О возможном кризисе коммунального хозяйства в лечебных, образовательных и социальных учреждениях Тульской области
В тульских медицинских учреждениях возможен кризис коммунального хозяйства
© Сергей Костюченков
В последнее время особое внимание все структуры обращают на сферу ЖКХ в части ремонта и содержания многоквартирных домов, однако необоснованно забыто коммунальное хозяйство лечебных учреждений, школ, детских садов. А в этих особо значимых социальных сферах проблем, связанных с надлежащим содержанием, своевременным текущим и капитальным ремонтом инженерных сетей не меньше. И ведь аварии в лечебном учреждении порой сразу ставят под угрозу жизнь и здоровье больных, в школах и садиках здоровье детей. Поэтому в рамках работы комитета по ЖКХ ТПП Тульской области была проанализирована система обеспечения технического обслуживания и ремонта социальных, образовательных и лечебных учреждений области.
Прежде всего необходимо напомнить, что у каждой инженерной сети здания есть свой нормативный срок службы за рамки которого эксплуатация данной инженерной сети не должна выходить, то есть до истечения срока службы инженерной системы согласно ВСН 58-88 должна быть произведена замена или капитальный ремонт инженерной сети. Однако очень часто, особенно в лечебных учреждениях, например сети отопления, эксплуатируются порой 2, а то и 3 нормативных срока. Да такая инженерная система здания вроде функционирует, но она имеет высокую аварийную опасность.
Согласно ведомственным нормативным актам, ВСН 58-88 в рамках учреждений должна быть создана соответствующая инженерная служба или заключен договор на техническое и аварийное обслуживание инженерных систем со специализированной организацией. Однако, изучив размещенные в системе госзакупок контракты, можно сделать вывод, что сформированная на данный момент система технического обслуживания сетей в рамках контрактов не обеспечивает надлежащего содержания инженерных сетей, а при возникновении серьезных аварий заключенные контракты не дадут возможность своевременно устранить проблемы.
Можно разобрать ситуацию на примере контракта заключенного горбольницей №2 города Тулы на 2024 г. В рамках контракта выделено всего на техническое обслуживание инженерных систем около 2 руб. 30 копеек на квадратный метр в месяц. То есть фактически ничего. Таким образом, в силу хронического недофинансирования текущего ремонта инженерных сетей данного лечебного учреждения мы будем иметь большую аварийность.
Аналогичная ситуация и с другими лечебными учреждениями области, то есть на лицо надвигающийся кризис и высокая аварийность инженерных систем зданий и сооружений.
Таким образом, нужно коренным образом менять сложившийся подход в техническом обслуживании, ремонте и содержании коммунальных инженерных систем зданий и сооружений лечебных учреждений, детских садов, школ, иных социальных объектов.
Прежде всего необходимо провести инвентаризацию срока службы инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и те инженерные системы, которые отработали два и более нормативных срока незамедлительно менять или проводить капитальный ремонт. Увеличить финансирование специализированных служб по содержанию и текущему ремонту инженерных систем зданий и сетей, находящихся в эксплуатации учреждения, для снижения их аварийности.
Без системного подхода и проведения ремонтных работ только при возникновении аварий, мы можем столкнуться с серьезным кризисом, связанным с обеспечением коммунальными услугами лечебных, образовательных и социальных учреждений.
Автор - Председатель комитета по ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков.