Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе опубликовала на официальном сайте партии интервью с депутатом Сергеем Гавриловым, который в 1990-1993 гг. являлся депутатом Тульского городского Совета.

- Почему коммунисты в Государственной Думе жёстко противостоят курсу «Единой России»? Как фракции КПРФ удаётся отстаивать свои позиции, если у партии власти – конституционное большинство?

- Коммунисты, идя на выборы, открыто говорили о своих целях и неуклонно отстаивали их в законотворчестве и при голосовании по вопросам национальной безопасности, развития промышленности, поддержки сельского хозяйства, укрепления обороноспособности, развития братских отношений с Белоруссией.

А вот правящая партия «Единая Россия» заявляла и об удвоении ВВП, и о «Стратегии-2020», и о модернизации, однако все благостные заявления оказывались лишь пустыми словами.

Во-первых, продолжается развал экономики и социальной сферы. Удар наносится по ключевым наукоёмким отраслям промышленности – авиации, космонавтике, исследованиям в области высоких технологий. В промышленности и так не хватает средств, а тут правительство сократило государственные инвестиции, расходы на транспорт, который является ключевой отраслью для преодоления кризиса – это доказал опыт ещё времён Рузвельта. Уменьшается финансирование строительства, даже возведение жилья для военнослужащих предлагается сократить. Через год прекращается федеральное финансирование капитального ремонта домов.

Потрясает, что при росте цен на нефть и газ, являющиеся основой нашего экспорта, происходит сокращение средств, выделяемых на медицину, на социальные пособия, начиная от родовых, по уходу за детьми, на летний отдых детей и другие социальные программы. После президентских выборов, если нынешняя власть сохранит свои позиции, неизбежно будет увеличение пенсионного возраста. Рост тарифов в 2-3 раза опережает рост инфляции и в еще большей степени – рост доходов граждан. Идёт, по сути, сокращение пенсий, зарплат бюджетников и социальных пособий. Дискредитация офицера, унижение учителя, врача низкими зарплатами, провоцирование зарабатывать взятками приводит к расколу общества, стравливанию людей между собой.

Вторая проблема, которая крайне беспокоит депутатов-коммунистов, это отсутствие финансовых возможностей у регионов. Средства, которые зарабатывает глубинка, выкачиваются из них и либо просто тупо уходят за рубеж, либо оседают в карманах олигархов, либо складываются в резервный фонд. Москва направляет деньги в такие сомнительные проекты, как Олимпиада, совещание стран АТЭС, финансирование Северного Кавказа - чтобы его элита демонстрировала лояльность Кремлю. А вот у областей с преобладанием перерабатывающей промышленности, таких, как Воронежская, изымаются все ресурсы для инвестирования.

По сути, дело идёт к возвращению эпохи Горбачёва. Даже аналитики администрации президента констатируют, что у нас в карикатурном виде копируется перестройка – тогда сначала говорили об ускорении (читай – нынешняя модернизация), а потом начался развал, и произошла либерализация по-ельцински. Кстати, и сегодня во главе экономики страны ельцинские кадры: это высшая школа экономики, разработавшая гайдаровскую шокотерапию, это Дворкович, предлагающий отнять стипендии у студентов, это Чубайс, Кириенко задают нам параметры экономического развития. А современный идеолог Игорь Юргенс прямо говорит, что основным препятствием для перемен является русский народ, который туп, ленив и не имеет билета в будущее.

Готовится новый закон об образовании, который хоронит всю классику русской и советской школы. Коммерциализация бюджетной сферы окончательно добьет научно-исследовательские институты, учебные заведения, медицинские учреждения, театры, музеи.

Сколько бы ни строили Сколково (а оно создается вместе с международными аферистами для обслуживания западных корпораций, стимулирования утечки мозгов), никакой модернизации у нас не получится.

А окончательный гвоздь в крышку гроба – это вступление в ВТО, после которого России останется добыча нефти и газа, первичная переработка сырья, металлургия, производство минудобрений и экспорт леса-кругляка. Через 30 лет мы потеряем контроль над Сибирью и Дальним Востоком, которые перейдут в распоряжение западных корпораций и Китая. Будут проблемы на Северном Кавказе и в Поволжье с ростом ваххабитских тенденций в исламе. Численность населения скатится до 70-80 млн., будет идти дальнейшая его деградация от наркотиков, алкоголя, преступности.

В кулуарах депутаты «Единой России» во многом соглашаются с нами. А как доходит до дела – голосуют за уничтожение страны. Правду об этом депутаты-коммунисты стремятся донести до всех граждан России.

- Одна из ключевых позиций, с которой вы шли на выборы Государственной Думы, было спасение Воронежского авиазавода: ему грозила реструктуризация, а в переводе на нормальный язык – практически полное уничтожение. Чего удалось добиться, каково положение дел на ВАСО сейчас, и какие перспективы ожидают воронежских самолётостроителей?

- Долгие годы авиазавод был на грани выживания. В 2007-2008 гг. вице-премьером Христенко было принято политическое решение о прекращении производства дальнемагистральных самолётов. Достоянием гласности стали планы резкого сокращения производства, при реализации которых от завода осталась бы, по сути, сборочная мастерская. Только воронежские коммунисты, фракция КПРФ в Госдуме во главе с Г.А. Зюгановым выступили решительно против уничтожения ВАСО. Во время встречи с Путиным удалось добиться необходимых гарантий, и завод был сохранён.

Но, несмотря на заверения премьера, решение об остановке выпуска ИЛ-96 так и осталось в силе. Это большая ошибка. Ведь ИЛ-96 – это концентрация высших конструкторских и технологических разработок, научные исследования, материалы, оборудование – миллионы работающих, постоянное повышение их профессиональных навыков. Дальнемагистральные самолёты могли делать только три центра – США, Россия и Европа. Даже Китай не смог освоить это высокотехнологичное производство. Теперь Россия выпала из этой гонки.

ИЛ-96 может использоваться не только как гражданский лайнер, но и как командный пункт, и как топливозаправщик, и для систем раннего обнаружения по аналогии с американским АВАКСом (имеющихся ИЛ-76 для решения этих задач недостаточно).

Мы неоднократно объясняли это президенту и премьеру, но даваемые обещания не выполняются.

Нам удалось добиться, чтобы Воронеж был включён в ряд серьёзных проектов Объединённой авиастроительной корпорации – таких, как АН-148. Это великолепный самолёт, очень нужный для страны, намного лучше «Суперджета». АН-148 и его модификация АН-158 способен полностью закрыть проблемы авиаперевозок внутри России. Ведь для развития страны важнее не то, чтобы люди массово вылетали во Франкфурт и Тель-Авив, а чтобы имелась возможность быстро и недорого перемещаться, доставлять грузы из Воронежа в Саратов, из Иркутска в Челябинск и т.д.

Мне пришлось участвовать в решении вопросов модернизации станочного парка, обновления технологического процесса. Но в последнее время обстановка вновь осложнилась, серьёзно сокращается финансирование, хотя под соответствующими решениями и есть подпись Путина.

Разрушена система подготовки квалифицированных рабочих, инженерных специальностей, у сотрудников ВАСО катастрофически низкая зарплата, в загоне остаётся «социалка». Если человеку выгоднее работать спекулянтом на толкучке, сидеть в офисах мобильных телефонов, чем стоять смену у станка, то не удивительно, что теряется культура производства, престиж созидательного труда. Кто сегодня у нас герои фильмов? Бандиты, проститутки и финансовые дельцы. А рабочий - это так, лох, человек третьего сорта.

Когда станки приходится переналаживать то под одну, то под другую деталь, когда высококвалифицированных рабочих-ветеранов перебрасывают с одного производственного задания на другое, потому что их некем заменить, каждый сделанный самолёт по затратам труда, времени и денег становится поистине золотым. Какая тут может быть конкурентная борьба с европейскими и американскими производителями, а теперь и бразильскими, китайскими, японскими? Так что работы еще – непочатый край.

- Какие еще шаги в интересах жителей Воронежской области вам удалось осуществить?

- Мы делаем всё возможное на уровне законопроектов, запросов, проводим парламентские слушания для того, чтобы защитить армию, сохранить социальные выплаты, увеличить зарплаты, отстоять доступное образование, обеспечить безопасность страны, поднять сельхозпроизводство, промышленность. Я, как член коллегии Росавиации, бьюсь, конечно, за самолётостроение, транспортную инфраструктуру, занимаюсь проблемами космоса.

Считаю, что федеральной и областной властям надо обратить особое внимание на Левый берег. Он всегда был флагманом, там сосредоточена и авиационная, и радиоэлектронная, и химическая промышленность, работает высококвалифицированная техническая интеллигенция. Всё это сейчас идёт в помойку. Левый берег превращается в зону социального бедствия, где процветает преступность, алкоголизм, наркомания.

Мы помогаем выбивать средства для финансирования воронежских технических вузов. Содействуем развитию спорта, помогаем ветеранам, школьникам, детским садам. Находим деньги для помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в лечении, оплате обучения детей.

Пытаемся добиться увеличения затрат на ремонт и строительство сельских дорог, которые находятся в удручающем состоянии, потому что в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи всё финансирование уходит на трассу М-4 «Дон». Добиваюсь также выделения средств на обновление дорожного покрытия улиц к юбилею Воронежа. За каждую копейку приходится биться, чтобы вернуть её в Воронежскую область. Это унизительно: области говорят - снижайте транспортный налог, и в то же время сбрасывают на областной бюджет все социальные программы. Мы должны вернуться к бюджетной самодостаточности субъектов Федерации – до 70% заработанных средств должно оставаться в их распоряжении. Мы ближе к народу и знаем лучше, на какой улице отремонтировать школу, детский сад, какое поддержать предприятие.

КПРФ предлагает национализировать топливно-энергетический комплекс, обуздать энергомонополистов. Если человек работает только на оплату «коммуналки» и образования детей, то у него нет стимула повышать свою квалификацию, образовательный уровень, да и просто жить. Возмутительно, когда доходы «Газпрома» формируются за счёт средств малообеспеченных граждан. Люди платят за подключение, а потом все трубы низкого давления забирают в собственность газовики. Как в рекламе «Мечты сбываются» - но только для узкого круга топ-менеджеров и акционеров «Газпрома». Легендарный председатель Госплана СССР Байбаков рассказывал мне, как газовое хозяйство создавалось усилиями всей страны. Значит, и работать оно должно в интересах всех граждан.

Предстоящий юбилей Воронежа – это хороший повод привлечь реальные инвестиции, чтобы благоустроить город, создать новые центры досуга, воспитания детей, спортивные сооружения. Мы недавно поздравляли с юбилеем активистку Центрального местного отделения КПРФ Анну Митрофановну Крачковскую, и меня потрясли её воспоминания, как во время войны за год был восстановлен драмтеатр имени Кольцова силами комсомольских бригад. Стыдно, что сейчас драмтеатр не восстанавливается уже 17 лет, хотя нет бомбёжек, на месте все коммуникации, да и строительная техника шагнула вперёд. Буду добиваться, чтобы к сентябрю театр заработал.

- Приближаются выборы в Государственную Думу. Полевение общественных настроений отмечают даже провластные социологи, и эта тенденция прослеживается уже несколько лет. Но как доходит до голосования, то партия власти, за редким исключением, побеждает. Только ли дело в фальсификациях или всё-таки мы не всегда доходим до людей, не умеем их убедить?

- Фальсификации, административный ресурс играют большую роль – я об этом могу судить на примере Тывы, где я участвовал в контроле голосования по заданию ЦК Компартии. В то же время очень часто мы действительно не доходим до людей. Когда я встречаюсь с разными людьми - руководителями области, банкирами, директорами предприятий, профсоюзными активистами, рабочими, учителями, врачами, я не нахожу ни одного человека, который бы сказал: жизнь сегодня хорошая, проблем становится меньше. Однако как дело доходит до публичности, срабатывает административный ресурс, зависимость от вышестоящего начальства.

Но я вижу – происходит не просто полевение, происходит отрезвление. Люди видят, что интересы нашей страны, русского народа, нашей культуры, науки, образования, промышленности и сельского хозяйства, в которых если еще что-то и осталось, это советские разработки, отстаивает только КПРФ. Других политических сил у нас в обществе просто нет. Если пофантазировать и представить ситуацию, что президент и правительство скажут: мы переходим в КПРФ, 99,9 членов «Единой России» побегут подавать заявления в Компартию или просто разбегутся. Потому что настоящая партия основывается на идейной убежденности, готовности отдавать время и силы для отстаивания своих принципов, а не на стремлении распилить бюджетные средства и разложить их по карманам.

- Недруги предрекали постепенное ослабевание позиций КПРФ из-за ухода из жизни ветеранов. Однако всё больше представителей среднего и молодого поколения, никогда не состоявших в КПСС и реализовавших себя в условиях современной России, приходят в Компартию. Почему высокообразованный, грамотный управленец Сергей Гаврилов – не в нынешней властной обойме, а с КПРФ?

- Мне пришлось поработать и в государственных финансовых институтах, и в авиационной промышленности, и в качестве депутата всех уровней власти. Я должен сказать, что КПРФ – это единственное настоящее объединение единомышленников, где я чувствую себя свободно, могу смело высказывать свою позицию, всегда нахожу поддержку со стороны руководства партии и её Председателя Г.А. Зюганова. Если у меня есть какое-то особое мнение, мне никто не выкручивает руки, всё решается на основе товарищеского взаимопонимания и взаимопомощи. КПРФ омолаживается, обновляется, впитывает в себя как ценности традиционной российской, русской культуры, так и современные задачи технологической модернизации, обновления страны. Это партия будущего России. Если бы не было подавления в интересах прозападных олигархов и зарвавшейся бюрократии, то КПРФ уже сегодня взяла бы власть, опираясь на патриотически настроенных инженеров, управленцев, официальных лиц.