Повышение платы за проезд в Туле: 30 сребреников, опыт других городов и неизбежность перемен

icon 16/02/2021
icon 19:00
Главная новость Важная новость
Повышение платы за проезд в Туле: 30 сребреников, опыт других городов и неизбежность перемен

Автор:

То, что пассажиры хоть когда-нибудь смиренно воспримут предложение повысить стоимость проезда в общественном транспорта – сюрреализм. Одновременно, кажется, сейчас время выбрано не самое удачное. Коронавирус, общая усталость населения, проблемы с транспортом… И все это взаимосвязано. Но повышения стоимости проезда, похоже, не избежать. 
 
**
 
Последний раз стоимость проезда в Туле повышали с 1 января 2015 года. То есть, уже седьмой год пассажиры отдают за поездку 20 рублей. Кажущаяся большой сумма осенью 2014 года (тогда было принято решение о повышении), сейчас видится вполне оптимальной.
 
15 февраля перевозчики заговорили о повышении стоимости проезда сразу на 50%, то есть до 30 рублей. Почему столько? Главный аргумент перевозчиков: «Посчитайте, сколько времени не повышался тариф». И действительно, сколько раз за эти годы увеличились, например, тарифы ЖКХ? Выросли цены на бензин и вообще все, что только можно. 
 
Началось все с письма «Тульской транспортной компании». Директор фирмы Алексей Крыгин (бывший начальник управления по транспорту администрации Тулы) написал письмо в региональный Минтранс. В тексте говорится о необходимости повышения стоимости проезда минимум на 50%. 
 
Почему именно столько? Компания, которая обслуживает ряд городских и внутриобластных маршрутов, планирует обновить автопарк и повысить престижность профессии водителя. Последних, поясняется, сейчас не хватает.
 
 - Тяжелые условия труда, большая ответственность и невысокая заработная плата не привлекают в транспортную отрасль молодых людей. Средний возраст работающих в компании водителей составляет более 50 лет. В этой связи приобретает особую актуальность популяризация профессии водителя автобуса, в том числе такими методами, как повышение заработной платы, предоставление всевозможных льгот и стимулирующих выплат, а также предоставление возможности работы на новых комфортабельных автобусах, — гласит письмо.
 
Далее в СМИ посыпались обращения других транспортных организаций. Некоторые говорили об «осторожном» повышении на 45%, но чаще всего звучала цифра в 50%.   
 
В Тульском транспортном союзе назвали повышение тарифа «крайней необходимостью», поясняя, что перевозчики в настоящее время несут убытки.
 
 
Теперь же вернемся на два года назад. Абсолютно те же доводы перевозчиков, только с меньшими цифрами. По другую сторону – начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Алексей Крыгин – нынешний директор ТТК, выступающий за повышение проезда. Тогда же, в марте 2019 года на совещании администрации с перевозчиками Крыгин заявил, что им для дачи правовой оценки увеличения тарифа было направлено письмо в УФАС. Антимонопольный орган выдал перевозчикам предостережение и пригрозил крупными штрафами за картельный сговор.
 
В администрации же заявили, что перевозчики не смогли показать обоснованность и необходимость повышения тарифа. 
 
Вопрос был закрыт. Перевозчики тогда хотели 5 рублей. Сейчас, повторимся, уже все 10. 
 
 - Седьмой год не повышается тариф. Это точка невозврата. Пассажиры сейчас жалуются, что не могут влезть [в маршрутку], а завтра будет уже не во что влезать, не будет транспорта. Все в очень сложном состоянии и если тариф не пересматривать… Я думаю, что правительство у нас вменяемое, оно посмотрит, посчитает, определит стоимость. Если бы по рублю повышали, то уже, как минимум, 26 рублей бы стоило. Перевозчики посчитали сейчас свою цену. Сколько определит правительство? Будут проверять, наверное, эти расчеты, - рассказала президент Тульского транспортного союза Вера Коротких. 
 
Коротких поясняет, что перевозчики действительно настроены на изменения в работе – обновление автопарка, приглашение профессиональных водителей. 
 
Что со стоимостью проезда в других регионах ЦФО
 
Орел. Безнал – 17 рублей, наличные – 20 рублей. Рассматривается вопрос о повышении тарифа до 30 рублей.
 
Калуга. Проезд в троллейбусе – 19 рублей, в автобусе -22. Да-да, в Калуге нет маршруток! Тариф не повышался с 2017 года. 
 
Владимир. Проезд в троллейбусе – 23 рубля, в автобусе – 24 рубля. Здесь тоже нет маршруток! Здесь хотят поднять стоимость проезда на 8 и 9 рублей соответственно.
 
Иваново. Муниципальные троллейбусы – 23 рубля, коммерческие автобусы – 25 рублей.
 
Брянск. Безнал в муниципальных автобусах – 20 рублей, наличными – 22 рубля, в муниципальных троллейбусах – 18 и 22 рубля, маршрутка до 22:00 – 20 рублей, после – 25 рублей. 
 
Рязань. 23 рубля. Экономически обоснованный тариф установлен в сумме 39,57 рубля за поездку, для автобусов — 40,95 рубля. Повышение, сообщалось, ожидается в течение 2021 года.
 
Белгород. Наличные – 25 рублей, безнал – 20 рублей. 
 
Воронеж. Наличные – 23 рубля, безнал – 21 рубль. 
 
Липецк. Наличные – 26 рублей, безнал – 21 рубль.
 
Как видим, Тула уступает многим регионам, но только не в случае подорожания тарифа на 50%.
 
Альтернативы со скидкой по безналу перевозчиками пока не предлагается. Терминалы были установлены с горем пополам и коммерческие фирмы от них не в восторге – с 20 рублей приходится платить еще и процент за пользование услугами банка. Дешевле по безналичному расчету лишь проезд в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. 
 
Не исключено, что «бахнуть» сразу на 10 рублей перевозчикам не дадут и появится альтернативный вариант в районе 5 рублей. Обычная схема «просите больше, чем хотите получить». Можно взглянуть на ситуацию и с политической точки зрения. Повышать тариф перед сентябрьскими выборами или сразу после них – совсем не вариант. Протянут ли перевозчики на таких условиях еще год? Похоже, что с трудом.  
 
Вопрос с повышением, очевидно, должен решиться уже в ближайшее время. Вариант с очередным вето от властей на повышение тарифа тоже возможен. Каких-то официальных комментариев от администрации Тулы и региональном Минтранса пока не поступало.