Владимир Могильников про благоустройство, мост через Упу и «предвыборную грязь»: большое интервью с бывшим мэром Тулы

Бывший мэр Тулы Владимир Могильников рассказал про годы управления городом

icon 13/11/2024
icon 06:00
Владимир Могильников про благоустройство, мост через Упу и «предвыборную грязь»: большое интервью с бывшим мэром Тулы

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"

Владимир Могильников был мэром Тулы с 2005 по 2010 годы. Под его началом город преобразился: появилось множество скверов, детских площадок и даже фонтаны. Управляя Тулой, Могильников активно развивал транспортную доступность: построили Восточный обвод, привели в порядок улицу Металлургов. Даже небезызвестный мост через Упу начинали проектировать. С тех пор утекло много воды – власть поменялась и Тула тоже.

«Тульские новости» встретились с Владимиром Могильником и обсудили его работу в качестве главы города, состояние современной Тулы и нынешнюю жизнь бывшего мэра.

- Свою трудовую карьеру вы начали токарем на заводе «Штамп». Расскажите путь от токаря до мэра Тулы.

- Начинал я работать слесарем на тульском комбайновом заводе. Это хорошая профессия. Потом я освоил профессию токаря 4-го разряда – нужно было уметь делать все. Проработал во втором литейном цехе года четыре, после чего меня избрали секретарем комитета комсомола комбайнового завода.

Три с половиной года я работал в комитете, потом директор завода назначил меня замначальника второго литейного цеха по производству. Там работал четыре года.

Неожиданно вызвали в райком партии: сказали, будешь работать начальником ЖКО Пролетарского района. Я отказывался: там зарплата 160 рублей, а в цехе была – 400. Ну, сказали, ты член партии – вот тебе партийное поручение.

Четыре года отработал начальником ЖКО Пролетарского района, потом три года был зампредседателя Пролетарского райисполкома. Потом там решили всех мужиков освободить, а назначить женщин.

Я ушел на НПО «Тулачермет» работать в должности замдиректора по общим вопросам. Там пробыл 7 лет.

С 1979 по 2005 год работал председателем Пролетарского райисполкома.

Потом позвонил губернатор Дудка (мы с ним знакомы были): «Пойдешь ко мне работать в город». В то время Казаков был главой города. Я сказал, что надо ему сообщить. А губернатор: «Вот иди ему и скажи. Скажи, что был у губернатора и вот такие у него предложения». Я ему сообщил. Казаков ушел в отпуск и не вернулся, а я стал главой города.

Подходит время выборов – а я терпеть не могу эти депутатства. Баллотировались Самылин, Авилов, Тимаков – они все отказывались. Вызывает меня Дудка и говорит: «Иди!». Выиграл выборы. Главой администрации тогда был Уколов. Мы с ним договорились, что я занимаюсь благоустройством, а он - финансами.

- Вы занимали пост мэр Тулы с 2005 по 2010 год. Какие принципы вы закладывали в свою работу?

- Я производственник. Что это значит? Дал задание – должен выполнить. Важны спрос, и ответственность. А здесь была расхлябанность. Когда пришел, я сразу сказал: «У меня был 5-тысячный коллектив, и мы справлялись. А уж с вами, 39 человек, я думаю, справлюсь сразу».

Важно еще и доверие. Все знали, что обманывать меня бесполезно. В 5 часов утра на машине я объезжал город. А потом завел практику: каждые две недели мы в автобусы сажали все службы и осматривали город: «Почему это не сделано?».

Ну, и конечно, обязательно уважение к людям, иначе нельзя работать. Я за свою жизнь, сколько поработал, уволил человек 5 – больше воспитывал, чтобы понимали, что делают.

- Как решали проблемы в городе?

- Когда тяжело было в районе, мы собирали Совет директоров – была такая организация. Все директора промышленных предприятий района обсуждали каждый вопрос: здание построить, милицию перевооружить, ремонт школ, детских садов, больниц. Все откликались, давали деньги.

И мы строили. Преобразовали развалины кинотеатра «Заря» на Кутузова, Музей П.Н. Крылова сделали – 2 года бились и получилось здорово. Сделали Курган славы на пересечении Ложевой и Кирова, сквер Пушкина. За время моей работы в Туле порядка 25 скверов мы построили. Фонтаны, цветники, памятник Катюше – здорово ведь.

- Какие достижения за те 5 лет, что вы были мэром, считаете самыми значимыми?

– Нельзя так обозначать. Все значимое.

На Металлургов построили больницу по лечению зубов для детей и женскую консультацию – там не было ничего. Построили путепровод в Привокзальном районе – он разваленный был. Реконструировали роддом – он вообще весь заваливался. Сейчас там все стоит и даже сделали новую больницу.

Сделали скверик у драмтеатра, Могилевский и Толстовский скверики. В Советском районе сделали сквер афганцам с памятником.

Нельзя сказать, что было лучше, а что нет.

- После окончания 5-летнего срока в качестве мэра Тулы вы не стали переизбираться. По некоторым источникам, причиной ухода послужили нежелание принимать участие в предвыборной грязи.

– Когда срок подошел, опять начались выборы, начались интриги. Вмешалась Москва с помощью каких-то наших дельцов.

Я пошел на выборы. Дудка мне сказал, иди, народ тебя поддержит, тебя любят. Остается неделя до голосования, и он мне говорит, что Москва против. Кто-то сыграл свою роль. Я написал заявление и ушел.

- Как вы оцениваете нынешнюю власть Тулы и ситуацию в городе?

- Если мы еще не совсем погрязли, значит как-то поддерживают город. Я далек сейчас от этого, но со стороны вижу: что-то делают.

Я хочу сказать, что многое зависит от кадров. Кадры должны работать как на производстве: ответственно, требовательно и последовательно. К сожалению, сейчас таких очень мало.

- В качестве мэра вы активно занимались благоустройством Тулы. Тяжело было продвигать идею по преображению города?

- Когда заразишься идеей, все кажется легко. Самое главное, чтобы было стремление, умение и поддержка.

- Как люди воспринимали эту идею?

- Когда начали делать подземный переход на проспекте Ленина рядом с автовокзалом, который был залит водой, такое столпотворение было. Все было заброшено, но мы сделали и сейчас все работает хорошо. Уже сколько лет прошло, а я иду по городу, и люди говорят спасибо. Приятно.

- А как сейчас оцениваете благоустройство Тулы? Тенденция, заложенная вами, продолжилась или сейчас развитие города стоит на месте?

- Не буду обижать нынешнее руководство. Конечно, губернатор сделал все, чтобы Тула процветала. Вот, набережные отстроили.

Но сейчас все совсем по-другому почему-то. У районов забрали все: деньги, власть. Зачем в каждом районе по 30 человек сидят? Чем они занимаются?

- Обидно смотреть на современную Тулу?

- Обидно было, конечно, когда начали фонтаны засыпать и делать какие-то клумбы. Это дурость какая-то. Мы душу вкладывали, дети играли и родители отдыхали.

- Будучи мэром, вы наладили крепкие дружеские отношения между Тулой и Могилевом.

– У меня даже фотография есть: я и председатель горисполкома Могилева подписываем договор о сотрудничестве на 5 лет. Да, они нам помогали: поставляли лифты по меньшей стоимости, например. И мы у них Тульский сквер построили – установили там самовар метра 4 высотой.

- Сейчас Тула активно строит отношения с новыми регионами.

– Помогать, конечно, надо. Это ведь наша страна. Тем более в эти регионы руководство Украины почти ничего не вкладывало. Сейчас заехать в Мариуполь – ну, красавец, еще не весь отстроили, конечно, но красавец.

- Как мэр вы активно улучшали дороги в Туле: был построен Восточный обвод, приведены в порядок улица Металлургов и Одоевское шоссе. Как оцениваете состояние дорог в нынешней Туле?

- Сложно сказать, но на четверочку с большим минусом. Допустим, в Пролетарском районе ни одной дороги не сделали.

- Еще во времена вашего руководства Тулой шла речь о строительстве моста через Упу. Совсем недавно мост был открыт, движение по нему запущено. Как оцениваете реализацию проекта?

- Это великое дело. Повезло иметь такого губернатора, который деньги ввозит: сколько надо, столько и привезет. Это его заслуга.

Взяли все, что можно было, с нашего проекта и добавили чуть-чуть. Нормально, мне понравилось. Где надо, сделали светофоры, тротуары, велодорожку. Может быть, еще что-то добавят.

- Будучи главой города, вы также расширяли транспортную доступность. В частности, запустили троллейбус в Пролетарский район. Уже несколько лет троллейбусы перестали туда ходить. Обидно из-за потраченных усилий?

– А что сделать с этой публикой? Они считают, что это не нужно. Конечно, обидно.

Вообще задумка была такая: снять с улицы Металлургов трамвай, расширить ее и сделать проспект Металлургов с троллейбусами, а трамвай будет ходить до трамвайного депо. Не успел сделать.

- Как, на ваш взгляд, сейчас развита транспортная доступность в Туле?

– Благодаря губернатору обновляется автобусный парк. Здорово обновился трамвайный парк: иначе бы трамваи вообще остановились.

Сейчас нужно обратить внимание на ремонт трамвайных линий: они уже лет 30-40 не ремонтировались.

Нужно думать и про расширение дорог. Сейчас по городу в час пик не проехать. Надо расширять дороги и строить новые.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

– Работаю в общественной палате. Я зампредседателя комиссии по коммунальному хозяйству. Также занимаюсь и жалобами, и заявлениями жителей, подготовкой к зиме, асфальтированием. Но одно дело общественная палата: мы можем посоветовать – приказать не можем.

- Есть ли у вас какие-нибудь планы на будущее?

– У меня одна внучка растет, вторая – вот такие планы.

***

Читайте также интервью с Сергеем Казаковым