ИА «Тульские новости» подает в суд на правительство Тульской области
©
Об этом написал в своем блоге в Живом Журнале председатель тульского отделения «Деловой России» Андрей Мазов. Он привел полный текст искового заявления.
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ПРИНЯВШЕГО ОСПАРИВАЕМОЕ РЕШЕНИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ОСПАРИВАЕТСЯ): правительство Тульской области;
адрес: 300041, город Тула, площадь Ленина, дом 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ЧЬИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ РЕШЕНИЕМ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ЗАЯВИТЕЛЬ): редакция информационного агентства «Тульские новости» (свидетельство о регистрации ‑ ИА № ФС77-42486, структурное подразделение общества с ограниченной ответственностью «Тульские новости»);
адрес: 300002, город Тула, улица Октябрьская, дом 48 «Б», литер «А1»;
номер телефона: . +7 (4872) 71-0803;
номера факса: +7 (4872) 71-0801; +7 (4872) 71-0700;
адрес электронной почты: info@newstula.ru.
ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решения (бездействия) органа государственной власти
(об обжаловании отказа в аккредитации журналистов)
A. ПОДАЧА ЗАЯВКИ НА АККРЕДИТАЦИЮ ЖУРНАЛИСТОВ.
Редакция информационного агентства «Тульские новости» (свидетельство о регистрации ИА № ФС77-42486, структурное подразделение общества с ограниченной ответственностью «Тульские новости», далее также – «Заявитель») обратился в государственный орган ‑ правительство Тульской области – с заявкой на аккредитацию при нём своих журналистов – Митрофановой Светланы Игоревны (псевдоним Светлана Кузнецова), Зотова Алексея Викторовича (далее также – «Заявка», копия заявки с документами, подтверждающими факт её направления – в Приложении № 1 к настоящему заявлению).
Заявка подана с соблюдением правил, утверждённых правительством Тульской области Постановлением от 11.04.2012 N 135 «Об утверждении Правил аккредитации журналистов средств массовой информации при правительстве Тульской области» (далее также – «Правила», Правила – в Приложении № 2 к настоящему заявлению).
1. Были соблюдены положения нормы пункта 7 Правил, содержащие требования к форме, содержанию заявки и приложениям к ней.
Об этом указывает и правительство Тульской области в письме, полученном в ответ на Заявку (исходящий номер 66-11/46 от 04 мая 2012 года, подписано заместителем руководителя пресс-службы правительства Тульской области Ларисой Вячеславовной Прошиной, далее также – «Письмо», Копия письма (отказа в аккредитации), с документами, подтверждающими факт её получения – в Приложении № 3 к настоящему заявлению). Так, в абзаце 1 Письма содержится указание на то, что «поданная <Заявителем> заявка <…> рассмотрена». Вместе с тем, в соответствии с положением нормы пункта 8 Правил, «заявка на аккредитацию, не отвечающая требованиям пункта 7 настоящих Правил, к рассмотрению не принимается».
Таким образом, правительство Тульской области, приняв заявку к рассмотрению, не нашло нарушений нормы указанного выше пункта 7 Правил при её подаче.
2. Правительство Тульской области не имело оснований для отказа в аккредитации Заявителю.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа перечислен в норме пункта 17 Правил:
2.1. В случае если средство массовой информации, редакция которого подала заявку на аккредитацию, «по роду своей деятельности является специализированным».
Вместе с тем, Заявитель является редакцией не специализированного по роду своей деятельности средства массовой информации, что не оспаривается правительством Тульской области.
2.2. В случае если редакция предоставила «для оформления аккредитации документы, содержащие не соответствующие действительности сведения».
Вместе с тем, Заявитель предоставил только документы с достоверными сведениями, что не оспаривается правительством Тульской области.
2.3. В случае если редакция представила «заявку на аккредитацию выше установленной квоты».
Норма пункта 16 Правил предусматривает, что «редакции СМИ представляют заявки на аккредитацию журналистов в переделах <для региональных информационных агентств> 2 человека». Заявка Заявителя содержала просьбу об аккредитации лишь двух журналистов, то есть в пределах установленной Правилами квоты, что также не оспаривается правительством Тульской области.
B. НЕОБОСНОВАННЫЙ ОТКАЗ В АККРЕДИТАЦИИ.
Основанием для отказа в аккредитации выступило то, что правительство Тульской области не могло быть уверено «в том, что <Заявитель> в будущем будет соблюдать Правила аккредитации журналистов и части Закона РФ «О средствах массовой информации» (статьи 49-51 данного Закона)» (абзац 3 Письма, Копия письма (отказа в аккредитации), с документами, подтверждающими факт её получения – в Приложении № 3 к настоящему заявлению).
Отсутствие такой уверенности не может выступать основанием для отказа в аккредитации.
Так, в соответствии с положениями нормы части 5 статьи 48 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в редакции от 28.07.2012) «О средствах массовой информации» (далее также – «Закон РФ о СМИ», «журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда».
Таким образом, нарушение закона и правил аккредитации журналистом может являться причиной лишь для аннулирования аккредитации, а не основанием для отказа в Заявке. При этом такое нарушение должно быть не усмотрительным, а подтверждаться вступившим в законную силу решением суда.
C. НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЗАЯВИТЕЛЯ.
Данным решением нарушены права Заявителя на полное, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области.
Отказ в аккредитации журналистов не позволил редакции пользоваться правами, указанными в норме частей 3 и 4 статьи 48 Закона о СМИ, а именно:
1. Получать предварительные извещения о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях правительства Тульской области;
2. Быть обеспеченной стенограммами, протоколами и иными документами правительства Тульской области;
3. Иметь благоприятные условия для производства записи заседаний, совещаний и других мероприятий правительства Тульской области.
4. Присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых правительством Тульской области.
Такой отказ в аккредитации журналистов также не позволил редакции пользоваться правами, указанными в норме пункта 20 Правил, а именно:
1. Пользоваться технической аппаратурой, необходимой для проведения видео- или киносъемки, звукозаписи;
2. Посещать пресс-конференции, брифинги, иные мероприятия, специально предназначенные для прессы;
3. Получать необходимую информацию у сотрудников управления пресс-службы;
4. Взаимодействовать с управлением пресс-службы с целью организации встреч, бесед с должностными лицами правительства Тульской области и руководителями органов исполнительной власти Тульской области для получения дополнительной информации (комментарии, разъяснения).
D. ПОДСУДНОСТЬ.
Заявление подано с соблюдением подсудности и подведомственности.
Заявление подаётся в суд общей юрисдикции, поскольку,
1. В соответствии с нормой пункта 3 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в редакции от 14.06.2012, далее также – «ГПК РФ»), «суды рассматривают и разрешают <…> дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса». В соответствии с 2 части 1 статьи 245 ГПК РФ, «суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и <…> бездействия <…> органов государственной власти».
2. В соответствии с нормой пункта 4 части 1 статьи 61 Закона о СМИ, «в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации могут быть обжалованы в суд <…> отказ в аккредитации».
Заявление подаётся в районный суд общей юрисдикции, поскольку, в соответствии с нормой статьи 24 ГПК РФ, «гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции».
Заявление подаётся в Центральный районный суд города Тулы, поскольку, в соответствии с нормой статьи 28 ГПК РФ, «иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации». Место нахождения правительства Тульской области – дом 2 на площади Ленина города Тулы относится к территориальной подсудности указанного районного суда.
D. РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ.
В соответствии с нормой подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в редакции от 29.06.2012), «по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции <…> государственная пошлина уплачивается в следующих размерах <…> при подаче заявления об оспаривании решения или <…> бездействия <…> органов государственной власти <…>, нарушивших права и свободы <…> организаций, ‑ 200 рублей» (документ, подтверждающего уплату государственной пошлины за подачу искового заявления, в размере 200 рублей 00 копеек – в Приложении № 7 к настоящему заявлению).
С учётом изложенного выше и на основании пункта 4 части 1 статьи 61 Закона о СМИ, статьи 254 и 255 ГПК РФ, Заявитель,
ПРОСИТ:
обязать правительство Тульской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Заявителя, отменив незаконный отказ в аккредитации редакции информационного агентства «Тульские новости»;
обязать правительство Тульской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению Заявителем его прав и свобод, обязав принять решение об аккредитации журналистов информационного агентства «Тульские новости» в соответствии с поданной Заявкой.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1) копия заявки на аккредитацию редакции информационного агентства «Тульские новости» с копиями документов, подтверждающих факт её направления – на [количество листов] л.;
2) правила, утверждённых правительством Тульской области Постановлением от 11.04.2012 N 135 «Об утверждении Правил аккредитации журналистов средств массовой информации при правительстве Тульской области» ‑ на [количество листов] л.;
3) копия письма правительства Тульской области (номер 66-11/46 от 04 мая 2012 года, подписано заместителем руководителя пресс-службы правительства Тульской области Ларисой Вячеславовной Прошиной) с копиями документов, подтверждающих факт её получения – на [количество листов] л.;
4) копия уставных документов общества с ограниченной ответственностью «Тульские новости» (чьим структурным подразделением является редакция информационного агентства «Тульские новости» ‑ пункт 1.3 Устава СМИ «Тульские новости») и приказа о назначении генеральным директором лица, подписавшего настоящую жалобу – на [количество листов] л.;
5) копия устава информационного агентства «Тульские новости» ‑ на [количество листов] л.;
6) копия свидетельства о регистрации массовой информации информационного агентства «Тульские новости» (ИА № ФС77-42486 от 27 октября 2010 года) ‑ на [количество листов] л.;
7) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины ‑ на [количество листов] л.;
8) копия настоящего заявления и приложений к нему для стороны по делу – на [количество листов] л.
Напомним, 6 апреля ИА «Тульские новости» направило в Управление пресс-службы правительства Тульской области заявку на аккредитацию. Напомним, именно на отсутствие аккредитации ссылаются в пресс-службе, отказываясь предоставлять журналистам любую информацию о деятельности губернатора, мероприятиях с его участием, а также о деятельности органов исполнительной власти правительства.
Через месяц из пресс-службы правительства пришел ответ: в аккредитации журналистам отказано.
Причина: «Исходя из оценки деятельности ИА «Тульские новости», анализа материалов, а также устойчивой репутации Вашего СМИ, сложившейся в медиа-среде (и не только), мы не можем быть уверены в том, что редакция «Тульских новостей» в будущем будет соблюдать Правила аккредитации журналистов и части Закона РФ «О средствах массовой информации» (статьи 49-51 данного Закона).
Тем не менее, выражаем уверенность в том, что, когда будет налажено эффективное взаимодействие Вашего средства массовой информации с медиа-средой и общественностью, будем готовы пересмотреть вопрос об аккредитации «Тульских новостей» при правительстве Тульской области».
Генеральный директор ИА «Тульские новости» Андрей Мазов тогда так прокомментировал отказ в аккредитации журналистов:
- На мой взгляд, это, однозначно, попытка давления на наше агентство. Если перевести с чиновничьего языка на человеческий, то там написано, что нам не нравится то, как вы освещаете деятельность правительства, но если вы исправитесь, то мы вас аккредитуем.
Сейчас наши юристы изучают пришедшее к нам письмо, но в любом случае мы его оспорим в суде.
Господам в правительстве хочется посоветовать: вместо того, чтобы пытаться вводить цензуру, нужно лучше работать. Уверен, что когда в области появятся дороги, когда дефицит бюджета будет сокращаться, а не расти, когда в правительство перестанут скопом завозить «варягов» на большинство руководящих постов, выбирая их по малопонятному принципу, когда на главу администрации столицы региона будет поддержан уважаемый в промышленных кругах человек, а не тот, с чьим именем связана одна из самых позорных страниц в истории города, тогда, безусловно, позитивных новостей будет больше».
Агентство обращалось по данному вопросу и в прокуратуру области с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять меры по выявлению и устранению нарушений прав журналистов, закон РФ о СМИ, и Конституции РФ.