Первый раз Воскресенской и уход Рыбкиной. Политические итоги недели от Софьи Поповой

©
Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А кто контролирует маршруты, имеет все шансы монополизировать рынок пассажирских перевозок в Тульской области. Планируемое введение ГЛОНАСС-навигации в пассажирских перевозках, может стать сигналом для передела рынка данного вида услуг.
26 октября газета «Тульские Известия» опубликовала на первой странице фотографию губернатора. Не удивительно, скажете вы? Действительно, гораздо интереснее сам материал, в котором стояла фотография. Статья называлась «Маршруты «Навигации». Первоначально показалось, что это обычный позитивный материал, про нашу успешную область и одно из успешных предприятий области, тем более что и начиналась статья соответствующе: «Около года назад губернатор Тульской области Вячеслав Дудка посетил автоколонну №1135, которая в то время напоминала строительную площадку. Тогда главе региона пообещали, что после ремонта этот филиал ОАО «Тулаавтотранс» будет практически не узнать…». Начинается статья в газете с того, что губернатор, по сути, инспектирует частное предприятие, цитирую: «Однако хочу отметить, что еще не все ремонтные работы завершены – некоторые объекты будут сданы в ноябре. Это – современное предприятие, и, думаю, опыт этой автоколонны мы будем непременно использовать при сотрудничестве с другими подобными организациями». Сначала меня заинтересовало только это. Ну, то, что губернатор ведет себя на частном предприятии как у себя дома, – это дело губернатора и собственников предприятия, а вот что «…опыт этой автоколонны мы будем непременно использовать при сотрудничестве с другими подобными организациями» гораздо интереснее. Смотрим отчет ОАО «Тулаавтотранса». За 9 месяцев 2010 года убыток - более полумиллиона рублей, за тот же период 2009 года - прибыль 186 тысяч. Сумма непокрытого убытка на отчетную дату - около 2-х миллионов рублей. Так и хочется спросить, с кого пример будем брать, Вячеслав Дмитриевич? Но чем дальше, тем интереснее. Как в статье, так и в жизни. Губернатору представили пилотный проект «АСУ Навигация». Суть проекта в том, что в автобусы будет встроен модуль ГЛОНАСС/GPS, а из диспетчерского центра можно будет следить за передвижением транспортных средств. Мысль здравая, скажете вы? Да, тем более с учетом того, что Правительство РФ подготовило проект Постановления, которое предусматривает ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ оборудование автотранспорта для перевозки пассажиров и опасных грузов системами ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. По закону «О навигационной деятельности» с 1 января 2011 года пассажирский транспорт (более восьми сидячих мест, помимо водительского), а также транспорт для перевозки специальных и опасных грузов должен комплектоваться системами ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Представленный в октябре проект предусматривает, что отсутствие данной аппаратуры войдет в перечень неисправностей, при которых эксплуатация этих видов транспорта с будущего года будет невозможна.
То есть, как видите, «Маршруты «Навигации» появились очень вовремя. Большинство перевозчиков, особенно работающих в Туле, весьма скептически относятся к данным начинаниям правительства, либо вообще не знают о них, а, видимо, зря. ОАО «Тулаавтотранс» достаточно слабо представлен на маршрутах в городе Тула – этому есть, кстати, вполне логичное объяснение – конкуренция. Вот что пишет сам «Тулаавтотранс» в своем отчете: «Конкурентами в регионе являются коммерческие перевозчики, осуществляющие пассажирские перевозки, работа большинства которых организована без учета требований действующего законодательства. К основным факторам конкурентоспособности относятся: сложившаяся структура функционального и линейного управления, квалифицированные кадры, совместная работа с областной и городской администрациями, администрациями муниципальных образований, внедрение информационных технологий, обновляющиеся парк подвижного состава».
То есть, как видите, у ОАО «Тулаавтотранс» все есть, но конкурентная борьба мешает. А теперь давайте посмотрим, как ее можно победить. Итак, на базе ОАО «Тулаавтотранс» организовывается, а, по нашей информации, уже организовалось как подразделение «Центральная Диспетчерская Служба» (далее ЦДС). Далее на ближайшем губернаторском совете во вторник одним из вопросов будет: «О проблемах и перспективах развития транспортной инфраструктуры в Тульской области». Именно на нем многие наблюдатели ждут появления постановления, которое обяжет перевозчиков устанавливать оборудование ГЛОНАСС, возможно, администрация пойдет и дальше, перевозчиков обяжут подключаться к ЦДС ОАО «Тулаавтотранс». В это нетрудно поверить, если вернуться к тем же «Тульским известиям», которые в конце статьи цитируют губернатора: «У нас достаточно амбициозные планы на будущее. «Навигация» уже частично работает, пусть пока и в пилотном режиме, но за год – за два мы собираемся ее полностью освоить и внедрить во всем регионе. По крайней мере, пока установленный контрольный срок – декабрь 2011 года. Сейчас главное – создать комплексную систему, «подключить» все сопредельные социальные и силовые структуры». Наши источники в администрации предполагают, что ЦДС может быть создана даже совместно администрацией области и ОАО «Тулаавтотранс». Но это не меняет ситуацию, ЦДС контролироваться будет ОАО «Тулавтотранс». Что это дает? Во-первых, это возможность монополизировать рынок. Эксперты утверждают, что, контролируя систему, можно фальсифицировать данные по регулярности рейсов, конкурентам могут ставиться невыгодные интервалы движения, регулярность рейсов может изменяться, а это ведет к отсутствию компенсации из бюджета. Во-вторых, это возможность собирать с перевозчиков деньги. Наш источник утверждает, что обсуждается возможность введения платы за пользования ГЛОНАСС в районе 1200 рублей с машины в месяц при среднерыночных ценах в стране в 300 – 600 рублей, а это опять же способ добиться победы в конкурентной борьбе. Центральная диспетчерская служба, даже если она будет создана совместно с областью, - всего лишь передаточный пункт. Схема отъема денег у перевозчиков может выглядеть так: «Перевозчик – ЦДС – Оператор телематических услуг». Не стоит сомневаться, что при желании вся прибыль будет оставаться у оператора телематических услуг. Оператором телематических услуг у ЦДС, с большой долей вероятности, будет ЗАО «Тулатранссвязь», структура, по нашей информации, близкая к собственникам ОАО «Тулаавтотранс» (кстати, находится по тому же адресу: Тургеневская, 69).
Возникает, конечно, вопрос: а почему власть поддерживает ОАО «Тулаавтортанс»? Откуда у предприятия такой административный ресурс? Действительно, история пассажирских перевозок в Туле показала, что небольшие транспортные предприятия, особенно когда их много, создают более стабильную ситуацию на рынке, хотя за ними и нужен контроль, а вот отдавать этот самый контроль, контроль за всеми перевозками в области, да еще компании, которая сама занимается перевозками, – это все равно, что функции Роспотребнадзора отдать собственникам сети магазинов «SPAR» или любой другой продуктовой сети. К чему это может привести, и так понятно. Но почему это происходит? Одной из версий является то, что советником на ОАО «Тулаавтотранс», по информации ряда источников, работает отец губернатора - Дмитрий Васильевич Дудка. Если это действительно так, то понятна и симпатия губернатора к данному предприятию и протекционистские меры, которые планируют к нему применить. Не понятно другое - создание в области монополиста, ну или предприятия, контролирующего большую часть перевозок, приведет к зависимости власти от руководства данного предприятия, ведь парализовать жизнь можно будет одним нажатием кнопки на диспетчерском пульте. Кстати, наша область опять изобретает собственный пусть, на самом деле, диспетчерские пункты должны быть независимыми от перевозчиков и контролироваться властью (такова, кстати, общепринятая практика), тогда власть получает в руки статистику и все необходимые данные для оптимизации перевозок, то есть рычаг для воздействия на перевозчиков, у нас же этот рычаг пытаются отдать частной компании.
Справка: Глоба́льная НАвигацио́нная Спу́тниковая Систе́ма (ГЛОНА́СС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы».