Какие муниципалитеты самые сложные с точки зрения экологической нагрузки? Какие острые экологические  проблемы существуют в нашем регионе? Стоит ли увеличивать размер штрафов  для предприятий-нарушителей? На эти и другие вопросы тульский природоохранный прокурор Марина Ратникова ответила корреспонденту ИА  «Тульские новости». 

Марина Владимировна, какие муниципалитеты самые сложные с точки зрения нагрузки и с точки нарушения природоохранного законодательства?

– Оценивается это по разным критериям. В основном это выбросы вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По статистике, которая опубликована в госдокладе Министерства природных ресурсов, самыми сложными являются: Суворовский район (за счет выбросов Черепецкой ГРЭС), город Тулы (за счет большого количества предприятий металлургии, оборонно-промышленного комплекса) и так же Новомосковск, Щекино, Ефремов, Алексин – это самые сложные по выбросам. По водоотведению, водоснабжению, в принципе, можно отметить и Ленинский район. Иногда проблемы возникают и в Кимовском, и в Ефремовском районах. Водоотведение – это проблемы там, где плохая работа водоочистных сооружений. Естественно, сброс осуществляет более негативное влияние на водный объект.

Крупные предприятия-загрязнители то и дело сообщают о повышении экологичности производств, об установке новых очистных фильтров и т. д. Почему тогда ситуация не меняется? 

– Экологическая направленность производств – крупных природопользователей, она, естественно, приносит положительные результаты. И установка нового пылегрязеочистного оборудования, и строительство очистных сооружений,  естественно, снижают нагрузку на экологию области, поэтому я бы не сказала, что ситуация никоим образом не меняется в этом плане. 

Допустим, если сравнивать с 2014—2015, как ситуация изменилась? 

– Это слишком маленький промежуток времени. Допустим, если брать те предприятия, которые проверяем мы, контролирующие органы, выявляем нарушения и путем предписаний, внесений мер прокурорского реагирования обязываем совершать, проводить мероприятия по улучшению качества окружающей среды, то можем заметить, что предприятия очень позитивно реагируют на такие замечания, на наше вмешательство. То же предприятие «Росбио»: разработан план природоохранных мероприятий долгосрочный, на 7 лет, согласован с контролирующими органами, предполагается провести у них значительные изменения, реконструкцию в производственном технологическом процессе, который позволит значительно сократить объем отходов культуральной жидкости (барды). И, соответственно, гораздо снизится негативное влияние на очистные и на поля фильтрации – уменьшится объем сбрасываемых отходов. Это однозначно.

Вы сейчас привели положительный пример предприятия, которое постоянно контактирует с природоохранной прокуратурой. Есть ли такие предприятия, которые, наоборот, никак не идут на контакт и на предписания ваши смотрят сквозь пальцы?

– Нет, я не могу даже примести пример таких предприятий.  Во-первых, руководители предприятий  понимают  сложность экологической обстановки в промышленном регионе. Во-вторых, страх перед наказанием  за те нарушения, которые они могут совершить. Поэтому в нашей практике ни одно предприятие не оставляет наши претензии без внимания.  Взять тот же «Новомосковский огнеупорный завод»:  у них в феврале 2015 года произошла аварийная ситуация – нарушение герметичности газохода. Соответственно, был выброс не только газа, но и пыли в атмосферный воздух. После проведенной проверки и принятых мер был разработан план природоохранных мероприятий. И контрольная проверка с выездом, которую мы проводили со специалистами в мае 2015 года, показала, что приняты кардинальные меры по улучшению ситуации. Проведен ремонт оборудования, оснащены новые пылегазоочистные установки, то есть предприятие приняло полностью экологическую сторону, и они нацелены на полное устранение нарушений закона. Другое дело, что это нельзя все одномоментно и быстро провести, потому что требуются финансовые вложения, требуются не только зависящие от предприятия меры, поэтому не так оперативно все происходит. Но, в любом случае, проблемы все решаются.

На ваш взгляд, адекватны ли те штрафы, которые у нас по закону выписываются предприятиям, тому урону, который они наносят окружающей среде? 

– С 2013 года штрафы увеличились и в сфере охраны водных объектов, и в сфере охраны атмосферного воздуха и по отходам, поэтому, конечно, тут идет дифференциация. Если малое предприятие заплатит штраф в 180 000 – и это очень большой штраф, то для крупного природопользователя это уже незначительная сумма. Но, тем не менее, я считаю, что штрафы достаточно адекватны, потому что кроме административной ответственности существует и уголовная. И если, допустим, в деяниях предприятия есть признаки уголовного правонарушения, то, соответственно, будет другая мера ответственности – уголовная.

Многие экологи говорят, что в нашей стране штрафы недостаточно велики, и если штрафы сделать больше, увеличить наказание, то самих бы нарушителей было меньше. Как вы к такой позиции относитесь? 

–  Правомерна такая позиция, если говорить в отношении недобросовестных природопользователей, которые не хотят даже знать о своей ответственности, не хотят соблюдать те требования и нормы, которые предусмотрены действующим законодательством. Если же предприятие работает с целью получения прибыли и  не оставляет без внимания вопросы экологические, но допускает правонарушения, то они принимают меры. И корректировать такую деятельность достаточно такими штрафами, которые существуют. 

С какими острыми экологическими проблемами столкнулась природоохранная прокуратура в этом и в прошлом году? Проблемы одинаковые для каждого года?

– Нет, проблемы неодинаковые. Но за эти полтора прошедших года таких острых проблем у нас нет. В прошлом году было АЧС – африканская чума свиней на Лазаревском комбинате. Да, это была проблема. По результатам выявленных заболеваний (они достаточно страшные для свиноводства) были проверены все свинокомплексы контролирующими органами в сфере ветеринарии с целью профилактического обследования и предотвращения распространения и возникновения в них очага африканской чумы свиней. Что касается экологии, таких вот очень животрепещущих проблем острых не было. Проблемы есть, но они текущего характера. И с отходами, с образованием несанкционированных свалок, к сожалению, они есть. Принимаются меры, проводим рейды, выездные проверки, выявляем, направляем иски в суды. Свалки, естественно, убираются, ликвидируются, но, тем не менее, вот такие текущие проблемы, конечно, есть. 

Расскажите о наиболее показательном случае нарушения природоохранного законодательства. Удалось ли привлечь виновных к ответственности?

– Нам, конечно, всегда удается привлечь к ответственности. Я рассказывала и про «Новомосковский огнеупорный завод», в этом году проверяли «Полипласт» в  Новомосковске, выезжали контрольной проверкой, потому что выявлялись грубые нарушения в 2013 году, по результатам которых это предприятие даже приостанавливало деятельность. В настоящее время уже не такие серьезные нарушения выявлялись. Меры прокурорского реагирования мы все равно принимаем, но уже такой остроты нет,  поэтому я надеюсь, что ситуация в Новомосковске более-менее нормализовалась, хотя, конечно, такое количество предприятий в основном химической промышленности дают о себе знать. И по объему, выбросов, и по тем веществам, которые выбрасывают эти предприятия.

Серьезный ущерб экологии наносят несанкционированные свалки. Причем на сегодняшний день в Тульской области имеется 40 объектов ТБО, из которых всего 8 включено в государственный реестр размещения отходов. Как эта ситуация отражается на экологии, какие меры принимаются со стороны природоохранной прокуратуры?

– 40 объектов. Да, официальная статистика говорит нам именно об этой цифре, но она корректируется с течением времени, потому что ряд объектов просто ликвидируются, то есть твердые бытовые отходы туда не вывозятся. Ряд объектов рекультивируется, в том числе по нашим искам. Примеры: Липки, в настоящее время проходит рекультивация полигона в Судаково. Администрацией города Тулы в 2015 году планируется выделение 15 миллионов рублей на данные мероприятия. Сейчас рассмотрят в Богородицком суде иск Природоохранной прокуратуры в отношении свалки в поселке Бегичевский. Поэтому 40 объектов, они подвержены динамике, и эта цифра, я думаю, будет уменьшаться. Что касается полигонов, которые внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов, они лицензированы и  действуют в соответствии с законодательством, соблюдают те экологические и санитарные нормы, которые существуют для полигонов. В настоящее время, по данным Роспроднадзора, еще 3 предприятия оформляют документы на лицензии, это позволит им войти в государственный реестр объектов размещения отходов.  Поэтому работа в этом плане ведется предприятиями.

Как часто жалуются туляки в природоохранную прокуратуру на предприятия? 

– По количеству жалоб у нас незначительный рост. Жалобы в основном на запах и несанкционированные свалки. Жители понимают, что несанкционированные свалки не остаются без внимания либо в органах местного самоуправления, а если те бездействуют, то они обращаются в органы прокуратуры: либо по месту жительства, либо к нам, в природоохранную прокуратуру. Мы обязательно выезжаем, принимаем меры, и свалки убирают. У нас за первое полугодие 30 исков уже направлены в суды, и большинство из них рассмотрены, и  приняты меры. Хочу отметить, что муниципалитеты стали гораздо активнее в этой сфере действовать и иногда даже, у нас практика направления исков, они не ждут рассмотрения иска в суде, они, по возможности, если свалки относительно  небольшие, не требуют значительных финансовых вложений, то они убирают и до судебного рассмотрения. 

Говоря о цифрах, раз мы уже начали, то уменьшается ли количество предприятий-нарушителей? Если можно, то привести статистику за первое полугодие 14 и 15 года, для сравнения по количеству нарушений и штрафов. 

– У нас незначительный рост принятых мер прокурорского реагирования. По количеству нарушений, если в первом полугодии 2014 года их было почти 700, то сейчас немного больше 700 нарушений, выявленных в ходе прокурорских проверок. 

А по количеству выписанных штрафов?

–   70 и в том, и в том полугодии. 

А по суммам эти штрафы?

– По суммам анализ административной практики прокуратуры за первое полугодие показал, что вынесли постановлений о возбуждении дела об административных правонарушениях на сумму больше 1 000 000 рублей.   

В Новомосковске достаточно сложная ситуация. Один год местные жители жаловались на неприятный запах в городе, потом на толстый слой оранжево-коричневой пыли. Люди и подписи собирали. Новомосковск у вас на особом  контроле стоит, и какая работа проводится с предприятиями?  

– Да, в 2013 году в Новомосковске  действительно была сложная ситуация, почти весь летний период стояла жара, и очень часто были неблагоприятные метеорологические условия, большое количество жалоб поступало и в местную администрацию, и в контролирующие органы, и, в том числе, в Природоохранную прокуратуру. И в 13-м году мы очень много были в Новомосковске с проверками, практически все крупные предприятия были охвачены проверками. В 14-м году ситуация нормализовалась, жалоб практически не было из Новомосковска. Но и органами государственной власти, области в частности и министерством природных ресурсов администрации Новомосковска была проделана достаточно большая работа. Был приобретен комплекс передвижной для мониторинга атмосферного воздуха в городе. Это гораздо облегчило ситуацию в том плане, что при любом возникновении какого-то непонятного запаха для жителей сразу можно оперативно выехать и произвести замеры. Не ждать специалистов из Тулы. В этом году, как я уже сказала, в Новомосковске была уже аварийная ситуация, но ее удалось достаточно быстро все-таки исправить. Отремонтировать оборудование, и такого выброса уже, естественно, нет. 

 Удалось ли добиться выполнения природоохранных мер от предприятия «Росбио» в Дубенском районе? Там тоже достаточно большое было количество жалоб от жителей.

– Да, особенно в летний период при наличии запаха от полей фильтрации там бывают жалобы. Предприятие в настоящее время разработало долгосрочный план на 2015—2021 год. Предполагается реконструкция, уменьшение объемов выбросов, сбросов на поля фильтрации культуральной жидкости – это отход спиртового производства. По нашим мерам реагирования: они получили новую документацию в сфере охраны атмосферного воздуха, то есть те новые ингредиенты, которые мы устанавливали в ходе проверки со специалистами, естественно, была проведена инвентаризация выбросов, и включены в новое разрешение. Ими получено новое разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и, соответственно, документация у них в настоящее время в полном объеме имеется. А что касается долгосрочной программы, то, надеемся, что все в соответствии с планом их природоохранных мероприятий будет выполнено, потому что это находится под контролем и управления Росприроднадзора и министерства природных ресурсов Тульской области. 

И в этом году жалобы уже не поступали от людей?

– До настоящего времени  нет.

На днях Евгений Авилов, сити-менеджер Тулы, предложил перенести из центра Тулы промышленные предприятия. Как вы относитесь к такому предложению, и действительно ли это необходимо делать? Вообще, возможно ли это сделать?

–  Вопрос достаточно сложный в техническом отношении для меня. В экологическом плане – да, это, конечно, был бы идеальный вариант, потому что любое предприятие, а в Туле в центре есть большие, крупные природопользователи, в том числе и оборонного комплекса, любое предприятие должно соблюдать санитарно-защитную зону.  Для больших предприятий она может быть от 200 до 1000 метров. Поэтому, чтобы селективная зона, то есть жилой сектор, не находился рядом с предприятиями, оно, конечно, должно быть на значительном удалении от места жительства людей. Еще раз повторюсь, в техническом отношении насколько это возможно, это, конечно, уже судить специалистам. И в том числе, если органы самоуправления нацелены на это. Но, я думаю, что это не будет настолько решена проблема быстро, как хотелось бы, потому что производства большие, достаточно старые, и не только оборудование, но и сами здания, сооружения там очень сложные, поэтому перенести предприятия за пределы населенного пункта, это, я думаю, проблематично.