Сергей Казаков о «Формуле-1», оружейной столице и производстве Volkswagen: большое интервью с бывшим мэром Тулы

Бывший мэр Тулы Сергей Казаков дал большое интервью «Тульским новостям»

icon 06/11/2024
icon 07:29
Сергей Казаков о «Формуле-1», оружейной столице и производстве Volkswagen: большое интервью с бывшим мэром Тулы

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"

Сергей Казаков был мэром Тулы с 1997 по 2005 года. Он пришел к руководству оружейной столицей, когда страна стояла на грани упадка: денег катастрофически не хватало, а выживать как-то нужно было. Именно эта задача и стояла перед мэром – не допустить развала Города-Героя.

«Тульские новости» встретились с Сергеем Казаковым и поговорили о тяжелых временах, возрождении оружейной столицы и современной Туле.

- Расскажите, каким был ваш путь до главы Тулы.

- Я прошел комсомол: был первым секретарем Центрального райисполкома КПСС, затем первым секретарем райокома партии, а после - секретарем обкома партии. Занимался промышленностью. Был народным депутатом РСФСР – наверное, одним из немногих народных депутатов от Тульской области, кто принимал непосредственное участие в решениях судьбы России. Это было в 90-е годы. После того, как запретили партию, закончил партийную работу и перешел на хозяйственную. Потом пришел Василий Стародубцев и было принято решение заняться мне городом.

- С какими основными трудностями вам пришлось столкнуться, когда вы уже занимали пост мэра города?

– Ситуация была очень сложная. Во-первых, мы перешли на жизнь города по новому уставу. Он не был до конца доработан, хотя его и приняли общенародным голосованием. Стояла серьезная задача – создать нормативную базу для жизни города.

Глава города – это по сути дела единоличная власть. В уставе же не были доработаны отношения мэра с думой. Там только прописано, что глава города является спикером думы. Но с учетом сложности ситуации депутаты доверили мне (в порядке исключения) быть председателем. Все было сконцентрировано в одних руках, что нам и помогло: не было никакого раздрая, все решалось коллегиально вместе с депутатами.

Во-вторых, сейчас зарплаты бюджетникам платит федерация. А в то время все, что касалось жизнеобеспечения города, обеспечивалось из городского бюджета. Надо сказать, тогда денег катастрофически не было. Неслучайно 90-е называют сложными годами.

Шла глубокая конверсия. Наши крупные предприятия потеряли заказы, прошло большое сокращение. Только на оборонных предприятиях мы потеряли 72 тысячи рабочих мест. А ведь это не просто люди, которых нужно было где-то трудоустраивать, это еще и налоги в городской бюджет. К сожалению, так происходит, что львиная доля денег, которые зарабатывают города, уходит в федеральный и областной бюджеты, в городе остается очень мало. И основное направление, по которому город получал деньги, – это НДФЛ. Понятно, если мы потеряем такое количество рабочих, то потеряем средства. Мы ни разу не набрали налогов, которых хватило бы на текущее содержание. Всегда приходилось решать, куда эти деньги потратить: купить лампочки в светофоры или отдать зарплату врачам.

Еще один серьезный момент - заводы «сели», и нам пришлось принять в город всю их коммуналку: жилье, всевозможные детские учреждения и так далее. Нагрузка на город резко возросла.

- Как удалось свести концы с концами?

- Мы приняли ряд ключевых решений. Например, нельзя было приватизировать ни одно из жизнеобеспечивающих муниципальных предприятий. К сожалению, со временем это произошло: сейчас все это частые компании – водоканал, теплосети и так далее. И перед ними стоят совершенно иные задачи – получить прибыль. У нас же все, что касалось содержания города, было муниципальным, и удавалось кооперировать те небольшие ресурсы, которые у нас были, для решения самых неотложных вопросов.

В сложной ситуации была и область: они просто не могли нам помочь. В других городах Тульской области положение было еще хуже. Кредиты мало кто давал. Единственный, кто нам помог, - это Юрий Лужков. Он много раз нас выручал, давал нам льготные кредиты, чтобы можно было заткнуть какие-то дырки. А дырки были серьезные.

Потому одним из хороших результатов нашей работы я считаю то, что город ни разу не подвергся отключениям электроэнергии или ограничениям по газу: люди даже не замечали, что нам нечем платить за газ.

Решать какие-то вопросы благоустройства нам думать даже не приходилось. У нас была одна задача – выжить. И мы выжили.

- Будучи мэром, вы начали возрождение Тулы как оружейной столицы. Как удалось наладить бесперебойную работу оборонных предприятий?

- Честно говоря, от мэра и городских властей тут мало что зависело, потому что наши заводы получали гособоронзаказ. Других денег не было. Единственное, что мне пришлось сделать, это много раз съездить в Москву к замминистра обороны, который вел вооружение, и начальнику управления вооружений, чтобы они давали заказы. В то время мы серьезно помогли «Тульскому оружейному заводу» и «Штампу» – эти два завода вообще на ладан дышали. Ну, какие-то заплатки ставили и все.

- В 2002 году по вашей инициативе был создан концерн тульских оборонных предприятий «Союз».

- Тула – уникальный город. Ведь неслучайно нас называют оружейной столицей. Дело в том, что не так много городов – да их практически нет – где есть КБ, которые разрабатывают новые виды вооружений, и заводы, которые эти проекты реализуют и производят.

Мы задались задались вопросом: почему, если наши разработки выполняются где-то на Урале, наши заводы без заказов? Поэтому предложили нашим предприятиям объединиться, то есть обменяться акциями и выкупить пакеты. (Тогда еще можно было такой идей воспользоваться. Сейчас появились хозяева новые – не решишь ничего.)

Наши крупные предприятия – «КБП», «Туламашзавод», «Тульский оружейный завод», «Тулаточмаш», ЦКБА – пошли на это и был создан концерн «Союз». К сожалению, он отработал около 3-х лет.

Работа началась по-серьезному: «КПБ» помогло «Оружейному заводу». Но когда дело дошло до серьезных объемов, к сожалению, «КПБ» поставило вопрос так, что эти заводы должны отдать контрольные пакеты.

Не получилось.

Но к тому моменту обстановка несколько разрядилась: получили заказы и заводы начали работать.

- Как вы оцениваете современное развитие ОПК в Туле?

- Сейчас уникальное время, когда резко выросли объемы производства, заводы загружены и даже перегружены – там идет круглосуточная работа.

Если говорить о предприятиях, на мой взгляд, была допущена большая стратегическая ошибка: нет новых разработок. Во многом это происходит потому, что КБ занялись производством, ведь основные деньги получают после реализации готовой продукции. И руководители наших КБ начали больше уделять внимания производству и продаже изделий, а меньше разработкам. Конечно, нужно внимание на разработки – сейчас такого движения я практически не вижу.

- Вы были инициатором празднования Дня Оружейника. Современный формат праздника соответствует тому, как его видели вы?

- Прообраз Дня оружейника родился у нас. В канун Дня города мы собирали всех оружейников: большую роль играли наши мастодонты – Шипунов, Макаровец, Усов. Мы начали с того, что ввели ряд премий и соревнования среди лучших конструкторов. Собирался полный зал оборонщиков со всех заводов и вручались награды. Представьте какая честь получить слесарю награду из рук Аркадия Шипунова, Николая Макаровца или Владимира Усова. Это того стоило.

Сейчас совсем по-другому. День оружейника – праздник государственного масштаба. Я рад, что такой серьезной отрасли отдано должное.

- Еще один важный вопрос, который вы решали будучи мэром, - это стабильная работа пассажирского транспорта.

- Ситуация была настолько сложная, что все в стране «легло». По транспорту у нас были чешские трамваи, которые все поломались, и запчастей не было. Были еще автобусы Ikarus, которые в основном тоже свой срок исходили. Какой выход мы нашли? Подружились с чехами и возили сюда БУ-трамваи, запчасти привозили. Закупили в Германии старые автобусы - все еще смеялись: автобусы Луи де Фюнеса, потому что они были списаны за 3 копейки, а у нас они пару лет проходили. Затыкали дыры, как могли.

И частников именно мы привлекли: появились маршрутки там, где нельзя было ездить. В Тулу приехали инвесторы, которые на свои деньги провели троллейбусную линию в Пролетарский район.

- Как оцениваете нынешнюю транспортную доступность в городе?

- Сейчас, я считаю, что позитивные изменения на лицо. Приятно видеть новые трамваи. Потихоньку приводятся в порядок транспортные артерии, трамвайные пути. Я просто радуюсь и белой завистью завидую, что раньше просто не мог себе такого позволить. Сейчас совершенно другая картинка.

- При вас была введена в строй водозаборная скважина на Оке и запущен водовод до Тулы. Как оцениваете водоснабжение в городе сейчас?

- В проект на Оке были вложены большие деньги. В реализации нам помогал Сергей Лигай. Мы пробурили новые скважины на последние деньги и получили по существующей нитке серьезный объем воды, что позволило нам снять проблему с юга города.

В городе улучшилась вода, поскольку она была – да и остается жесткой. Вообще для Тулы остается эта проблема. У нас исчерпаны практически все водозаборы – еще при мне оставалось мало запасов воды.

- При вас говорили о постройке в Туле трассы «Формула-1». Почему не удалось реализовать проект?

- Однажды ко мне обратились военные и предложили встретиться с представителями арабских государств в Москве. Они сказали, что хотели бы в Туле сделать точку опору для арабского мира и заинтересовали нас именно «Формулой-1». Они давали деньги, чтобы все это построить.

Зашли мы достаточно далеко: практически все согласовали. Оставалось только одно – встретиться с хозяином «Формулы-1». Арабы все организовывали, оплачивали поездки за рубеж и сами приезжали, провели презентацию этой «Формулы».

Но когда Юрий Лужков узнал об этом, он сказал: «Ну, какая Тула? Это должно быть в Москве». И по сути дела все сорвалось.

- Когда вы были мэром, в Туле шли переговоры о производстве автомобилей Volvo и Volkswagen, однако реализовать идею не получилось: в итоге производство запустили в Калуге. Почему не срослось с Тулой?

- Ответить не могу, но зашли мы достаточно далеко. Когда мы покупали в Германии автобусы, там были проведены переговоры с представителями Volkswagen (мы только о Volkswagen говорили серьезно). Они приезжали сюда, летали над Тульской областью - даже выбрали площадку.

Но потом – не знаю почему, может, по политическим соображениям, может, наши соседи оказались поэнергичнее - они приняли решение уйти туда.

- Будучи мэром вы также занимались восстановлением ЖКХ. Как оцениваете нынешнее положение этой сферы в городе?

- Сейчас в Туле этой сферы как таковой нет, потому что сегодня все отдано на откуп. Я считаю, что допускается большая ошибка. Все, что касается человека, жилищно-коммунального хозяйства, должно быть муниципальным: прибыль должна уйти на последний план. Все должно быть направлено на то, чтобы снять нагрузку с человека. А получается наоборот: хотим мы этого или нет, но частное предприятие есть частное предприятие.

- Вы были избраны мэром Тулы на второй срок. Однако ушли с поста досрочно. Почему?

- Во-первых, такая служба не сахар. Во-вторых, когда пришел Вячеслав Дудка, пришла и новая команда, которая начала формироваться. (Я ни в коем случае не остался бы на третий срок – просто физически нельзя было это сделать.) Я принял решение, что надо дать возможность до конца сформировать управленческий аппарат, в том числе и городской.

В любом случае между мэром и губернатором должны складываться нормальные отношения. Мне повезло в том, что когда я работал мэром, у нас с ггубернатором были хорошие отношения.

Я считаю, что это был единственный период в жизни города, когда работал закон о местном самоуправлении. Василий Стародубцев чтил законы и не вмешивался в работу города: мы работали так, как считали нужным. Это было настоящее местное самоуправление.

- Чем занимались после того, как покинули пост главы Тулы?

- В последнее время был заместителем генерального директора «Туламашзавода».

- Чем занимаетесь сейчас?

- Полгода как на пенсии.

- Вам нравится Тула такой, какая она сейчас? Какие проблемы считаете есть и как их нужно решать?

Такие города-работяги, как Тула, никогда не были в поле внимания государства. У нас не было денег ни на что. Тула - не только оружейная столица, она еще и столица ветхого жилья. Когда заводу ставилась задача освоить новые изделия, привлекались рабочие и давались деньги на строительство жилья. А где строили? По периферии. Поэтому центр и остался старым.

Еще раз повторюсь, у нас была одна задача – выжить: не допустить срыва отопления или поставки электроэнергии. Поэтому сейчас я просто радуюсь, что у нас происходят большие изменения. Дай Бог, чтобы они продолжались при новом губернаторе. Конечно, надо понимать, что потенциал, который был у Дюмина, сработал на Тулу и в какой-то степени долги государства перед рабочим городом Тулой немножко погашены.