12 ноября Сбербанк отметил 181-летие. Все эти годы банк ассоциируется с надежностью, как говорят в тульском отделении банка, причем в нестабильное время это слово звучит еще более весомо как для предпринимателей, так и для людей далеких от бизнеса. В таких условиях роль банков всегда была и остается особенной: нужно помочь клиентам адаптироваться, обеспечить финансовую безопасность и по-прежнему дать возможности для развития. О том, что же позволяет тульскому Сберу оставаться в лидерах в эпоху перемен и вызовов, редакция узнала у нового управляющего Тульским отделением ПАО Сбербанк Сергея Гринько.

О тенденциях

— Сергей Валерьевич, в Туле Сбербанк воспринимается как спокойная гавань для пережидания бури. Вы приехали в Тулу как раз в период, когда экономическая турбулентность достигала своих очередных пиков. Пришлось ли что-то экстренно менять, перестраивать в работе Тульского отделения?

— Сбербанк — банк с историей, мы пережили многие потрясения, поэтому любая турбулентность для нас, скорее, норма, а не исключение. Когда я начал работу в Тульском отделении Сбербанка, выбрал следующую стратегию: значительно не менять работу банка (не только штата, но и внутренних процессов), поскольку уже выстроена эффективная устойчивая система. Мы сфокусировались на потребностях клиента и отталкиваемся именно от них. Сбербанк гораздо раньше конкурентов начал перестраиваться на новый стиль работы с клиентами, в этом наше преимущество. Мы уверены, что работа банка обезопасит клиента в нестабильное время.

— Сбер, как и любое другое ключевое звено финансовой системы России, сначала пережил пандемический кризис, теперь — экономический. Насколько стабильны финансовые показатели Тульского отделения банка сегодня?

— Пока тяжело назвать конкретную цифру прибыли в этом году, однако Тульское отделение банка растёт и показывает стабильно положительные результаты. По результатам 9 месяцев 2022 года мы занимаем первое место в России в своем кластере.

 — Какие тенденции в поведении клиентов в кризисные периоды вы отмечаете?

— Поведение действительно меняется: в целом снижается потребление и присутствие клиентов в физических каналах, при этом растет потребление в сфере онлайн-услуг, нефинансовых сервисов.

— Какую, по-вашему, тактику сегодня выбирают предприниматели — клиенты банка: тактику ожидания или действий?

— Состояние рынка неоднозначное, многие считают, что исход зависит от внешних факторов, но, на самом деле, в этом вопросе приоритетно отношение инвесторов, предпринимателей к конкретному периоду. Когда происходит стрессовая ситуация, то возникают два вектора колебания: кто-то выжидает, кто–то действует. Вторые видят ниши и развиваются, особенно сейчас, после ухода западных игроков. По моему опыту, они обычно выигрывают, поскольку на раннем этапе конкуренция не так высока. Банк помогает бизнесу снизить риски и вместе с тем чувствовать себя безопасно. Кредитная организация позволяет запустить производство, выкупить готовый бизнес, помогает со сделкой покупки оборудования или с предоставлением оборотных средств для запуска бизнеса в расширенных объёмах.

По моим ощущениям, среди наших клиентов больше тех, кто стремится развиваться. Многие тульские предприниматели сейчас рискуют и расширяются, поскольку исторически для Тулы вполне характерна активность. Сегодня появилась уникальная возможность для многих бизнесменов расширить бизнес. Конечно, рынок штормит, но после шторма всегда бывает затишье.

— В целом, по вашей оценке, санкционные ограничения сильно ударили по предпринимателям — клиентам банка?

— Многие клиенты почувствовали санкционный удар. Возникли трудности с переводом денежных средств, при получении продукции за границей. Однако мы оперативно приняли решение открыть новые рынки, перестроились с Запада на Восток, активно развиваем направление кредитования в юанях. Причем это двустороннее движение: поставки, продажи. Также мы предоставляем клиентам Сбера выгодную возможность конвертировать доллары в российские рубли или китайские юани с более высокой доходностью с помощью вкладов.

Об услугах и сервисах

— Стало ли более рискованным кредитование МСП сегодня?

— В Сбербанке создана система предодобренных лимитов и система кредитования. Нельзя сказать, что они рискованные, поскольку показатели риска оцениваются на всех этапах: от деятельности кредитного специалиста, заканчивая принятием итогового решения по выдаче кредита или банковской гарантии. Система оценки меняется в зависимости от ситуации на рынке, как и предодобренные лимиты. Я с уверенностью могу сказать, что наш кредитный портфель не ухудшился.

— Каковы приоритеты кредитной политики Тульского отделения?

— На сегодня объем кредитных вложений Тульского отделения Сбера составляет порядка 235 млрд рублей — в том числе на развитие региона направлен 151 млрд корпоративного кредитного портфеля и 84 млрд — населению, физлицам. Мы поддерживаем развитие оборонно-промышленного комплекса, строительной отрасли, химической, пищевой промышленности, сельского хозяйства и др.

— Какие задачи для предпринимателей помогает решить программа «Отраслевые решения для бизнеса»?

— Эта программа предполагает индивидуальный подход, подстраивается под бизнес клиента — в этом её уникальность. Для каждой конкретной отрасли подбирается пакет, созданный с учетом особенностей предприятия, позволяющий экономить финансы и время клиентов. В целом, индивидуальный подход и пакетные предложения — это сейчас наиболее перспективный формат работы банка как с бизнесом, так и с физлицами.

— Безопасная безналичная оплата сегодня по-прежнему возможна?

— Разумеется. Сегодня клиенты Сбера по-прежнему могут оплачивать товары и услуги бесконтактно с помощью сервисов SberPay. Это абсолютно безопасно: оплата происходит в приложении СберБанк Онлайн, клиентам не надо вводить реквизиты карты. Мы активно продвигаем способ безналичной оплаты услуг по QR-коду благодаря платформе Сбера «Плати QR» — этим сервисом могут воспользоваться не только клиенты банка, но и пользователи банков-партнеров, которые подключены к платформе.

 — А что с ипотекой от Сбербанка сегодня? Стоит ли покупать квартиру в строящихся жилых комплексах?

 — Я считаю, если у человека есть потребность купить квартиру, то он возьмет ипотеку вне зависимости от ставки, — говорю это из личного опыта. Если говорить о строящемся жилье, риски есть, они были всегда и в любое время, но поскольку существуют счета эскроу, то риски с клиентов практически сняты: если объект недвижимости не достроят, то деньги со счёта эскроу вернутся клиенту обратно.

— Как Сбербанк сейчас поддерживает проекты, направленные на благо региона?

— Тульское отделение активно участвует в жизни региона. Транспортный проект, проекты с МФЦ, тесное взаимодействие с минздравом и министерством образования региона (это многочисленные кампусные и образовательные проекты, системы непрерывного мониторинга здоровья) и т. д. Ежегодно оказывается помощь советам ветеранов ВОВ и боевых действий, осуществляется поддержка учреждений культуры, общественных организаций, спонсируются праздничные и спортивные мероприятия.

 — А что касается «зеленых проектов»? Не ушла ли ESG-повестка на второй план в это непростое время?

— Сбер планирует и дальше активно развивать ESG-проекты. Сейчас банк реализует программы по компенсации углеродного следа и потребления бумаги. Волонтёры банка принимают активное участие в федеральных и региональных акциях по посадке деревьев: к концу 2023 года Сбер планирует посадить один миллион новых деревьев в рамках программы по компенсации углеродного следа.

О развитии

— Сергей Валерьевич, вы обучались по программе «Сбербанк-500», по программе развития руководителей высшего звена London Business School. В чем, на ваш взгляд, специфика обучения специалистов в области финансов?

— Исходя из моего личного опыта, современный специалист в области финансов никогда не заканчивает обучение. В этой связи Сбербанк — уникальная компания, которая нацеливает всех сотрудников вне зависимости от должности на постоянное развитие.

В системе Сбербанка создана и выстроена система обучения. Каждый сотрудник получает знания структурированно, в соответствии с должностью и карьерными перспективами. Нам есть куда расти, поскольку активно меняется не только ситуация в мире, но и люди: мы должны постоянно развиваться, чтобы понимать, какую пользу сможем принести клиентам.

 — Всенародное признание бренда несет за собой и повышенную ответственность, вы ее ощущаете?

— Разумеется, ощущаю, особенно после переезда в Тулу. Тульская область — уникальный регион: с богатой историей, с большими перспективами, с развитым бизнес-сообществом. Каждый, кто взаимодействует с Тульским отделением Сбера, должен получить квалифицированный сервис, выгодные и необходимые услуги, а еще — надежность, простоту, удобство и скорость. Именно это основные задачи нашей команды.

 Материал предоставлен нашими партнерами