«Будем обращаться во все инстанции, чтобы добиться справедливости»: семья из Тульской области винит в смерти сына, болеющего гемофилией, некомпетентность врачей
©
У Сергея и Ирины Сальниковых, проживающих в деревне Иврово Тульской области, 8 июня 2019 года умер 39-летний сын Андрей. В его смерти супруги винят некомпетентность врачей, оказавших медпомощь ненадлежащего характера.
Отметим, что мужчина являлся инвалидом второй группы с диагнозом - гемофилия А. Таких больных, рассказала Ирина, лечат только в ГУЗ ТО Тульской областной клинической больнице.
Так, 59-летняя Ирина обратилась в суд с иском к региональному Минздраву, ГУЗ «ТЦМКСиНМН» и ГУЗ «ТГКБСМПТ имени Ваныкина о возмещении морального вреда в размере 9 миллионов рублей.
Судом установлено, что 7 июня 2019 года с 00:00 до 3:12 нетрезвый Андрей Сальников находился в баре «Алкомаркет 24 часа. Бар. Алкобар» по улице Металлургов, 55-А вместе с пьяной сожительницей Горшковой О., с которой прожил 15 лет. Пара поссорилась. В ходе конфликта женщина побила оппонента, в том числе пакетом с замороженными кальмарами.
Далее они вышли из бара. Горшкова «с помощью тупого предмета» снова избила мужчину и толкнула его. Тот упал на тротуар и ударился головой. На этом сожительница не остановилась и пнула Салькова. Андрей, со слов очевидцев, почти не шевелился. На месте образовалась «приличная» лужа крови.
Место, где Сальников упал
В 3:12 прохожая вызвала карету скорой помощи, хотя Горшкова была против. Согласно материалам дела, приехавшему медику Сальников пояснил, что страдает лейкемией. На момент осмотра было состояние средней тяжести. Туляку поставили следующий диагноз: сотрясение головного мозга (ЧМТ сотрясение головного мозга), рваная ушибленная рана головы в височной области в проекции сосцевидного отростка и перелом костей носа. Фельдшер обработал рану перекисью водорода и наложил стерильную повязку.
В 3:36 Салькова привели в приемный покой ГУЗ «ТГКБСМП им Д.Я. Ваныкина» с ранее указанным диагнозом. При осмотре тот жаловался на рану головы и боль в области носа. Дежурный врач-нейрохирург осмотрел пациента, а далее провел операцию с использованием местного обезболивания. Были наложены гемостатические швы и осептическая повязка. Пациенту так же была рекомендована консультация ЛОР-врача и лечение у хирурга по месту жительства.
- Ну, во-первых, как человек всю жизнь болеющий гемофилией может перепутать ее с лейкемией? Во-вторых, по приезду в больницу его должны были отправить в областную больницу, так как «гемофиликов» лечат только там. Сыну нужно было остановить кровотечение, а вместо этого его «зашили». Врач не установил, что мой сын является больным гемофилией. Хотя ранее, в феврале 2019 года, он проходил здесь лечение. Данные о его заболевании имелись в истории болезни. Однако была сделана анестезия при зашивании раны, что не допустимо. При гемофилии какие-либо уколы, особенно анестезия, противопоказаны. После оказания медпомощи ему нужна была госпитализация для постоянного контроля, - подчеркивает Ирина.
Далее Сальникова направили в приемный покой ЛОР-отделения с жалобами на изменение формы носа. В результате, отмечается, дежурный врач узнал об инвалидности пациента. Эта информация была в журнале неотложной медпомощи отделения. Уточняется, что врач не выяснил, по какому заболеванию тот получил инвалидность и поставил диагноз поверхностная травма носа.
Ирина Сальникова отметила, что со слов сожительницы сына, Андрей ругался на врача, говоря, что его не правильно лечат.
«Мужчина в течение 40 минут отказывался покидать ЛОР-отделение, повышал тон, нецензурно выражался, оскорблял медицинских работников, применял физическую силу в отношении своей подруги, вследствие чего была вызвана охрана», - говорится в материалах дела.
Так, пациенту все же пришлось вернуться домой. В тот же день в 14:40 он вынужден был вновь обратиться за помощью к специалистам той же больницы, только уже в приемный покой травматологического отделения. На тот момент мужчина жаловался на боли в области левого плечевого сустава. Врач сделал рентген. В результате был поставлен диагноз - ушиб плечевого сустава. Мужчине наложили гипс, рекомендовали препараты и лечение у хирурга по месту жительства. Мать Андрея Сальникова уверяет, что гипс наложили на здоровую руку и это усугубило внутреннее накопление крови в плечевом суставе.
- Врачом вновь не было выявлено заболевание сына. Считаю, что фельдшерами ГУЗ ТО «ТЦМКСиНМП», врачами ГУЗ «ТГКБСМП им. Ваныкина» не оказана надлежащая медпомощь моему сыну. Ими не было установлено, что он является инвалидом второй группы по заболеванию гемофилия тип А, в связи с чем, ими это не было учтено при назначении лечения и постановке правильного диагноза, - говорит Ирина.
Уже на следующий день в 5:35 в ГУЗ ТО «ТЦМКСиНМП» вновь поступил вызов скорой на дом к больному. По прибытии на место, фельдшеру было сообщено о болезни Сальникова и та, по просьбе сожительницы мужчины, ввела инъекцию Имуната, назначенного гематологом. Также, сообщается, была введена внутривенная инфузия раствора натрия хлорида и раствор дексаметазона. После этого, уточняется, состояние стабилизировалось.
Также, по версии фельдшера, Сальников отказался от госпитализации, но его мать считает, что в карете вызова в графе отказа от госпитализации стоит поддельная подпись. Почерковедческая экспертиза говорит об обратном. На своеобразную подпись пациента повлияло то, что во время подписания документа мужчине было плохо.
- Я считаю, что это не собственноручная подпись Андрея, она сильно отличается от его подлинной подписи. Мы заказывали заключение у московских специалистов (комплексную рецензию) по поводу этой почерковедческой экспертизы. Она показала, что исследование сделано с многочисленными нарушениями законодательства и методик проведения, - сообщила Сальникова.
Согласно этому документу, «в заключении отсутствуют обязательные этапы хода исследования, общая оценка результатов исследования, вывод эксперта ходом исследования не обоснован и вызывает сомнения в достоверности, что является основанием для назначения повторной судебной экспертизы».
Уже в 7:11 вызов скорой помощи поступил повторно с жалобами Сальникова на резкую слабость и головокружение в течение 12 часов. В 7:45 состояние больного ухудшилось, произошла остановка дыхания и сердца. Как установил суд, мужчину реанимировали полчаса, но спасти не удалось. В 8:15 была констатирована смерть.
Судмедэкспертиза показала, что мужчина скончался от «тупой травмы туловища и конечностей в виде кровоподтеков и массивных кровоизлияний в подлежащих мягких тканях, протекающая на фоне хронического заболевания - гемофилии А, которое усугубило течение тупой травмы, поскольку способствовало продолжающемуся кровотечению». Уже позже окончательной причиной смерти Сальникова Андрея явилась сильная кровопотеря.
В материалах дела отмечается, что диагноз гемофилия A лабораторно в обычном медучреждении установить невозможно. В этом случае он ставится после информирования медперсонала самим пациентом. В случае имеющейся информации о болезни пациента, получившего травму, ему показано введение концентрата фактора крови VIII. Этот препарат предоставляется медикам самим пациентом или членами семьи, так как каждый пациент с гемофилией А обеспечивается им персонально по линии Федерального финансирования.
В заключении судмедэксперта говорится, что показаниями для госпитализации в соответствии с Клиническими рекомендациями «Гемофилия», утвержденными федеральным Минздравом является тяжелое кровотечение. А при обращении Салькова за помощью 7 июня «при отсутствии клинических признаков продолжающегося кровотечения, сведений о наличии гемофилии (сообщенных пациентом) показаний к госпитализации на стационарное лечение не было».
Мать Андрея Сальникова подчеркивает:
- Однако ни в одном медицинском документе не содержится информации о возможном диагностировании внутреннего кровотечения, от чего в последствие и наступила смерть. При назначении судебно-медицинской экспертизы, нами неоднократно заявлялись ходатайства о ее проведении в экспертных учреждениях либо в Москве, либо Санкт-Петербурге, так как ответчиками по делу выступают Минздрав Тульской области, ГУЗ «ТГКБСМП им Д.Я. Ваныкина», ГУЗ «ТЦМКСиНМН», большинство сотрудников которых обучались и получили образование в Рязанском государственном медицинском институте им. Ак. И.П. Павлова. Указывали, что проведение комплексной судебно-медицинской экспертизы в ГБУ Рязанской области «Бюро СМЭ имени Д.И.Мастбаума» не будет отвечать требованиям относимости, допустимости, достоверности, беспристрастности. В удовлетворении заявленных ходатайств было отказано.
В результате суд пришел к выводу о том, что нарушений требований при оказании медицинской помощи врачами Сальникову установлено не было, а действия врачей были правильными, соответствовали принятым нормам и методикам проведения обследования и лечения. В удовлетворении исковых требований Сальниковой Ирине было отказано.
На данный момент семья Сальниковых подала кассационную жалобу в первый кассационный суд общей юрисдикции и ждет ответ:
- Мы знаем уже, что нам откажут, но будем бить тревогу и обращаться во все инстанции, чтобы добиться справедливости. Сына мне не вернут, врачам ничего не будет, тогда надо несправедливость наказывать деньгами.
Отметим также, что Горшкова, избившая Сальникова, причинила ему тяжкий вред здоровью и имеет прямую причинно-следственную связь к смерти. На данный момент женщина отбывает наказание. Ее осудили на 6 лет в августе 2021 года.