Коронавирус

«Первая волна стала ударом под дых, вторая же почти убила»: как тульские рестораторы переживают пандемию

icon 13/11/2020
icon 19:20
«Первая волна стала ударом под дых, вторая же почти убила»: как тульские рестораторы переживают пандемию

Поделиться

В Тульской области с 17 октября по 31 декабря запрещено проведение массовых мероприятий в количестве более 20 человек. С 00:00 до 7:00 введен запрет на работу бильярдных, боулингов, ночных и караоке клубов, ресторанов и кафе. 

Сегодня же появилась вероятность, что на новый год запретят проведение корпоративов из-за сложившейся эпидемиологической обстановки. Отметим, что проведение праздничных банкетов, в том числе новогодних, было и есть ключевым заработком общепита.

Напомним, что после ограничений общепит открылся в июле 2020 года. На время запретов кафе и рестораны могли работать только на самовывоз или доставку, что ударило «по кошельку» большинству заведений. Часть персонала была сокращена, другая ушла домой. Из-за убытков встал острый вопрос с оплатой аренды и работы с поставщиками.

В правительстве был сформирован список отраслей, который больше всего пострадали от пандемии коронавируса, общепит был в том числе. Региональные власти подготовили специальные меры поддержки, которыми мог воспользоваться бизнес.

Сегодня при поддержке комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку в Туле для рестораторов и отельеров прошел тренинг. Проект направлен на развитие навыка в управлении и организации услуг в данных сферах.

Мы пообщались с участниками тренинга, чтобы узнать, как пандемия коронавируса и ограничительные меры отразились на их работе.

Удар ниже пояса

Ни один ресторан не был готов к закрытию. Для всех запреты свалились, как снег на голову. А как отмечают некоторые рестораторы весна, не самый прибыльный сезон в году, поэтому что-то страшного не случилось, когда закрыли общепит.

«Сейчас встал вопрос не просто: «как продержаться?», а именно: «как это закончить без колоссальных потерь?». Первая волна коронавируса была просто ударом под дых, вторая же почти убила», - рассказывает владелица ресторана «Респект» Татьяна Астраханцева.

Такие рестораны ориентированы на банкеты и мероприятия больше 20 человек. Но из-за введенных ограничений в сезон их проведения, в том числе в преддверии новогодних корпоративов, общепит рискует потерпеть свои самые большие убытки. Со слов Татьяны, первое закрытие не было печальным, нежели сейчас. Оно было для проработки ошибок в своей работе, тем более это был не сезон.

Вопрос уже не в деньгах

Из-за отсутствия работы и, соответственно, средств на содержание сотрудников, встал вопрос о сокращении персонала или уменьшении зарплаты.

«Из-за сложившейся ситуации появились задолженности по зарплате работникам. Они стали брать меньше смен, но уходить отказались. У нас дружный коллектив. Работа сотрудников, считай, стала их хобби. Жалко уходить из места, в которое вкладываешь свою душу и силу.

Здесь уже не столько деньги важны, а атмосфера и понимание, что мы все стали заложниками обстоятельств», -поделилась директор арт отеля-хостела «Ворота солнца» Яна Разбитская.

Работать стало тяжело и страшно. Как отметила Яна, начинаешь переживать за себя и других в отеле, когда кто-то кашляет или чихает. Приходится выполнять обязанности и директора, и администратора, и горничной.

Не успевают считать убытки

Из-за сформировавшегося страха и опасений о вирусе гости стали меньше посещать рестораны и кафе даже после послаблений ограничений.

«Пока был закрыт ресторан, приходилось выделять деньги из определенных ресурсов на зарплату персоналу, на оплату аренды. Работали на доставку. Действовала только кухня, руководящий состав принимал заказы и развозил еду, чтобы гости не забывали нас и пришли после снятия ограничений. По сравнению с 2019 годом с января по сентябрь выручка упала где-то в 4 раза. Но и после возобновления работы нашего заведения, ожидаемого наплыва гостей не было. А из-за вероятной отмены проведения новогодних корпоративов, наш ресторан потеряет еще больше средств», - отметил директор по развитию ресторана-бара «Культура» Максим Зайцев. 

По словам ресторатора, целевая аудитория заведения - гости 30-55 лет. Эта категория сейчас воздерживается от походов в подобные места. Это и становится одной из ключевых причин увеличения убытков.

Работа по новому

За счет ухода привычного оказания услуг в общепите, некоторые заведение переформатировали свою работу. Естественно, те, кому это было выгодно.

«Когда моя кофейня закрылась из-за коронавируса, не было представления, как работать дальше. Были мысли вообще переделать заведение, заработать в другом направлении. Но приняли решение, сократить треть персонала, а остальное перестроить на другой формат работы — доставка», - рассказывает владелец кофеин «Сова» Максим Камынин.

Предприниматель отметил, что в отличие от крупных кафе и ресторанов, кофейни пользовались большим спросом после открытия.

Сезонному бизнесу легче

Гораздо лучше обстоят дела у предпринимателей, деятельность которых не подвязана на круглогодичное оказание услуг.

«Мы работает обычно в теплый сезон — мая-сентябрь. За счет того, что в это время ограничения уже ослабевали, мы смогли «выжить». Как только нам разрешили работать, мы сразу же отбили пару месяцев простоя. С карантина вырвалось большое количество людей, которые поехали отдыхать в другие региона, зачастую на природу», - поделился основатель загородного клуба «Гуляй-город» Дмитрий Гасилов.

Владелец клуба отмечает, что сезонному бизнесу проще, ведь он ориентируется только на конкретные периоды времени и, тем более, во время пандемии возросла потребность в отдыха за городом.