищевая отрасль, транспортное производство, сельское хозяйство, строительство, энергетика.
Итак, в ноябре 2019 года многие тульские предприятия стали публиковать финансовые ежеквартальные отчеты. Информация расположена на сайте «Центра раскрытия корпоративной информации». При желании, каждый интересующийся, через систему платной подписки, может получить доступ.
Пока отчитались не все, а лишь некоторые субъекты тульского ОПК. Но – достаточно известные. Опубликовав данные нескольких предприятий «оборонки», мы заинтересовались обозначившихся в них общей тенденцией по снижению финансовых показателей текущего периода. Так, согласно предоставленным данным, у ряда предприятий ОПК в этом году не самая благоприятная, с финансовой точки зрения, ситуация.
Выручка АО «Тулаточмаш» за 9 месяцев 2019 года составила 6 630 004,0 тысячи рублей, что на полмиллиарда рублей меньше, чем аналогичный показатель за январь-сентябрь прошлого года (7 104 087, тысяч рублей).
Стоит отметить, что чистая прибыль предприятия сейчас составила 537 116,0 тысяч рублей, а в прошлом году цифры были выше - 831 516,0 тысяч рублей.
Как бы, тревожны показатели другого тульского оборонного предприятия - ПАО «НПО «Стрела». По сравнению с тремя кварталами 2018 годом, валовая прибыль предприятия упала с 466 359 тысяч рублей до 261 112 тысяч рублей. А совокупный финансовый результат за данный период снизился с 299 075 тысяч рублей до 6 880 тысяч рублей.
И, наконец, Тульский оружейный завод. Год назад чистая прибыль за 9 месяцев составила 1 363 951 тысяч рублей. В нынешнем году – пока убыток, минус 417 765 тысяч рублей.
Хотя здесь пока нет самых крупных субъектов тульской «оборонки» («КБП», «Туламшазавод», «Щегловский вал», «Сплав»), разве это не повод для беспокойства?
Пока ответим так. Эти данные могли стать источником упоминаемых слухов.
А теперь – о некоторых особенностях производства, реализации оборонной продукции и получения за нее «живых» денег.
Есть свои процессы в жизненных циклах промышленных предприятий (машиностроение, металлообработка, ОПК), которые во многом зависят от поступлений выручки по контрактам за произведенную и сданную заказчику продукцию. Но – не сразу, а через несколько месяцев после ее фактической поставки получателю. Нередко - в конце календарного года.
Никто не замечал, что в начале года (январь - май) финансовые итоги работы тех же оборонных предприятий почти не растут? А потом – в течение нескольких месяцев – в разы и даже в десятки раз? Значит, сдали продукцию, исполнили заказ и – главное – получили деньги.
Был такой случай. Несколько лет назад три крупнейших оборонных фирмы Тульской области за два последних месяца получили сразу столько, что регион полностью закрыл все налоговые обязательства, показал чудесный индекс промышленного производства и суммарную прибыль субъектов экономики. А до того, вплоть до августа – почти по всем параметрам – «минусовал».
Кто сказал, что сейчас – не то же самое? Берем для сравнения данные по отгрузке потребителям всей тульской продукции за 9 месяцев 2019 года. Более 700 млрд рублей. Или – плюс 14% к данным за тот же период 2018 года. «Разрезаем» эти данные по отраслям экономики, и оказывается, что там, где числятся продажи «иных» товаров и услуг (оборонку «рассыпают» по нескольким товарным группам) объем поставок вырос в среднем на 12%.
Вспомним совещание по вопросу о недопущении сокращений производства на предприятиях «оборонки» во время визита к нам в октябре Секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева. И аналогичные встречи в Минобороны РФ, где было доложено о выполнении гособоронзаказа по всем основным системам вооружений для ВС России.
Небольшая цитата. Генеральный директор ПАО «НПО «Стрела» Вячеслав Чапкин уверен, что 10-20% реального падения поставок по объективным причинам - это не повод для паники. Многие предприятия, и они в том числе, эти потерянные проценты в заказах наберут в течение нынешнего года!
Он сказал: « У нас есть указание от концерна «Алмаз-Антей», что никаких сокращений не должно быть, зарплату мы платим, мы - прибыльные. На днях подписываем соглашение на покупку новой спецтехники. Я не вижу ни каких проблем и угроз ПАО «НПО «Стрела»!
Да, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал установку к 2025-му году нарастить долю гражданской продукции до 30% общего объема производства ОПК, а к 2030-му - до 50%. А диверсификация отечественного ОПК должна укрепить устойчивость оборонно-промышленного комплекса в условиях сокращения гособоронзаказов.
И такая работа в Тульской области ведется. Уже полтора десятка предприятий представили список предполагаемых видов гражданской продукции, выпуск которой они намерены освоить в ближайшее время. И сделают это.
Так что, выводы о финансовой несостоятельности и снижении выручки на предприятиях ОПК говорить рано. Подождем до февраля-марта следующего года, когда огласят конечные цифры. И еще раз вернемся к теме про «Оружейную столицу России».