Последняя премьера сезона в Тульском академическом театре драмы была посвящена проблеме семьи и брака, или любви и нелюбви. А также искренности и фальши, верности и дружбе. В общем, при желании, в ней можно найти много смыслов, которые с одинаковым успехом будут и в точку, и мимо кассы. Потому что мораль от этой истории у каждого своя.

Известно, что Моэм не любил женщин. В высоком смысле этого слова. Фальшивых и недалеких особей женского пола в его произведениях куда больше, чем умных и любящих. Впрочем, он и в любовь-то не слишком верил, заметив в одном из романов, что иметь сердце – это большое несчастье.

Но, если судить по пьесе «Красотка и семья», особого восторга перед мужчинами у классика английской литературы тоже не было. Ведь главные мужские персонажи в ней не вызывают особых симпатий. Один из них – это вороватый государственный чиновник мистер Пейсон (Дмитрий Чепушканов). Ему мало уведенных на войне из бюджета капиталов, он хочет еще своровать и понравившуюся ему замужнюю красотку. А еще – парочка пришедших с войны простофиль (Сергей Пыжов и Сергей Сергеев), которых держит

на коротком поводке одна женщина на двоих. Они вроде только что из армии, но за все время не прозвучало ни одного воспоминания об их героизме и боевых действиях. О патриотизме же вообще рассуждает только Виктория, запрещающая в целях экономии дефицитного для страны угля разжигать камин в гостиной.

Хотя оба не просто так солдаты, а майоры. Есть, получается, в их западной культуре какие-то игривые аллюзии с этим званием. Вот и у американского классика Хеллера один из главных героев знаменитой «Поправки» («Уловки») – 22 тоже Майор, по фамилии Майор, которому военный чиновник, обладавший тем же чувством юмора, что и папаша Майора Майора, присвоил звание майор.

Собственно, в спектакле вообще нет положительных персонажей. Каждый себе на уме, каждый ищет собственную выгоду. Ну разве что не успели себя скомпрометировать горничная Тейлор в исполнении Наталии Забаровой и кухарка миссис Погсон (Марина Борисова). Горничная в конце концов не выдерживает пребывания в этом цирке, а миссис Погсон возмущает явная социальная несправедливость. У кого-то сразу два мужа, а у кого-то ни одного.

Режиссер-постановщик Дмитрий Краснов в одном из интервью порассуждал, что это спектакль с посылом «если любишь – отпусти». Но любви-то в нем тоже нет. Потому что главные герои не горят желанием отпустить любимую женщину, они мечтают от нее избавиться. Такая вот у них любовь.

Впрочем, за этими занудными рассуждениями, мы не сказали главного – это комедия, и хорошая комедия, в которой есть что играть.

Ларисе Киене – пустоватую, но себе на уме красотку Викторию, вокруг которой крутится все действие. У Виктории вдруг образовываются два мужа, и не сказать, что она особо этим смущена. Более того, она уже хочет замуж за третьего. Виктория совершенно искренне считает, что уже внесла свою лепту в войну, выйдя дважды замуж за военных, теперь, когда мир, пора сделать выбор в пользу роллс-ройса.

Виктору Чепелеву – прохиндея-адвоката, способному обтяпать любое дельце. Он, правда, временами слишком пережимает в своей фарсовости, но, когда на сцене появляется Наталья Дружинина в роли старой девы Монтморенси, у них получается очень даже неплохой комический дуэт.

Со всем своим жизненным опытом Сомерсет Моэм еще сто лет назад предупреждал человечество о том, что супружество не должно превращаться в привычку. Однако в «Красотке и семье» он преподнес эту мысль весьма язвительно. Мужчины, по словам одной из героинь, не испытывают потребности в семейных узах, но их можно к ним приручить, как собачку приручают ходить на задних лапах. Правда, собачка все равно сразу пустится бежать на четырех лапах, а мужчина при первом удобном случае предпочтет браку свободу.

Ну-ну.

Ведь свобода героев пьесы, когда они оказались у разбитого корыта, – полное непонимание того, как без женщины правильно пожарить себе кусок мяса.

Автор - Сергей Гусев.