Михаил Иванцов про скандал с водоканалом и отношениях с Толкачевой: большое интервью с бывшим главой администрации Тулы

Михаил Иванцов дал большое интервью «Тульским новостям»

icon 20/11/2024
icon 06:00
Михаил Иванцов про скандал с водоканалом и отношениях с Толкачевой: большое интервью с бывшим главой администрации Тулы

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"

Михаил Иванцов был главой администрации Тулы с 2009 по 2011 годы. Возглавив местные органы власти, Иванцов занялся решением финансовых и организационных вопросов. Так, в администрации появилось новое управление, а в Устав Тулы внесли изменения. Однако не все было гладко в то время: скандал с «Тулагорводоканалом» и непростые отношения с мэром города Алисой Толкачевой не прошли бесследно.

Тем не менее политику бывший глава тульской администрации не оставил: сейчас Иванцов является депутатом Тульской областной Думы 8-го созыва.

«Тульские новости» встретились с Михаилом Иванцовым и поговорили о городском бюджете, интригах «седьмого этажа» и проблемах современной Тулы.

- Расскажите путь до главы администрации Тулы.

- В 1986 году я закончил обучение на машиностроительном факультете Тульского политехнического института и потом более 10 лет работал преподавателем на кафедрах теоретической механики и ракетостроения.

В 1997 году я ушел работать в коммерческие структуры. Это было трудное решение, потому что вся моя жизнь была связана с политехом, но зарплаты тогда платили мизерные и надо было обеспечивать семью. Да и мой научный руководитель, Геннадий Васильевич Бригадиров, скоропостижно умер в том же году.

В 2000 году жители Дубенского и Ленинского районов выбрали меня депутатом Тульской областной Думы 3-го созыва. В Думе я работал заместителем председателя комитета по бюджету и финансам. Удалось узнать много нового, в том числе как устроено государственное управление, как формируется бюджет. Я глубоко погрузился в бюджетный процесс и уделял этому много времени.

К концу депутатского срока захотелось приложить свои знания и умения в органах исполнительной власти. В тот момент глава Ленинского района Андрей Самошин избрался депутатом Государственной Думы и были объявлены выборы руководителя района. Выборы мэров тогда были общенародными. Я участвовал в них и победил с хорошим результатом, стал главой Ленинского района, потом избирался главой администрации района. Работал в Ленинском районе с 2004 по 2009 год. Удалось многое сделать и, прежде всего, увеличить доходы бюджета и финансирование социальной сферы.

В кризисный 2009 год я по предложению губернатора перешел на работу в администрацию города Тулы, участвовал в конкурсе, и депутаты городской думы избрали меня на должность главы администрации города. Как тогда говорили, стал сити-менеджером.

- Как только Вы заняли пост главы администрации, то первоочередной задачей поставили вопрос о финансовой ситуации в Туле. В каком виде вы приняли город? Каким был бюджет?

- Город находился в очень сложном положении. Общий экономический кризис 2009 года наложился на управленческий кризис в городе. Как раз тогда между губернатором Тульской области и главой администрации Тулы возникли, так скажем, непримиримые разногласия. В 2009 году распоряжение земельными участками в областном центре было передано из города на областной уровень. Одновременно в городе полным ходом велась скандальная приватизация коммунальных муниципальных предприятий. Резко сократились собственные доходы городского бюджета.

К моменту, когда я пришел работать в администрацию, городской бюджет составлял около 7 миллиардов рублей и около 800 миллионов рублей составляла просроченная задолженность банкам и подрядчикам, которые выполняли работы. Помню, что за масштабные работы по благоустройству, которые проводились еще в 2008 году, пришлось расплачиваться уже нашей администрации.

К этому времени уже были приостановлены все городские социальные программы. В 2009 году в Туле, практически не было нового дорожного строительства, не проводилось даже ямочного ремонта, не было ремонтов в школах и детских садах. Туляки были возмущены, прежде всего, состоянием дорог в городе, которые были в очень плохом состоянии.

Поэтому финансовый анализ городского хозяйства нужно было провести прежде всего, чтобы понять, как можно быстро поправить ситуацию с наполнением бюджета. Ну и конечно же, необходимо было сплотить коллектив администрации для решения первоочередных задач.

Отдельно нужно сказать про приватизацию коммунальных муниципальных предприятий. По мнению областных структур, оценочная стоимость предприятий была существенно занижена. Поэтому все объявленные конкурсы были остановлены, но ряд МУПов уже были проданы: Тулагорводоканал, Управляющая компания города Тулы и некоторые другие. Судебные разбирательства по оспариванию результатов приватизации длились довольно долго, но ни к чему не привели.

Тем не менее, интенсивная работа всего коллектива администрации, позволила городу довольно быстро расплатится со всеми долгами. И когда я в 2011 году уходил из администрации, то передавал новому главе администрации города Олегу Константиновичу Самылину бюджет, на счету которого лежало почти 500 миллионов рублей, для оплаты приводящихся на тот момент в Туле работ капитального характера. У нас уже не было банковских кредитов и – за редким исключением – просроченной или кредиторской задолженности. Городские финансы были в хорошем состоянии.

- Когда Вы были главой администрации, в Устав Тулы внесли изменения, согласно которым продлевался срок полномочий главы администрации. Почему было принято такое решение?

- Это предложил губернатор, чтобы не проводить новый конкурс по выборам главы администрации города. Предложение было поддержано главой муниципального образования (на тот момент Владимир Сергеевич Могильников). Депутаты из разных фракций подавляющим большинством голосов это решение приняли.

Но я не боялся выходить на конкурс, чтобы вновь избраться. С депутатами городской думы у меня были хорошие рабочие отношения: они видели, как вопросы в городе начинают решаться, и часто обращались в администрацию для решения разных проблем своего округа.

Приведу несколько примеров совместной работы с депутатским корпусом в то время. Мы, по сути, открыли шлюз для реализации в городе 159-ФЗ, чтобы предприниматели могли выкупить в рассрочку помещения, которые они арендовали у муниципалитета. На момент, когда я заканчивал работу в администрации, уже было заключено порядка 300 договоров на выкуп помещений. Это позволило местным предпринимателям вкладывать деньги в развитие бывших городских помещений, развивать свой бизнес, быть уверенным в будущем, оказывать полноценные услуги тулякам.

Нам удалось возобновить строительство жилого комплекса «Платоновский лес». Когда я пришел в администрацию, он был законсервирован, было много обманутых дольщиков, которые заплатили деньги, но не получили квартиры. Насколько я понимаю, деньги были выведены в другие регионы через один банк и городу предлагали достраивать дом на муниципальные средства. Но мы нашли организационные решения, чтобы возобновить строительства без привлечения городских средств, и ЖК был сдан.

Многие туляки помнят, как на обочинах городских дорог при парковке автомобиля сомнительные лица взимали плату с водителей. Именно тогда мы отменили это полузаконную плату за парковки.

При нас начал реконструироваться стадион «Металлург» и 2-я детская инфекционная больница, были восстановлены все городские социальные программы и многое другое.

- Будучи главой администрации, Вы не раз говорили о плачевном состоянии дорог в Туле. Как оцениваете нынешнее положение в этой сфере?

- В 2010 году мы начали восстанавливать городские дороги. Именно в 2010 году была завершена реконструкция Рязанского шоссе – это был наш двухполосный долгострой. Но революцию в этом вопросе за счет городского бюджета совершить невозможно.

Существенные изменения в дорожной отрасли произошли, когда в Тульской области Губернатором стал Владимир Груздев: тогда в массовом порядке - в том числе из областного бюджета - были выделены дополнительные деньги на ремонт дорог в областном центре.

Со временем на федеральном уровне существенно изменился подход к поддержке регионов и муниципалитетов: были введены многие долгосрочные программы, которые реально помогают городам и районам по всей стране поддерживать дороги в нормативном состоянии.

Губернатор Алексей Дюмин уделял состоянию дорог в регионе и в Туле первостепенное внимание, привлекал федеральные средства, выделял деньги из регионального бюджета. Один новый мост в Туле, я называю его Командирским, чего стоит! Сейчас по сравнению с пятнадцатилетней давностью дороги находятся в значительно лучшем состоянии. Федеральные дороги - особенно в период руководства областью - были подтянуты очень хорошо. Некоторые стали лучше, чем в Московской области.

В Туле мы видим, что дорожное строительство не прекращается, выделяются дополнительные деньги из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Надеюсь, этот темп сохранится, с учетом того, что наш губернатор Дмитрий Миляев пообещал, что каждый год миллиард рублей будут выделять на поддержку муниципалитетов, в том числе на ремонт дорог.

Но нет пределов совершенству. Поэтому, повод поворчать всегда находится…

- Много жалоб поступает от жителей города в сфере коммунального хозяйства. Как оценивается состояние ЖКХ в современной Туле?

- Не думаю, что ситуация в ЖКХ в Туле хуже, чем в других регионах России. Но высокая доля ветхого жилья дает о себе знать. Стоит сказать, что межквартальные и стратегические сети капитально ремонтируются и интенсивно заменяются администрацией, а вот внутридомовые сети вызывают наибольшее количество нареканий жителей.

Несмотря на то, что создан Фонд капитального ремонта и много домов уже отремонтировано, есть определенные недостатки в работе и Фонда, и управляющих компаний. Многие управляющие компании пренебрегают своими обязанностями и работают неэффективно.

Общими силами - бюджет, застройщики, жители - проблемы с сетями постоянно решаются. Но с учетом износа сетей, денег все-равно не хватает.

Радует то, что у нас в области высокий уровень газификации, поэтому почти все новостройки оснащаются индивидуальными источниками отопления.

- Будучи сити-менеджером, Вы создали Управление делами администрации Тулы. Чем занималось управление и какова была его цель его работы?

- Это решение было чисто организационное: необходимо было сосредоточить под управлением одного человека все организационные, кадровые и другие вспомогательные службы администрации. Именно для этого была введена должность руководителя аппарата - начальника управления. Все службы были разобщены, и не было возможности поставить единую задачу для того, чтобы комплексно ее решить. Этот блок был создан, чтобы можно было более эффективно управлять возможностями администрации.

Помню, тогда этим решением был недоволен руководитель аппарата губернатора. Может, ревность какая-то была: вот, в городе теперь тоже «появился» аппарат.

Собственно говоря, это решение было правильным, потому что до сих пор в городской администрации есть руководитель аппарата и все организационные подразделения сосредоточены под его началом.

- В ноябре 2010 года произошел скандал с отключением воды в Туле. Тогда администрацию обвинили в том, что она косвенно допустила эту ситуацию, настаивая на аресте объектов «Тулагорводоканала». Как все было на самом деле?

- Это была сложная ситуация для туляков. Продолжался судебный процесс по оспариванию приватизации Тулагорводоканала: мы считали, что городской бюджет недополучил деньги за предприятие. И в рамках судебного разбирательства, еще в 2009 году, на имущество акционерного общества было наложено судебное ограничение.

Но ситуация с отключением была двоякая. С одной стороны, владельцы водоканала управляли им, получали доходы от потребителей, но на протяжении многих месяцев не оплачивали потребляемую электроэнергию полностью. С другой стороны, в июне 2010 года тариф на электроэнергию поднялся на 40% и это повышение не было учтено в тарифах водоканала. Два хозяйствующих субъекта на протяжении многих месяцев не могли между собой договориться.

В администрации города неоднократно проводились совещания: обе структуры были уже коммерчески самостоятельными, город не мог выделять им бюджетные деньги. Все городские и областные учреждения за потребленную воду платили водоканалу даже авансом, чтобы создать для него благоприятные финансовые условия. Мы пытались воздействовать административно. На совещания присутствовали представители прокуратуры. Но и это не давало никаких результатов.

Тянулась ситуация довольно долго и привело это, по сути, к энергетической диверсии. В один прекрасный момент электросбытовая компания дала указание электросетям, которые обслуживают скважины водозабора, одномоментно обесточить насосы на всех водозаборах Тулы. Водоканал является предприятием жизнеобеспечения стратегического значения – оно имеет определенную бронь на потребление электроэнергии, и отключение электроэнергии было попросту нарушением закона.

Напряжения не было порядка 3 часов, из-за этого во всем городе закончилась вода. Это заметили все, поскольку специально было выбрано время – под вечер, когда люди пришли с работы. После запуска скважин произошли многочисленные гидроудары и разрывы в трубопроводах.

Но самое главное – электричество подали, а оплаты так и не добились. По сути, они добились только политического ажиотажа, а решения вопроса не было.

Как ни странно, ситуация не получила оценки со стороны правоохранительных органов: разбирались, разбирались, но никакого уголовного дело не было заведено. Мне неизвестно, какие решения были приняты, но директор сбытовой компании, который давал команду отключить электричество на скважинах, в течение месяца был переведен в другой регион.

- Не секрет, что ваши деловые отношения с главой Тулы Алисой Толкачевой не очень хорошо складывались. Она даже выносила Вам выговор за дисциплинарный проступок. Как Вы считаете, у нее была личная неприязнь к Вам или причина в чем-то другом?

- Личной неприязни друг к другу мы не испытывали. Мы после всех этих перипетий общались и даже шутили о том, что надо написать совместную книгу о тех событиях, потому что в них было много поучительного.

На мой взгляд, это было связано с интригами «седьмого этажа» (прим. автора имеется в виду 7 этаж в правительстве Тульской области, где находится кабинет губернатора), поскольку предложение по избранию Алисы Евгеньевны исходило от губернатора и предложение по снятию ее с должности тоже. Помню, в городскую думу был даже направлен депутат Сергей Иванович Кондратенко, который курировал работу с депутатами в этом вопросе.

Алиса Евгеньевна тоже человек непростой, боец по характеру: когда встал вопрос о ее снятии, она начала сопротивляться, и делала это достаточно долго и талантливо. А в пылу политической борьбы чего не бывает… Но это не значит, что мы лично враждовали. С ней мы были знакомы еще до моей работы в администрации Тулы, отношения были всегда ровные.

Сейчас связь с ней сложно поддерживать, но, когда она жила в Туле, мы иногда беседовали.

- 13 ноября 2010 года Вы досрочно прекратили полномочия в качестве главы администрации Тулы. Почему?

- В тот момент как раз было противостояние с главой Тулы, и у меня было предложение нам обоим уйти в отставку: мне остаться в администрации на должности первого заместителя, а ей остаться депутатом, а затем провести повторные выборы ее как главы муниципального образования, а мне участвовать в конкурсе по выборам главы администрации. Я подал в отставку, а она – нет.

В 2010 году я уже вывел на нормальное финансовое положение город и участвовать в постоянных скандалах было неприятно, и я принял решение изменить жизнь, вернуться в бизнес. Я дождался, когда выберут нового главу администрации (на этот конкурс я уже не подавал заявления). Олега Самылина, который стал новым главой администрации, я хорошо знал лично, он просил меня поработать с ним несколько месяцев для того, чтобы ввести его в курс дела. В августе 2011 года в области поменялся губернатор, и я в октябре ушел.

- Чем занимались после того, как покинули администрацию Тулы и что делаете сейчас?

- Я организовал инвестиционное агентство и стал директором. Предполагал, что буду оказывать консалтинговые услуги, но в итоге взял в аренду заброшенный карьер в поселке Рождественский (тогда Антон Агеев был главой администрации Ленинского района). Там «с нуля» построил загородный парк-отель «Цитадель». Этому объекту и сейчас уделяю свое основное внимание. В этом году построили большой уличный бассейн, надеюсь, в мае 2025 года открыть его для гостей отеля. Планов по развитию отеля много. В планах строительство новых коттеджей, СПА, эко-тропы. В общем, участвую в развитии туризма в Тульской области

Кроме этого, строю коммерческие объекты и эксплуатирую их. Занимаюсь общественной работой, благотворительностью. Избран депутатом-одномандатником Тульской областной Думы от Большого Заречья. Работаю на неоплачиваемой основе.

- Вам нравится Тула такой, какая она сейчас? Какие проблемы считаете есть и как их нужно решать?

- Я коренной туляк и Тула мне нравилась всегда. Нравится она мне и сейчас.

Усилия двух последних губернаторов – Владимира Груздева и особенно Алексея Дюмина – по приведению областного центра в порядок, создания и благоустройства общественных пространств, строительства новых больших социальных и инфраструктурных объектов, замены общественного транспорта, вывели наш город на новый качественный уровень.

В эффективном развитии Тулы есть большая заслуга администрации города и тульского предпринимательского сообщества, всех горожан. Надеюсь, город будет развиваться дальше, становиться еще лучше и удобнее.

Проблемы называть не буду. Они хорошо известны городским руководителям. Но несколько пожеланий по развитию нашего города выскажу.

Я приверженец развития территориального общественного самоуправления. Считаю, ему нужно придать большую динамику. В области есть хорошие практики, в том числе программа «Народный бюджет» и различные гранты по поддержке ТОС. Я считаю, что чем больше самостоятельных хозяев будет в нашем городе, чем больше люди сами будут заботиться о своем жизнеустройстве, тем лучше для нашей страны. Лучший человек – это тот, кто чувствует себя хозяином и гражданином. Он может поднять флаг на своей земле и защищать этот флаг. Поэтому развивать ТОСы нужно не только в сельской местности, но и в городе. В Туле ТОСы, на мой взгляд, слабоуправляемые и малопродуктивные – их надо делить на более мелкие: чтобы они были связаны с местом жительства людей, а не с целым районом. И поддерживать ТОСы нужно больше, в том числе финансово.

Нужно усиливать поддержку индивидуального жилищного строительства. Когда мы поддерживаем человека, строящего свой дом, мы поддерживаем будущее всей его семьи, развиваем в человеке его лучшие гражданские качества, делаем из пассивного человека – настоящего гражданина нашей Родины.

Я бы обратил внимание больше на организацию работы управляющих компаний и их поддержку. Если найти меры поддержки УК, всем станет легче жить. Все мы знаем, что УК существует определенное количество лет, а потом закрывается с долгами. Это общая практика. Надо найти какие-то формы поддержки: мы помогаем не частнику, а жителям МКД. Думаю, работа с управляющими компаниями должна найти новое звучание.

Сейчас очень актуальна перезагрузка в образовании наших детей. Нужны новые подходы, которые бы объединили опыт советской школы и современных требований к подготовке и обучению. Наша область очень развита технически и культурно. Имеет высокий научный и производственный потенциал. Но, на мой взгляд, каких-то новых подходов у нас в регионе не наблюдается. Их надо искать, объединяя потенциал высшей школы, производства и общего образования. Создавать единую систему практической подготовки ребенка, учитывая кадровые потребности региона и страны. И если поставить политическую задачу, то вполне возможно, сгенерировать некую тульскую инициативу по развитию российской школы. Именно развитию, а не очередному реформированию.

Спасибо за интервью.