Почему тульский «Дом ребенка» превратили в «желтый дом»?

icon 07/02/2019
icon 18:08

©

Ранее мы писали, что известный фотограф, блогер и общественный деятель Илья Варламов обратил внимание на странный ремонт тульского «Дома ребенка». Под подписью «Сейчас будет немного больно» он разместил на своей странице в соцсети фотографии здания в 1909 году, в 2018 году и сейчас – в практичном сайдинге цвета лучших традиций старинных «желтых домов».

Так, согласно информации на официальном сайте ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка №1», учреждение было создано в 1923 году под названием «Дом младенца» и был предназначен для детей-сирот. Тогда он выглядел так:

В 1943 году «Дом младенца» передали Областному отделу здравоохранения с новым названием «Тульский областной дом ребенка». В 1986 году его перепрофилировали в «Тульский областной дом ребенка (специализированный)». В ноябре 2006 года – в государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики № 1». А постановлением регионального правительства от 15 мая 2012 года в него включили ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики № 2» и «Тульский областной специализированный дом ребенка № 3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, с нарушением психики».

Современный «Дом ребенка» вмещает 140 детей. Он предназначен для воспитания и помощи детям-сиротам и детям без попечения родителей в возрасте от рождения до 3 лет. Теперь здесь преобладают отказные дети и дети, родителей которых лишили родительских прав. Около 60% воспитанников – дети, находящиеся здесь временно, по заявлению родителей, в связи с тяжелым материальным положением. Почти треть воспитанников – дети-инвалиды.

До 2016-2018 годов здание дожило практически в первозданном виде:

Отметим, что это – дом №97а по улице Фридриха Энгельса. К учреждению также относится дом №97. В 2016-18 годах он выглядел так:

Теперь же ремонт придал зданиям единый облик:

Такая «реставрация» возмутила и многих туляков. В частности, паблик «Тула ушедшего века» писал:

- Извините, но сейчас об ужасном... Все мы любим Тулу и переживаем за старые здания, особенно когда они создают определенный архитектурный колорит нашего города. Одним из таких зданий был «Дом ребенка». «Был» можно было заключить в кавычки – этот дом исчез, а на его месте теперь нечто убогое настолько, что сердце обливается кровью. Здание постройки 1909 года не выходило фасадом на главные улицы, но имело интересный облик. Его архитектурный стиль был характерен для больниц того времени (напрашивается явная аналогия с Ваныкинской), тем более что всю свою историю его предназначение было медицинским - здесь лечились дети. На снимках с Google Maps видно, что еще летом 2018 года здание имело вполне приличный вид – свежевыкрашенный фасад, ремонт зданию явно не показан. И вдруг... Чудовищный ядовитый желто-коричневый сайдинг скрыл от нас это здание. Есть ли в нашем городе архитектурный надзор? Как могло быть позволено это надругательство над обликом дореволюционного здания??? Мы, туляки, ждем ответа на вопрос: почему за наш счет (из бюджета) было совершено это преступление против здравого смысла и сколько это стоило?

А стоило это, согласно размещенному на официальном сайте госзакупок соглашению о расторжении контракта по соглашению сторон от 28 декабря 2018 года, 2 455 572,82 рубля. Подрядчик – ООО «Оптстрой». Дата начала исполнения контракта – 29 октября 2018 года, дата окончания – 26 декабря 2018 года, исполненным контракт признан 29 января 2019 года.

«Тула ушедшего века» стала действовать решительно: 4 февраля паблик призвал туляков направлять обращения первому заместителю губернатора Тульской области, Вячеславу Федорищеву, и начальнику региональной инспекции по государственному архитектурно-строительному надзору, Павлу Мусиенко. Авторы публикации предложили включить в письмо следующие строки:

«Прошу проверить соответствие данного реконструированного, отремонтированного в 2019 году объекта нормам архитектурного-строительного надзора, утверждено ли колористическое решение фасада данного здания согласно постановлению администрации города Тулы от 09.12.2013 № 4145 «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле».»

Любую новую информацию о ходе проверки авторы попросили публиковать в социальных сетях с хэштегом #домребенкатула. Отметим, что пока ни в одной популярной соцсети этим хэштегом не воспользовались по назначению.

К дискуссии подключился и тульский краевед Сергей Демидов:

- Очень нужная акция. Готов поддержать. Письма уже направил. Этот случай далеко не единственный и достаточно типичный для отношения чиновников к истории Тулы. Надо продолжать и направлять письма о более глобальным проблемам отношения к нашему историко-культурному наследия. Надо обратить внимание на план «ревитализации» города (как ее понимают тульские чиновники), приводящий к сносу исторической застройки. Уже в процессе реализации проекта по музейному кварталу были снесены хозпостройки и некоторые старые жилые дома на улице Металлистов, набережной, Союзном переулке, улице Союзной и других улицах. Теперь это грозит другим улицам Тулы. Надо добиваться сохранения и восстановления исторического вида старых зданий на улицах Гоголевской, Свободы, Бундурина, в районе Всехсвятского кладбища, по проспекту Ленина, и восточнее его, в Чулково. Нужно также поставить вопрос об историческом наполнении, воссоздании общего исторического облика Музейного квартала и набережной. Требуется также самое активное участие тульской общественности и профессиональных сообществ в разработке программ по ревитализации города. Нет варягам, разрабатывающим проекты, лишенные тульского своеобразия!

Тульский мастер-оружейник и гравер Алексей Бочаров также поделился своим мнением:

- Я тоже в ужасе от этой преступной реконструкции фасада здания дома ребенка!

Но вот пример уродливой реконструкции, которую непонятно по чьему разрешению уже несколько лет назад произвели по адресу Черняховский переулок, 7. Было замечательное здание дореволюционной постройки, теперь это ТЦ «Михайловский», который находится в историческом центре Тулы, прямо через дорогу, напротив ДК ТОЗ (ныне ГКЗ). С этим беспределом надо тоже что-то делать, тем более, что сейчас так рьяно взялись за улицу Металлистов, рядом с которой находится это изуродованное здание!

Сносить не надо, потому как под новым фасадом (только не из сайдинга, а из плитки), находятся старинные стены. Убрать нужно будет только третий мансардный этаж, которого не было. И восстановить конфигурацию узких окон, которых было в два раза больше (раньше, на месте одного широкого окна, было два узких).

Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история.

Мы решили присоединиться к разрешению конфликта с «Домом ребенка» и направили запрос в правительство Тульской области со следующими вопросами:

  • Имеют ли здания № 97 и 97а по улице Фридриха Энгельса в Туле статус объекта культурного наследия?
  • В связи с чем было принято решение о ремонте зданий?
  • Соответствуют ли проведенные ремонтные работы нормам архитектурно-строительного надзора, постановлению администрации Тулы от 09.12.2013 № 4145 «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле» и другим регулирующим данный вид работ нормативно-правовым актам?

Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия сообщило, что здание №97 статуса объекта культурного наследия не имеет, на государственной охране не состоит. Кроме того, ведомство отметило, что «не осуществляет надзор за техническим состоянием этого здания».

Министерство здравоохранения Тульской области, под контролем которого находится это учреждение как медицинское, в свою очередь ответило, что в здании №97 еще в 2012 году провели капитальный ремонт фасада здания и кровли.

«При этом дефекты и повреждения фасада здания, вызванные длительным сроком эксплуатации (более 100 лет), отсутствием мероприятий по проведению капитальных ремонтов здания, естественным износом строительных материалов в конструкциях вследствие воздействия окружающей среды, требовали проведения дальнейших ремонтных работ. В связи с этим было принято решение обшить фасад здания сайдингом», - сообщает ведомство.

При этом в ответе ничего не сказано по третьему вопросу – в частности, о постановлении администрации Тулы. Попробуем разобраться сами.

Оно распространяется на фасады существующих зданий, строений, сооружений в городе вне зависимости от формы собственности, за исключением объектов культурного наследия. Согласно документу, колористическое решение фасадов объекта формируется с учетом:

  • функционального назначения объекта (жилое, промышленное, административное, культурно-просветительское, физкультурно-спортивное и т.д.);
  • местоположения объекта в структуре города, района, квартала (на красной линии застройки, внутри застройки и т.д.);
  • зон визуального восприятия (участие в формировании силуэта и/или панорамы, визуальный акцент, визуальная доминанта и т.д.);
  • типа окружающей застройки, в том числе архитектурной колористики окружающей застройки;
  • материала существующих ограждающих конструкций.

Особенно хочется обратить внимание на пункт №4 данного постановления. В нем говорится, что для формирования колористического решения фасадов объекта не допускается использование определенного перечня материалов, первым в котором стоит ПВХ-сайдинг, вторым – профилированный металлический лист (за исключением объектов на промышленных территориях). Однако с этой стороны всё, похоже, постановлению соответствует – согласно смете из материалов госзакупки, производилась «наружная облицовка поверхности стен в горизонтальном исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом без пароизоляционного слоя».

Однако нельзя исключать тот факт, что массовое общество «из добрых побуждений» зачастую возмущается и пытается добиться справедливости без ведома и желания «угнетенного объекта». Поэтому мы спросили, что думает о ремонте главный врач «Дома ребенка», Валентина Елистратова.

- А что вас смущает в оформлении здания? Оба здания стали одним. К тому же у нас в здравоохранении и зеленые есть цвета, и разные яркие. Я думаю, это нормально, ничего страшного - это же детское учреждение. Всё сделали хорошо, у нас даже есть техническое заключение.

Как вы думаете – если было хорошо, зачем нам делать ремонт? Здание было в ужасном состоянии, когда мы в первый раз в 2012 году сделали ремонт, потом нам выдали заключение, что нужно отремонтировать ещё. Каждый год мы ремонтировали своими силами. А теперь здание привели в нормальный вид, ничего не осыпается, всё нормально. Ведь никто из хорошего плохое делать не будет, это вы должны понять.