Минэкономики РФ разослало в ведомства переработанный прежний законопроект «О едином механизме развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности». Теперь закон называется иначе: «О преференциальных режимах».

Его задача – унифицировать (сделать похожими или одинаковыми) правила предоставления льгот инвесторам. Сейчас в РФ функционируют около 500 площадок, ориентированных на ускоренное развитие отдельных регионов и обеспечение благоприятных условий для предпринимателей. Это - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы), индустриальные парки, технопарки, особые экономические зоны (ОЭЗ) и др.

Своим комментарием с «Тульскими новостями» поделился председатель редакционного совета «Тульского Бизнес-журнала» Александр Савенков.

«Есть и в Тульской области такие площадки: ОЭЗ «Узловая», ТОСЭР «Ефремов», ТОСЭР «Алексин», технопарк «Первомайский» и пр.

У каждого типа – свой пакет требования к потенциальным инвесторам, свои предложения по льготам. А цель одна: ускорить социальное и экономическое развитие конкретной территории. Как правило, это не крупный город, а относительно территории в провинции, где нет особо привлекательных условий для вложения финансовых или организационных мер, но есть надобность помочь муниципалитету (городскому округу) развить экономику за счет внешних инвесторов и внутренних ресурсов.

Новый закон (если его примут) предлагает объединить разрозненные типы льготных для бизнеса территорий под названием «специальные экономические зоны» (СЭЗ). И ввести четкий регламент льгот, на которые могут рассчитывать их резиденты. Всего в МЭР РФ определили 62 таких послабления.

Например, финансовые льготы (их 8) предполагают возможности обнуления в границах СЭЗ налогов на прибыль, имущество, транспортного, земельного налогов, страховых взносов, нулевого коэффициента НДПИ, ускоренной вдвое амортизации и предоставления госгарантий для проектов в них. В число регуляторных послаблений, которые предлагается свести воедино, входят более 50-ти строительных, земельных, кадровых, производственных, санитарных и юридических норм.

Новая редакция содержит две главные идеи. Первая - введение оценки инвестиционной привлекательности регионов, выраженной в комплексном инвестиционном показателе (КИП). Вторая - увязка возможностей региона с этим показателем: чем больше инвестиций, тем ниже будет для него объем финансовых льгот, но тем большую регуляторную свободу он получит.

Для этого проект вводит понятие «преференциальный портфель» - набор финансовых и регуляторных послаблений, которые вправе предоставить своим СЭЗ регион.

Ведомство – автор проекта - приводит в качестве примера три типичные региональные ситуации.

Инвестиционно слабым регионам с низким КИП (Бурятия, Тыва) будет доступно обнуление для резидентов СЭЗ налога на прибыль (ставка - 20%) на 5 лет, но требования регулирования для них будут жесткими. Относительно привлекательным Липецкой, Самарской и Калужской областям (Тульская область – в этой группе регионов) ставку налога на прибыль в СЭЗ будет позволено снижать до 10% на 5 лет, но они смогут отступать от некоторых федеральных регуляторных норм в интересах инвесторов. Наконец, Москва и Татарстан как наиболее инвестиционно развитые регионы смогут снижать ставку налога на прибыль только до 18%, но давать еще больше регуляторных поблажек.

С моей точки зрения, формально, в новации – почти всё хорошо. Инвестору не нужно будет «копаться» в массе подробностей вида «инвестиционной привлекательности территории», теперь будет единый подход. Вместо всех них появятся (или переформатируются) СЭЗ. Неважно, «Узловая, «Ефремов», «Первомайский». С гарантией пакета государственных мер поощрения. И с понятной формулой его применения.

Вопросы, как всегда, возникают к частностям проблемы.

Например, не потеряет ли в чем по льготам ранее уже «втянувшийся» в проект инвестор?

Как быть с НДС, который у нас вырос недавно на 2%? Как показал опрос, те, кто вкладывает деньги, не готовы платить этот дополнительный налог. Значит, нужен еще один закон, уже об НДС для инвесторов в СЭЗ? Как тогда быть с наполнением бюджетов, ведь его объем уже просчитан заранее. У Минфина уже готов законопроект о соглашениях по защите и поощрению капвложений (СЗПК), предполагающий возможность такой оговорки только с согласия федеральных властей. Но другие федеральные ведомства с этим не согласны!

По поводу определения «КИП» у инвесторов и властей тоже могут возникнуть споры. Как их решать?

Где четкие границы возможностей регионов (муниципалитетов) и федеральных ведомств по поводу создания СЭЗ?

В общем, у нас в 2020 году появятся шесть регионов с пилотными проектами по СЭЗам (их имена – пока не известны). С 2023 года в стране останутся только СЭЗы. Однако не завершенные (действующие) проекты по прежним соглашениям, возможно, будут реализовывать по «старым» правилам!

Наконец, еще предстоит обсудить проект нового закона со всеми регионами России. Думается, там возникнет много идей и предложений, а также возражений. Так что не будем спешить.

Есть надежда, во всех действующих «льготных» типах территорий нам разрешат довести проекты до полной реализации по ныне действующим правилам…»