Уникальную ограду Всехсвятского кладбища взяли под охрану
©
Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия подписала все необходимые документы о включении выявленного объекта культурного наследия «Всехсвятское кладбище. Ограда с воротами» 1900-1908 годы (в границах ул.Льва Толстого, Тимирязева, Мориса Тореза и проезда Тимирязева) в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Объемно-пространственная композиция представляет собой кирпичную ограду со столбами и глухими пряслами, западными воротами с готическими башенками, высотные отметки по карнизам прясел и столбов ограды вдоль улицы Льва Толстого, готических западных ворот.
Композиционное решение и архитектурно-декоративное оформление западных готических ворот с башенками состоит из кирпичных столбов с высокими островерхими шатрами, а также конструкций шатров и кровли с гуртами башенок западных готических ворот.
Если говорить о материалах, из которых выполнена ограда – это типичная отделка для начала XX века: кирпичные стены и столбы прясел (неоштукатуренный кирпич, кирпичная выкладка деталей), материал кровельного покрытия шатров и кровли башенок (металл с имитацией черепицы «бобровый хвост»).
Колористическое решение – краснокирпичные стены и столбы без окраски.
Раз появился повод поговорить о столь примечательном месте, мы решили напомнить нашим читателем об истории самого большого кладбища, расположенного в самом центре Тулы.
Всехсвятское кладбище является самым большим по площади в Туле. Оно было учреждено, как большинство cохранившихся до наших дней исторических кладбищ русской провинции, по причине московской чумы 1771 года.
В те времена по указу Сената из-за «моровой язвы» запрещалось хоронить умерших при приходских церквах в черте города. Для этой цели назначалось отводить места на выгонных землях, за городом. На посадской стороне отвели земли для кладбища, получившего название Всехсвятское. С годами его территория увеличивалась за счет присоединения выгонных земель.
В 1902-1904 гг. территория кладбища была обнесена кирпичной стеной. В настоящее время площадь кладбища занимает около 34 га. Каменное здание церкви во имя Всех Святых (1773 -1795) возводили на средства тульских купцов Стефана Сушкина и Никифора Девяткина. В алтарной части сохранилась надгробная плита Сушкина.
Отдельностоящая колокольня Всехсвятской церкви строилась по проекту архитектора В. Федосеева на пожертвования горожан. Наиболее крупные суммы вложены купцами Красноглазовыми, Добрыниными. Колокола и витая чугунная лестница подарены Д.Я.Ваныкиным. Высота колокольни 71 м. На уровне второго этажа на средства горожан установлены в 1867 г. четыре скульптуры трубящих Ангелов, литые из чугуна.
В отдаленной части кладбища к востоку от церкви обнаружены плиты и саркофаги семейного захоронения купцов Лугининых. Ранние погребения относятся к 1770-1771 гг. Объясняется расположением старообрядческого кладбища по соседству с православным, со временем православное кладбище поглотило старообрядческое.
Лугинины владели медными, железными заводами, бумажной и полотняной фабриками. В конце XVIII века активно осваивали промышленность Урала. Построили большой дом в центре Тулы. Теперь в бывшем доме Лугининых размещаются два факультета педагогического университета им. Л.Н.Толстого.
Сохранились участки семейных погребений первостатейных тульских купцов. Два участка потомственных Почетных граждан Добрыниных расположены к югу от храма. Надгробия декорированы рельефами, надгробными иконами. На западном фасаде саркофага Матрены Добрыниной высечен рельеф иконы Царь Царей. Добрынины неоднократно избирались городскими головами, имели три больших каменных дома. В качестве благотворителей значительные средства вкладывали в устроение храмов и монастырей, в частности, в строительство Всехсвятской колокольни и Щегловского монастыря. Содействовали развитию благотворительности в пользу сирот общества «Милосердие».
С севера от храма погребены купцы Ваныкины. Дмитрий Яковлевич Ваныкин огромные средства вкладывал в основание приютов, училищ. По его завещанию выстроены семь корпусов знаменитой Ваныкинской больницы.
Баташевы известны в России как самоварщики. В Туле жило несколько семей Баташевых, не состоявших друг с другом в родстве. На Всехсвятском найдены три погребения Баташевых: Александра Степановича, его брата Ивана с женой Александрой Васильевной; Николая Ивановича Баташева.
Александр Степанович Баташев, из сословия оружейников, наследник и совладелец самоварной фабрики. Пожертвовал усадьбу колонии малолетних преступников. Приобрел известность как птицевод. Жертвовал земли, дома, деньги на учреждение приютов: для слепых старцев, на содержание убежища для неизлечимо больных, на лечебницу и школу для слепых детей. Почетный гражданин Тулы.
Иван Степанович Баташев, земский врач, его супруга Александра Васильевна Баташева основала в своем имении в с. Иншинка бесплатный санаторий для туберкулезных больных. В настоящее время помещения санатория имеют музей, где хранятся вещи, картины А.В. Баташевой.
Николай Иванович Баташев, дворянин, продолжил дело, основанное отцом, – производство самоваров. Фабрика стояла вдоль Миллионной улицы. Некоторое время магазин Н.И.Баташева «Самовары и домашние приборы» располагался в Санкт-Петербурге, в начале Владимирского проспекта. Продукция имела медали Российских, Европейских, Американских выставок. Княгиня Александра Горчакова и Мария Виницеева, урожденные Баскаковы, — помещики, благотворители, храмостроители.
Семен Виницеев с 1785 – 1794 командир Тульского оружейного завода, за труды пожалован чином коллежского советника и орденом Св.Владимира 1 степени.
С семьей баронов Дельвиг связаны страницы истории и культуры России. Им принадлежало имение в Чернском уезде Тульской губернии. Известен дом Дельвигов в Туле на углу улиц Гоголевской и Тургеневской. На Всехсвятском кладбище погребены Александр Александрович (1870-1928) и Александр Антонович (1818-1882).
Почетные граждане г.Тулы Маликовы. Иван Иванович, купец второй гильдии, церковный староста, торговал железом. Сын, Абрам Иванович, приобрел заводы на Вятке, лил металл для строительства железной дороги Москва-Петербург. В 1841 г. в собственном доме открыл первое в Туле начальное женское училище. Для училища купец жертвовал классную мебель, учебные пособия, зимнюю и летнюю одежду для учениц. Был почетным блюстителем училища.
Санитарный врач Белоусов Петр Петрович, доктор медицинских наук, член-учредитель Тульского отделения народного здравия. Вошел в историю Тулы как создатель одного из лучших городских парков России.
Белобородов Николай Иванович, создатель русской хроматической гармоники. Из рабочих тульских заводов организовал оркестр гармонистов, гастролировали по губернии и России, играли перед Л.Н.Толстым в Ясной Поляне. Написал руководство для игры на гармониках. Экспозиция музея Белобородова Н.И. знакомит посетителей с деятельностью тульских музыкантов.
Тула славилась пряниками. На Всехсвятском похоронены семьи кондитеров Скворцовых, Козлова П.И., Белолипецких. Многие русские пряничники выставляли свои изделия на художественно-промышленных выставках. Петр Иванович Козлов в 1912 г. на Всемирной выставке в Риме за представленные пряники и конфеты, знаменитые тянучки крем-брюле удостоен гран-при и награжден медалью в виде двуглавого орла из бронзы. В 1882 г.на Всероссийской выставке в Москве М.Г. Белолипецкий получил серебряную медаль за образцы выставленных пряников, на российской выставке в Каширском уезде – бронзовой медали от Министерства финансов с надписью «За трудолюбие и искусство Белолипецкому».
На кладбище сохранились надгробия разных типов – саркофаги, часовни, кресты, муфтированные колонки и конусы, жертвенники, аналои – смешение языческой и христианской погребальных культур. Надгробия сделаны из камня, дерева, металла. Наиболее интересны надгробия из белого камня – известняка, они украшены резьбой и рельефами.
Декоративные достоинства надгробий, сделанных тульскими мастерами, позволяют констатировать наличие тульской школы резьбы по камню. Рельефы надгробных икон, аллегорические фигуры, мотивы растительных орнаментов исполнены на высоком художественном уровне.
Среди сюжетов надгробных икон предпочтение отдается теме Страстей Господних и Страшного Суда. Рельефы икон Отечество, Царь Царей, Облачный Спас, Деисис, Двоица, Распятие с Предстоящими, Моление о Чаше, Иисус страдающий. Сохранились рельефы Святых патронов усопшего: Стефан, Ольга, Евдокия. Иконы располагались преимущественно на западных фасадах надгробий в арочных нишах или овальных медальонах, украшенных мотивами растительного орнамента.
Растительный орнамент содержит христианскую символику – виноградная лоза, колосья, розы и гвоздики, пальмовые ветви. Надгробия из металла – кресты и надгробные плиты – кованные и литые из чугуна. Кресты разнообразны по типам. Некоторые кресты имитируют дерево. Распространен «процветший» крест.
С юго-запада православное кладбище соседствует участком лютерано-католических погребений, отделенным от православного валом и рвом, фрагментарно сохранившимся. Участок для иноверных отведен в 50-е годы и расширен в 90-е годы ХIХ в. Сохранившиеся надгробия имеют отличия от православных – появились обелиски. На участке погребены семья архитектора Скавронского, потомки Л.С.Пушкина, семья врача Смидович, семья Белявского, владельца аптеки, Старая часть католического участка заполнена погребениями интернированных военнопленных, скончавшихся в 1945-46 гг.
В материале использованы данные с сайта историко-архитектурного и ландшафтного музея «Тульский некрополь» и портала «Тульские Бренды»