Тульской библиотеке передали мини-копию памятника Петру I

icon 26/06/2022
icon 16:28

Волонтеры проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле» приняли участие в церемонии передачи в Городскую библиотеку №6 мини-копии памятника Петру I.

С 70-х годов ХХ века статуэтка хранилась в личном собрании Аллы Николаевны Щегловой. После смерти владелицы ее ученица Елена Шитова решила передать предмет на память в библиотеку. Посетив презентацию петровского проекта, тулячка обратилась к журналистам с предложением собрать материал, посвященный уникальному творению скульптора Роберта Баха. 

Проект «Наследие Петра Великого на тульской земле» реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области. Для знакомства с биографией и творчеством автора памятника были изучены материалы Российской академии художеств. Работая в области станковой пластики, Бах создал целую галерею бронзовых бюстов. Среди них: Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Гоголь. Но настоящую всероссийскую славу ему принесло создание памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. 1901 год тоже ознаменовался началом крупной работы: в связи с грядущим столетием со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, Русское музыкальное общество выступило с инициативой создания памятника композитору. А в 1909 году к празднованию своего 200-летия начал готовиться Тульский оружейный завод.

Многие монументальные работы Роберта Баха в советское время были уничтожены. Например, памятник Александру III в Иркутске был сброшен с пьедестала и уничтожен во время первомайского субботника, в 1920 году. И здесь Туле очень повезло. В нашем городе сохранилось уникальное творение талантливого скульптора.

История тульского памятника Петру Первому отражена в ряде печатных публикаций, которые хранятся в библиотечном собрании.  К теме обращались Ирина Антонова, Михаил Тенцер, Сергей Гусев, Валерий Руденко. Судьба монумента не была безоблачной с самого начала. Сделка со скульптором чуть не сорвалась из-за того, что заказчики слишком рьяно торговались. Еще одним спорным моментом стал вес бронзовой скульптуры, и автор возмущенно писал:

«Принято обыкновенно оценивать художественное произведение по художественному достоинству, а никак не по количеству употребленного материала. Во всей моей практике мне еще не приходилось отпускать свои произведения на вес».

Но в наибольшей опасности скульптура оказалась в 1918 году, когда был утвержден Декрет о памятниках республики. В Документе значилось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».

С этого времени начинается совершенно неповторимая история – каждый исследователь рассказывает ее по-своему. Ведь документов о существовании памятника с 1918 по 1950-е в научном обороте практически нет. Буквально за полвека тульский Петр обрел сразу несколько легенд.

«Легализовать» памятник Петру Великому в Туле - вынести с территории предприятия и поставить на всеобщее обозрение на нынешнее место – удалось лишь в 1962 году, в рамках празднования 250-летия Тульского оружейного завода. Но статус достопримечательности он обрел не сразу. Например, в наборе открыток 1964 года памятника Петру еще нет. А тиражировать в виде сувенирных статуэток его и вовсе начали только в 1970-х. Сегодня мини-скульптуры из бронзы и бакелита периодически можно встретить на интернет-аукционах для любителей раритетов советского времени.

Церемония дарения завершилась стихотворением тульского поэта Валерия Ходулина, которое прочитала библиотекарь Ирина Голубцова.

Он летит на холеном коне у Невы.

Он идет по Кронштадту

В заморском камзоле,

Но такого, как в Туле,

Не встретите вы,

Чтоб с кувалдою царь,

Чтобы руки в мозолях,

Чтобы волос,

Густой,

Как в июне трава,

Падал чуть не до плеч

Водопадом волнистым,

Чтобы выше локтей

У царя рукава,

Чтобы фартук прожгли

Раскаленные искры.

В наши дни без памятника Петру Великому Тулу представить невозможно. Это действительно произведение искусства, которое наполнено энергией, чувством и движением. Низкий поклон людям, благодаря которым уникальная бронзовая скульптура появилась в городе и была сохранена вопреки всем политическим катаклизмам.






Материал предоставлен нашими партнерами