Александр Савенков: Предложения президента – своевременны и вполне разумны

icon 26/03/2020
icon 18:10

© Фото: Артем Жильцов

Фото: Артем Жильцов

25 марта президент России Владимир Путин обратился к населению страны в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации по коронавирусу. 

Напомним, в частности, президент заявил о переносе даты голосования за поправки в Конституцию РФ.

Кроме того, следующая неделя, с 25 марта по 8 апреля, объявлена нерабочей.

Также Путин говорил о новых мерах, социальной поддержке из-за коронавируса. 

Обращение президента прокомментировал председатель редакционного совета «Тульского Бизнес - журнала» Александр Савенков:

 

"Предложения президента – своевременны и вполне разумны. Снижение налогового бремени – отлично. Отсрочка платежей для малого бизнеса – тоже. Пособия для небогатых россиян – спасибо.

Но нужно понимать, что эти меры – первый шаг в цепочке таких событий. Не забудем, что при полностью загруженной экономике примерно 70-75% людей в «рабочем» возрасте (15-72 года) находятся в тесном контакте друг с другом. Они работают, учатся, делают покупки и пр.

В субботу наступит неделя всеобщего «выходного» (это не 7, а 9 дней). Да, останутся те, кто трудится в сферах жизнеобеспечения. Однако многие не пойдут на работу и учебу. Значит, в контакте будет 20-25% людей работоспособного возраста. И сразу – сравнение данных распространения эпидемии. Было – стало.

Если сброс заболеваемости будет серьезным – меры продолжат и расширят. Цель – помочь медикам «отсечь» эпидемию от населения. Ведь дома останутся еще и все школьники, многие малыши «детсадовского» возраста, пенсионеры, любители ходить в театры, бассейны, фитнес-центры, кафе и рестораны.

Вывод №1. Длительность фактического закрытия очень значительного числа предприятий, скорее всего, будет не неделя-две, а – возможно - несколько месяцев. К этому нужно быть готовым морально, физически и - финансово (люди будут получать две трети средних заработков – за счет кого или чего?).

Следующая сторона проблемы – производственно-финансово-бюджетная.

Да, те предприятия, которые относятся к объектам жизнеобеспечения, будут работать. Мы не обойдемся без света, тепла, газа, еды, лекарств, больниц, продуктовых магазинов. А также автобусов, такси, ритуальных контор и пр.

В каждой области созданы комиссии, которые принимают решения, кому из фирм и в какой степени «уменьшать» свою деятельность (вплоть до остановки работы). И тут очень важно «просчитать» все последствия. Пара-тройка примеров.

Свет. Будут работать электростанции (произведут энергию), сети федеральные и областные (передадут ее). А про управляющие компании из сферы ЖКХ вспомнят? Потому что за свет внутри домов отвечают не сетевые фирмы, а электрики из управляющих компаний.

Минеральные удобрения. Можно ведь временно не выпускать? Не еда же, не лекарства? А за окном – весна. Посевные работы. Крестьяне сажают все, что мы потом будем кушать. И вдруг удобрений не стало! Последствия понятны?

Остановили металлургический комбинат и пару химических комплексов. Не еда же. И поставки газа в нашу область снижаются сразу вдвое. Газовики не получили денег, а наш бюджет – десятки миллионов рублей акцизов.

Вроде бы, понятный вопрос: спиртное не производим? Конечно, нет!

А 12-15% поступлений в областной бюджет в виде акцизов, чем прикроем?

Вывод №2. Считать все случаи возможного закрытия производств со всеми возможными и невозможными последствиями.

Далее. Тула – крайне насыщенный опасными производствами регион. Так сложилось исторически. И в ряде случаев феномен «консервации» просто невозможен. Ну, остановим химический (металлургический, оборонный) объект. И охранять-следить за этим хозяйством придется всему коллективу. Ноль – выигрыш и по людям, и в производственно-финансовом плане. А у нас в области таких предприятий – немало.

Вывод №3. Добиться, чтобы на федеральном уровне учли специфику тульской экономики и ее предприятий. Некоторые заводы гораздо безопаснее, когда они работают, а не стоят.

И – главное.

Полное взаимное понимание и сотрудничество ВСЕХ ведомств и органов власти, которые в той или иной степени следят за работой субъектов экономики. К минимуму – опасности техногенные, так же – и в отношении производственных, финансовых, экономических и социальных аспектов работы. Ни в коем случае не допустить разрыва «производственных цепочек» между предприятиями, которые совместно выпускают те или иные виды продукции. Последствия могут быть тяжелейшие…".