Учитель иностранного языка в 21 год: о вдохновении, стремлении и методах обучения

Интервью с молодым учителем английского из Тулы

icon 15/12/2024
icon 10:04
Учитель иностранного языка в 21 год: о вдохновении, стремлении и методах обучения

© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

Учиться порой бывает сложно, особенно на финальном курсе, когда все студенты только и думают о дипломных работах и их предстоящих защитах. А что, если совмещать полезное с приятным, внося большой вклад в общество? Об этом в интервью нам рассказал Александр Кулаков, обучающийся на 4 курсе лингвистики Тульского государственного университета, один из немногих в Туле, получивший в 21 год сертификат CELTA (Certificate of English Language Teaching to Adults)*.

Какую роль, по Вашему мнению, играет знание языка в успехе человека в современном обществе?

— Знание иностранного языка, особенно английского, является неотъемлемой частью нашего современного общества. Очень много полезного контента существует именно на английском языке, и знание этого языка открывает огромное количество преимуществ. Не говоря уже о том, что человек сможет с легкостью путешествовать по всему миру, не имея барьеров в общении с иностранцами, и с легкостью понимать их самих и их культуру.

Как Вы пришли к тому, чтобы стать преподавателем английского языка, и что вдохновило вас на этот выбор?

— Мой выбор пал на эту профессию после трёх лет обучения в университете. Я понял, что в будущем не вижу себя в роли переводчика, поэтому решил сменить направление и двигаться по стезе преподавания. Вначале я взял двух человек на репетиторство и понял, что мне нравится учить людей новому и видеть у них результат. А теперь у меня уже есть большие цели и планы, связанные с открытием собственной школы английского языка. Профессия преподавателя даёт возможность вносить большой вклад в развитие общества.

Как у Вас получается совмещать учёбу в университете на 4 курсе и работу преподавателем, и что помогает вам сохранять баланс?

— Из-за моей учёбы у меня нет возможности брать полную нагрузку, которую хотелось бы. Но при этом мои будни проходят активно: в первой половине дня — учёба, во второй — работа. В этом, конечно, меня выручает дисциплина. Без неё никуда. А в конце дня я не чувствую себя выжатым, как лимон, потому что занимаюсь любимым делом.

С какими вызовами Вы столкнулись, начиная преподавать в таком молодом возрасте, и как Вы их преодолели?

— Одним из первых испытаний было незнание методики — оригинальной и традиционной, а именно кембриджской. В какой-то момент у меня возник синдром самозванца, и я думал, что мои занятия не являются эффективными, а значит, ученику я не нужен. Поэтому в этом же году, хорошенько подготовившись, я поехал в Стамбул учиться преподаванию английского по кембриджской методике, получать сертификат CELTA, что позволит мне работать даже за границей. Получил я этот сертификат даже с отличием — Pass B. Я был так рад этому! У меня как будто открылось второе дыхание, и прилетел я домой вдохновлённым, с огромным багажом знаний в преподавании языка.

А как выглядит Ваш обычный рабочий день?

— Я работаю в частной школе английского языка. К сложным урокам я готовлюсь дома, затем прихожу на работу за два часа до начала занятий, всё перепроверяю. Занятия обычно у меня проходят с двух часов дня до девяти вечера. Это примерно три или четыре пары. А устану я или нет, ещё зависит от поведения детей на уроке с ними.

Есть ли различия в подходах к обучению взрослых и детей?

— Конечно, подход отличается. Главная причина различий в том, что, как правило, дети не видят конкретной цели в изучении языка. Обычно родители стараются направить их в это русло. А взрослые перед собой поставили конкретные цели и стремятся к ним. Поэтому на уроках с детьми мне важно их развлекать, но при этом не отходить от цели — научить говорить на английском языке.

Как Вы поддерживаете мотивацию учеников, особенно тех, кто теряет интерес к учёбе?

— Чаще всего такое происходит именно с детьми. Здесь главное — индивидуальный подход к каждому ученику, даже в группе. Если человек теряет интерес, значит, я акцентирую внимание на его интересах, хобби, и мы изучаем английский, ссылаясь на это. Очень важная задача учителя — знать всех своих учеников от «А» до «Я». Каждого.

Как Вы относитесь к популярным приложениям для изучения языков? Могут ли они заменить преподавателя?

— Никогда в жизни они не заменят преподавателя, потому что не дают должного фидбэка. Такие приложения дают искусственное представление о том, что ты учишь язык. Самые популярные приложения на рынке помогут лишь познакомиться с языком, понять основы грамматики, как он звучит, минимальную грамматику. Но эти знания пригодятся только на начальном этапе. Приложения не дают дисциплины, без которой не только язык, но вообще что угодно выучить невозможно.

Сейчас люди всё чаще переходят на онлайн-обучение. Видите ли Вы большую разницу в обучении иностранного языка онлайн и на очных занятиях?

— Основным плюсом онлайн-уроков, ествественно, является удобство. Если человек занимается онлайн, ни ему, ни преподавателю не нужно куда-то ехать, тратить на это время. Ноутбук — всё, что необходимо. Однако занятия в очном режиме лучше тем, что ученик заходит в реальный физический класс, встречает людей, которые в дальнейшем могут стать его товарищами или даже друзьями, и видит реального учителя перед доской, пишущим на ней материал. Коммуникация внутри класса намного эффективнее онлайн-урока.

Что Вам больше всего нравится в преподавании, а что Вы считаете самым сложным?

— Больше всего мне нравится видеть результаты моих учеников. Особенно, когда ученики сами дают мне ответный фидбэк на их прогресс. Самое вознаграждающее вытекает из самого сложного — держать учеников замотивированными. Порой в начале обучения люди думают, что у них нет должного прогресса, и забивают голову мыслями, что они просто не способны к изучению языка. Но это большое заблуждение. Тут главное осознать, что спустя две недели или даже месяц занятий может казаться, что прогресса нет. Но это не так: работает накопительный процесс. При регулярных занятиях ученик понимает, что начинает говорить, и с каждым разом увереннее. Сразу ничего ждать не стоит. Изучение языка — это долгий, кропотливый процесс, который ученик должен преодолеть вместе со своим преподавателем.

Какими иностранными языками Вы владеете или планируете выучить, кроме английского?

— Мне кажется, каждый преподаватель английского языка хотел или учил другие языки. Я брался за испанский, корейский, финский, но каждый раз моё обучение сходило на нет. Я знаю на среднем уровне немецкий язык, но так как у меня мало времени, он начинает, как говорится, «ржаветь». Мне обидно бросать немецкий, поэтому я надеюсь, что восполню свои знания, когда у меня будет больше свободного времени. Пока мой акцент только на английском. Я продолжаю тщательно его изучать. Моя цель — знать английский язык, как свои пять пальцев.

Если бы Вы могли выбрать одну вещь, которую каждый человек должен знать на английском, что бы это было?

— Возможно, я отвечу банально, но: Can you please help me? («Помогите мне, пожалуйста»). В любой критической ситуации именно эта фраза вас выручит.

Прим. CELTA – продвинутая квалификация в области преподавания английского языка как иностранного. Сертификат CELTA выдается подразделением Кембриджского университета по окончании одноименного интенсивного или частично заочного курса.

Автор: Майя Ильчева