Спектакль окончен: в Тульской области завершился театральный фестиваль «Толстой»
©
Отыграли последние спектакли четвертого международного театрального фестиваля под открытым небом «Толстой» в усадьбе «Ясная Поляна». Хоть это театральное событие пробыло всего каких-то четыре дня, с 4 по 7 июля, в Тульском регионе, но впечатлений оставило на год вперед, до следующего фестиваля.
«Толстой» в этом году позиционировался организаторами как театральный праздник для всей семьи. Член оргкомитета фестиваля «Толстой», директор усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая рассказывала, что в этом году выдалась насыщенная детская программа.
«Фестиваль вышел на новый уровень. Он уже живет своей насыщенной жизнью. Специально для фестиваля создавались и создаются проекты. Я очень рада, что в этом году у нас была очень насыщенная детская программа. И мне кажется, что неофициальной темой фестиваля была тема семьи. Ведь наверняка вы знаете, как сам Толстой любил проводить время с семьей, устраивать домашние театры. И я рада, что фестиваль продолжает собирает семьи, дает возможность провести время вместе, открывая для себя новый мир театра», - рассказала Екатерина Толстая.
Один из наиболее востребованных режиссеров страны Семен Александровский совместно с драматургом Михаилом Дурненковым для этого фестиваля создали спектакль в поле «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.», в котором зрителей делили на две группы: мужскую и женскую. Их маршруты начинались в разных местах, а дальнейший путь, соединения или разъединения, во многом зависел от участников прогулки.
Режиссер Александра Ловянникова подготовила квест для младших школьников, чтобы познакомить их с «Войной и миром» раньше школьной программы. А детский проект «Чердак» Музея современного искусства ПЕРММ устраивал творческую площадку, на которой дети увидели и нарисовали Льва Николаевича не как великого писателя, а как жителя Ясной Поляны.
В саунд-драме режиссёра Алексея Размаховамаленькие зрители на время спектакля превращались в настоящих музыкантов и помогали повзрослевшему Николеньке Иртеньеву воспроизвести бесконечный мир звуков из богатого событиями и переживаниями детства.
Режиссер Ирина Кудряшова и руководитель фольклорного ансамбля «Вереница» Юлия Бортулева создали музыкальный спектакль на основе воспоминаний яснополянских крестьян о Толстом. Как звучала деревня Ясная Поляна сто лет назад? Как говорили крестьяне в деревне – акали, гэкали? И звуки, и песни, и особенный крестьянский говор – основа музыкального спектакля «Пятница. Досужие разговоры в ожидании гостя».
Проект Arzamas в начале июля выпустил гид для детей по Ясной Поляне и фестивалю «Толстой». Также образовательный онлайн-проект «Полка» готовил серию подкастов о классической литературе в современном театре. В первом эпизоде приняли участие арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская и программный директор фестиваля «Толстой» Павел Руднев.
Именно он, Павел Руднев, поделился несколькими секретами подготовки и с какими проблемами пришлось столкнуться организаторам фестиваля.
«Не так сильно изменилась программа с прошлых лет. По-прежнему стояла задача показать самое лучшее, что ставилось по произведениям Толстого. Мы учли опыт прошлого года, когда самыми востребованными спектаклями были так называемые променад-спектакли, которые поднимали зрителей из кресел и выводили в самые дальние уголки усадьбы.
Но несмотря на то, сколько нам удается привлечь театров из разных стран, тем не менее, не все готовы адаптировать под такие, можно сказать, полевые условия свои спектакли. И много театров по этой причине нам и отказали, это и была одна из проблем, с которой мы столкнулись, готовя афишу фестиваля», - поведал Павел Руднев.
Он также рассказал про спектакль, который официально открыл фестиваль. Им была классическая постановка «Анна Каренина» болгарского театра «София».
«Это полноформатный классический театр, как мы его привыкли понимать. Со сценическими костюмами того времени, что сейчас бывает довольно сложно увидеть. Постановка очень красочная и яркая – поэтому именно эта «Каренина» и открыла наш фестиваль», - рассказал программный директор фестиваля.
Вообще, в этом году на фестивале показали сразу три «Анны Каренины». Зритель мог «прочитать» знаменитый текст в трёх режиссерских версиях: частный театр из Латвии Ģertrūdes Ielas Teātris привез спектакль экспериментальной формы «АННА: ЛЮБОЛЬ», театр «София» из Болгарии, о которой мы упоминали выше, показал классическую постановку романа. И закрывал фестиваль премьера Тульского академического театра драмы – спектакль о тотальной нелюбви «Каренины» режиссёра Евгения Маленчева, работающего с современным прочтением текста.
Еще из заявленных театров на малой сцене Государственный русский театра драмы имени Фазиля Искандера из Сухума показали спектакль «Хаджи-Мурат» по повести Толстого, которую редко ставят на сцене.
Краснодарский молодежный театр представил
постановку «Дьявол» о человеке, который становится жертвой иррациональной мистической силы любви.
В ночной программе показывали спектакль «Иллюзии» о любви, ради которой стоит существовать и нуждаться в смысле существования, по пьесе драматурга
Ивана Вырыпаева (Театр.Акт из Казани) и «Фабричные» по пьесе Александра Володина («307-я студия» из Москвы). Некоторых из актеров последнего тульская публика помнит еще студентами – они приезжали в Ясную Поляну в 2015 году в рамках гастролей Театральной школы Константина Райкина.
В этом году фестивальная программа расширила не только географию приглашенных театров, но и географию площадок. Дополнительными площадками стали Тульский академический театр драмы и творческий индустриальный кластер «Октава». Впервые в программе фестиваля тульские театры были представлены пятью театральными проектами. Также в этом году в фестивале участвовали театры из Болгарии, Латвии, Абхазии, лектор из Великобритании, и впервые – китайский национальный театр из Пекина. Артисты представили проект на основе произведения Толстого «Плоды просвещения».
Ну и конечно же возросло количество зрителей фестиваля. В этом году количество посетителей фестиваля насчитывалось около девяти тысяч. Все билеты на все спектакли были раскуплены в считанные часы. Желающим увидеть хоть одним глазком именитые зарубежные театры приходилось стоять в очереди за билетами, чтобы попасть на территорию усадьбы.
Небольшим подарком от организаторов фестиваля стала огромная надпись «Толстой» при въезде в усадьбу. Каждый, кто подъезжал к «Ясной Поляне» точно знал, что он едет туда, куда нужно.
Но вот этот театральный праздник подошел к концу. Фестиваль «Толстой» оставил всем сопричастным неизгладимое впечатления от увиденного и услышанного.
И организаторы, немного переведя дух, уже начинают готовиться к следующему фестивалю. А в 2020 году «Толстой» будет праздновать первый юбилей. Что ждать всем поклонникам театра и творчества Льва Николаевича Толстого рассказала Екатерина Толстая.
«Когда мы формировали заявки на этот год, у нас уже сложилась некая договоренность с несколькими театрами, которые не смогли приехать в этом году. Но пока раскрывать все секреты не буду. Могу сказать только, что программа следующего юбилейного фестиваля уже почти сформирована», - поделилась Екатерина Толстая.
А нам зрителям только остается гадать, что же будет ждать нас на следующем фестивале «Толстой».
Валерия Дьячкова