Тульской библиотеке передали мини-копию памятника Петру I
Волонтеры проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле» приняли участие в церемонии передачи в Городскую библиотеку №6 мини-копии памятника Петру I.
С 70-х годов ХХ века статуэтка хранилась в личном собрании Аллы Николаевны Щегловой. После смерти владелицы ее ученица Елена Шитова решила передать предмет на память в библиотеку. Посетив презентацию петровского проекта, тулячка обратилась к журналистам с предложением собрать материал, посвященный уникальному творению скульптора Роберта Баха.
Проект «Наследие Петра Великого на тульской земле» реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области. Для знакомства с биографией и творчеством автора памятника были изучены материалы Российской академии художеств. Работая в области станковой пластики, Бах создал целую галерею бронзовых бюстов. Среди них: Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Гоголь. Но настоящую всероссийскую славу ему принесло создание памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. 1901 год тоже ознаменовался началом крупной работы: в связи с грядущим столетием со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, Русское музыкальное общество выступило с инициативой создания памятника композитору. А в 1909 году к празднованию своего 200-летия начал готовиться Тульский оружейный завод.
Многие монументальные работы Роберта Баха в советское время были уничтожены. Например, памятник Александру III в Иркутске был сброшен с пьедестала и уничтожен во время первомайского субботника, в 1920 году. И здесь Туле очень повезло. В нашем городе сохранилось уникальное творение талантливого скульптора.
История тульского памятника Петру Первому отражена в ряде печатных публикаций, которые хранятся в библиотечном собрании. К теме обращались Ирина Антонова, Михаил Тенцер, Сергей Гусев, Валерий Руденко. Судьба монумента не была безоблачной с самого начала. Сделка со скульптором чуть не сорвалась из-за того, что заказчики слишком рьяно торговались. Еще одним спорным моментом стал вес бронзовой скульптуры, и автор возмущенно писал:
«Принято обыкновенно оценивать художественное произведение по художественному достоинству, а никак не по количеству употребленного материала. Во всей моей практике мне еще не приходилось отпускать свои произведения на вес».
Но в наибольшей опасности скульптура оказалась в 1918 году, когда был утвержден Декрет о памятниках республики. В Документе значилось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
С этого времени начинается совершенно неповторимая история – каждый исследователь рассказывает ее по-своему. Ведь документов о существовании памятника с 1918 по 1950-е в научном обороте практически нет. Буквально за полвека тульский Петр обрел сразу несколько легенд.
«Легализовать» памятник Петру Великому в Туле - вынести с территории предприятия и поставить на всеобщее обозрение на нынешнее место – удалось лишь в 1962 году, в рамках празднования 250-летия Тульского оружейного завода. Но статус достопримечательности он обрел не сразу. Например, в наборе открыток 1964 года памятника Петру еще нет. А тиражировать в виде сувенирных статуэток его и вовсе начали только в 1970-х. Сегодня мини-скульптуры из бронзы и бакелита периодически можно встретить на интернет-аукционах для любителей раритетов советского времени.
Церемония дарения завершилась стихотворением тульского поэта Валерия Ходулина, которое прочитала библиотекарь Ирина Голубцова.
Он летит на холеном коне у Невы.
Он идет по Кронштадту
В заморском камзоле,
Но такого, как в Туле,
Не встретите вы,
Чтоб с кувалдою царь,
Чтобы руки в мозолях,
Чтобы волос,
Густой,
Как в июне трава,
Падал чуть не до плеч
Водопадом волнистым,
Чтобы выше локтей
У царя рукава,
Чтобы фартук прожгли
Раскаленные искры.
В наши дни без памятника Петру Великому Тулу представить невозможно. Это действительно произведение искусства, которое наполнено энергией, чувством и движением. Низкий поклон людям, благодаря которым уникальная бронзовая скульптура появилась в городе и была сохранена вопреки всем политическим катаклизмам.
Материал предоставлен нашими партнерами