Вера Коротких: Отсутствие желания разбираться во всех тонкостях перевозочного процесса приводит только к отрицательным результатам, а не к решению вопроса

icon 21/03/2019
icon 19:01
Важная новость
Вера Коротких: Отсутствие желания разбираться во всех тонкостях перевозочного процесса приводит только к отрицательным результатам, а не к решению вопроса

Автор:

Ранее мы уже общались с  президентом Тульского регионального транспортного союза, почетным транспортником России Верой Коротких по поводу повышения стоимости проезда в тульских маршрутках и позиции ФАС. Теперь мы получили более подробный комментарий по данному вопросу.

- Сейчас во многих региональных СМИ появились статьи о том, что перевозчики нарушают закон и чуть ли уже не  возбуждено антимонопольное дело по картельному соглашению. Хочу прояснить некоторые моменты.

Во-первых, УФАС по ТО вынесло в адрес Союза всего лишь предостережение о недопустимости совершения действий, основанное на публикациях в СМИ, в которых я старалась как можно объективнее рассказать о сложившихся экономических реалиях, не позволяющих на сегодняшний день коммерческим перевозчикам, как одной из  частей всего общественного транспорта,  планировать свое будущее, развивать данный рынок услуг для пассажиров и соответствовать новым ужесточающимся требованиям транспортного законодательства.

Данная позиция высказывалась мною лично, основываясь на объективных среднестатистических данных роста расходов по отрасли: эксплуатационных, фонд оплаты труда (ФОТ), роста налогооблагаемой базы и прочие расходы. Да, согласно данным расчетов стоимость тарифа на перевозку может  достигать и 37 рублей при условии, что в расходах будут учитываться все инвестиции перевозчиков, связанные с приобретением базы, плановым обновлением парка подвижного состава, заменой  автобусов  малой вместимости на среднюю и более.

Откуда коммерческий перевозчик может получить деньги? Только от  пассажира, взамен предоставляя более удобный и вместительный транспорт. А  чем отличается наш подход от подхода самих муниципальных властей, которые ежегодно дофинансируют муниципальное предприятие за счет городского бюджета на сумму порядка 600 млн. руб. в год? Эти деньги также взяты у налогоплательщиков, просто механизм накачки предприятия до уровня его рентабельности реализован через государственные закупки, тендеры путем проведения торгов. Получается, кто бы что не говорил, но мы работаем в неравных экономических условиях, и кажущийся льготной тариф, который не меняется в муниципальном транспорте, всегда компенсируется муниципальным бюджетом и растет вместе с расходами предприятия. За каждого перевезенного льготного пассажира предприятие получает требуемую доплату, за каждого перевезенного  пассажира за 20 рублей предприятие получает доплату из муниципального бюджета через  механизмы, заложенные в конкурсных процедурах. Насколько эффективны и обоснованы расчеты доплат в конкурсных процедурах, ФАС почему-то не проверяет и не сравнивает со среднестатистическими одноименными показателями по ЦФО. А хочется увидеть и эту сторону медали.

Для коммерческого транспорта такой механизм не реализуем, потому что в бюджете просто нет столько средств, чтобы датировать полный  объема требуемых перевозок. А ведь  согласно ФЗ-131, первостепенная задача муниципалитета – обеспечить транспортную потребность населения. Мы готовы работать по льготному тарифу, но готовы ли власти платить за это? В подтверждении моих слов давайте оперировать только цифрами: по мнению администрации города Тулы тариф в 25 рублей значительно опережает действующие тарифы по ЦФО, однако если смотреть внимательно, то в соседнем регионе – в городе Калуге, почти сопоставимым по урбанизации с нашим городом – тариф на коммерческом транспорте составляет немного меньше 22 руб., в Рязани – 23 руб., и на эти тарифы перевозчики перешли еще в 2017г., а, к примеру,  в г. Серпухове (90км.)  и в г. Подольске, находящихся ближе всего к Туле, тариф даже на муниципальном транспорте составляет 50 руб. и 53руб. соответственно. Неужели экономическая составляющая на пассажирских перевозках в Серпухове настолько различная по сравнению с нашими экономическими реалиями, или это все же правильная цена для того, чтобы полностью соответствовать ужесточившимся требованиям законодательства и своевременно обновлять парк подвижного состава? Что на это могут пояснить ответственные лица, приводящие на каждом совещании  в пример опыт организации системы пассажирских перевозок в Москве и Московской области, где же их последовательность в суждениях и объективность к подходам?

В СМИ появились статьи со ссылками на высказывания официальных лиц муниципалитета, о том, что перевозчики не смогли представить экономическое обоснование повышения тарифа и у них нет понимания о положительных изменениях, которые будут следствием повышения тарифа. Эти высказывания вызывают у нас, по меньшей мере, удивление, потому что полное экономическое обоснование перевозчиками в администрацию и ФАС не предоставлялось, запроса с их стороны не было, по закону такая процедура просто не предусмотрена, и она может быть реализована только по запросу ФАС. 

Мне сложно сказать, чем руководствовались власти, опережая события и информируя губернатора о проведенном анализе и отсутствию у них понимания вопроса необходимости повышения тарифа.

Давайте не будем заниматься пустыми разговорами, а снова будем оперировать цифрами: согласно росту нормативных статистических показателей затрат по отрасли, по официальным данным, рост зарплаты за период с последнего повышения тарифа составил более 52%, расходы на топливо возросли на 29,4%, запчасти подорожали на 36,6%, рост налоговых отчислений в связи с необходимостью перехода на общую систему налогообложения по некоторым предприятиям вырос дополнительно на 20% от цены билета и это далеко не полный список всех необходимых затрат, которые выросли за этот период времени. Напомню внимательному читателю, что муниципальное предприятие по закону освобождено от уплаты НДС, транспорт приобретается зачастую напрямую за счет муниципального бюджета или получают его даром из столицы, в отличие от коммерческих перевозчиков, которые приобретают его самостоятельно, беря все риски на себя, соглашаясь на кабальные лизинговые условия.

Хочу добавить, что нежелание слушать мнение второй стороны, отсутствие желания разбираться во всех тонкостях перевозочного процесса и чаяниях перевозчиков, административный формализм во взаимодействии сторон всегда приводил только к отрицательным результатам, а не к решению вопроса.

Напомним, в ходе оперативного еженедельного совещания под председательством губернатора Тульской области Алексея Дюмина обсудили вопрос повышения тарифа на проезд в общественном транспорте с 1 апреля 2019 года. Уведомление об увеличении тарифа поступило в городскую администрацию от коммерческих перевозчиков.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родион Дудник доложил о том, что 4 межмуниципальных перевозчика также заявляли о повышении тарифа. Однако, по поручению главы региона профильное министерство провело с ними переговоры, в результате которых заявления были отозваны.