«Омерта» российского здравоохранения. Сколько сейчас больных проказой в России?

Сколько сейчас больных проказой в России?

icon 03/04/2024
icon 07:01

© КГБУЗ «Артемовская городская больница №2»

КГБУЗ «Артемовская городская больница №2»

Лепра, она же проказа, или как ее ныне называют медики «болезнь Хансена» большинству жителей России кажется чем-то далеким и забытым, опасной болезнью, которой болели в Средневековье, сотни лет назад. Из-за успехов медицины за последние 100 лет, улучшения гигиены, многим кажется, что лепрой ныне никто уже и не болеет. На самом деле это далеко не так, заразная болезнь никуда не делась и опасность для людей она представляет вполне реальную и в наши дни. Об этом мы и расскажем в нашем материале-расследовании.

Скандальный доклад

Все началось совершенно неожиданно, с большого доклада, который в конце января сделал руководитель Роспотребнадзора по Тульской области Александр Ломовцев. Выступление руководителя стало скандальным, так как доклад показал серьезные проблемы в сфере регионального здравоохранения, особенно в сфере распространения инфекционных болезней, иногда полузабытых. Прежде всего, по таким «давно забытым» инфекциям, как корь, коклюш, лептоспироз, эхинококкоз, сифилис и прочие «радости» вызываемые бактериями и вирусами. По многим инфекциям рост составил десятки раз. Примерно тогда же нам стало известно о том, что на территории Тульской области был контакт местного жителя с больным, у которого диагностировали лепру. Этот контакт не привел к заболеванию, однако вызвал большой интерес у нашей редакции. Нам стало интересно, а сколько собственно, больных этой инфекций было зарегистрировано в Тульской области и соседних с нею регионах? В связи с чем был сделан ряд запросов в федеральное министерство здравоохранения и надзорное ведомство, а также в соответствующий научный институт в Астрахани. Что нам на них ответили, мы расскажем чуть позже. Пока сделаем небольшой ликбез, обновив, казалось бы, хорошо известные факты.

Что такое лепра?

Лепра, также прока́за (болезнь Хансена), – разновидность хронического инфекционного заболевания, вызываемая микобактериями Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis. Болезнь протекает с преимущественными поражениями кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Общие симптомы, присутствующие при различных типах лепры, включают насморк, сухость кожи головы, проблемы со зрением, поражения кожи, мышечную слабость, красноватую кожу, гладкое блестящее диффузное утолщение кожи лица, ушей и рук, потерю чувствительности в пальцах рук и ног, утолщение периферических нервов, плоский нос от разрушения носового хряща, изменения в произношении и других аспектах произнесения речи. Кроме того, лепра вызывает атрофию яичек и импотенцию. Проказа может по-разному влиять на людей. Средний инкубационный период составляет пять лет, но были случаи инкубационного периода в 10, 20 и 40 лет. Люди могут начать замечать симптомы в течение первого года или до 20 лет после заражения. Первым заметным признаком проказы часто является появление бледных или розовых участков кожи, которые могут быть нечувствительными к температуре или боли. Участки обесцвеченной кожи иногда сопровождаются или предшествуют нервным проблемам, включая онемение или болезненность в руках или ногах. Вторичные инфекции (дополнительные бактериальные или вирусные инфекции) могут привести к потере тканей, в результате чего пальцы рук и ног укорачиваются и деформируются, поскольку хрящи всасываются в организм. Лепра передаётся через выделения из носа и рта, во время тесных и частых контактов с людьми, не проходящими лечения. В настоящее время эффективно лечится антибиотиками, но переболевший это инфекцией человек должен находиться под наблюдением врачей всю жизнь.

Маски больных лепрой. Фото - www.pravmir.ru

Где встречается сейчас

Эта опасная болезнь известна людям с древнейших времен, особенно широко была распространена в Европе и во всем мире в Средние века, когда функционировали тысячи лепрозориев. Позже, с начала 15 века, с ростом гигиены и уровня жизни, особенно после эпидемий чумы, сильно проредивших население и разорвавших эпидемические цепочки, лепра стала отступать из Европы и количество больных в этом регионе резко снизилось. Тем не менее болезнь длительное время являлась социальным бичом в тропических и субтропических странах мира, а также и на территории Российской империи, прежде всего на Кавказе, Крыму, Астраханской губернии, Казахстане и в Средней Азии. Успехи медицины, эффективные методики лечения, своевременные обследования людей, повышение уровня жизни и гигиены (бактерию во внешней среде эффективно убивает обычное мыло), позволили на время забыть о проказе.

Новые случаи заболевания проказой в 2016 году. Фото - wikipedia.org

Тем не менее, даже в советское время, в 60-ые годы в стране фиксировали тысячи случаев заболевания лепрой, существовала своя сеть лепрозориев, в Астрахани даже был создан специальный НИИ по изучению лепры. Основные регионы, где фиксировались больные остались теми же, – республики Кавказа, Крым, Астраханская область, Казахстан и республики Средней Азии. Более того, даже в 90-ые годы число больных проказой во всём мире составляло 10-12 млн. человек. Сейчас оно снизилось до 1,8 млн. В основном лепра распространена в тропических и субтропических странах. Болезнь по-прежнему широко распространена в некоторых районах Бразилии, Южной Азии (Индия, Афганистан, Непал), Восточной Африки (Танзания, Мадагаскар, Мозамбик) и западной части Тихого океана. По количеству страдающих лепрой первое место в мире занимает Индия, второе - Бразилия и третье - Мьянма. В 2000 году ВОЗ перечислила 91 страну с эндемичными очагами лепры. Индия, Мьянма и Непал вместе составили долю в 70 % случаев заболеваемости.

Скорректированный по инвалидности год жизни от проказы на 100 000 жителей в 2004 году. Фото - wikipedia.org

Крах медицины после 1991 года

Несмотря на существенные успехи советского здравоохранения в борьбе с лепрой, достигнутые к 1990 году, количество больных в СССР до самого конца Союза шло на тысячи. Так, по информации сотрудников НИИ по изучению лепры, в 1990 году в Советском Союзе числилось не менее 5 тысяч больных лепрой. Из них 2 тысячи приходились на Казахстан, 1800 - на Узбекистан, сотни случаев приходились на Таджикистан и Киргизию и более тысячи - на Астраханскую область. В год выявляли по 200–250 новых случаев. Немалую роль тут играли тесные контакты республик Средней Азии с раздираемым бесконечной войной Афганистаном, который соседствует с Пакистаном и Индией, странами, где количество больных лепрой и сейчас достаточно велико. После распада СССР произошел настоящий коллапс сферы здравоохранения в бывших советских республиках Средней Азии, что усугубилось гражданской войной в Таджикистане. Выявлять больных лепрой и бороться с опасной болезнью зачастую стало просто некому, значительная часть медиков покинула республику. Поэтому никакой более-менее достоверной информации о количество заболевших лепрой в этих странах на текущий момент времени нет уже более 20 лет, что мягко говоря, настораживает. Тем не менее их явно должно быть не меньше, чем в относительно благополучные советские времена, так как сами возбудители болезни в этих странах, разумеется, никуда не делись, климат благоприятствует. И вовсе не случайно то, что больных лепрой в запущенной форме выявляли именно среди жителей Средней Азии, прибывших на заработки в Россию. Не добавляет оптимизма и то, что в Афганистане и сейчас хватает случаев, когда люди становятся инвалидами из-за лепры, что говорит о многом, между тем никакой достоверной информации о количестве заболевших в этой стране нет уже многие десятки лет. Разумеется, трудовые мигранты, въезжающие в РФ при трудоустройстве должны проходить медосмотр и сдавать анализы, но во многих случаях он проводится формально, да и далеко не все устраиваются работать официально. Проблема, если подумать, вовсе не надуманная, так как в Россию за последние 20 лет приехали миллионы трудовых мигрантов, а инкубационный период лепры может составлять многие годы. Конечно, эпидемии лепры в России не будет, сейчас не Средневековье, но преуменьшать опасность, относиться как к какой-то досадной мелочи тоже не стоит, не тот случай.

Странная статистика

В связи с этим вполне закономерны следующие вопросы, а сколько заболевших проказой регистрировали в России за последние 20 лет? Были ли среди них жители Средней Азии и Казахстана, Кавказа, других стран? Сколько их сейчас? Где они проходят лечение? Что стало с ними впоследствии? Внятных ответов на эти вопросы, если честно, нет. Официальная статистика крайне противоречива и колеблется в очень широких пределах, даже не знаешь, каким опубликованным цифрам можно верить, а каким нет.

Например, по одним данным, «с 1996 по 2007 год в России было зафиксировано всего 43 новых случаях проказы. В 2016 году число людей с этим диагнозом составляло уже около 300 человек, 70% из которых жили со своими семьями». По другим, «за последние десять лет (2010-2020 гг.) в Российской Федерации было выявлено 15 новых случаев заболевания лепрой, причем 13 (86,6 %) из общего числа вновь выявленных были жителями Нижнего Поволжья (Астраханская область)».

По информации сотрудника ныне ликвидированного НИИ по изучению лепры в Астрахани, Михаила Юшина, «в России на 2020 год было зарегистрировано 202 больных лепрой, из них 122 - в Астраханской области, 34 - в Ставрополье, 29 - в Краснодарском крае, 5 - в Ростовской области. По всей остальной стране - 12 человек».

Заведующая отделом дерматологии Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии Минздрава России Арфеня Карамова сообщает, что «количество больных лепрой, или проказой, в России снизилось с 711 пациентов(!) в 2000 году до 143 в 2020-ом».

Возможно, тут «правы все сразу», можно выбирать любую цифру, каждая будет правильной? Такой разнобой в данных заставляет предположить, что никакой нормальной статистики по заболевшим лепрой в России сейчас просто нет, причем наше предположение вовсе не лишено оснований.

Закрытый НИИ по изучению лепры в Астрахани. Фото - КГБУЗ «Артемовская городская больница №2»

Отсутствие ответов

Поскольку разобраться в этом хаосе цифр было достаточно сложно, мы сделали соответствующие запросы о количестве больных лепрой в России в Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения, а также в Астраханский государственный Медицинский Университет, к которому в 2022 году присоединили ликвидированный НИИ по изучению лепры в Астрахани. Запросили данные по количеству заболевших в России 2010-2023 гг., где они фиксировались, были ли среди заболевших граждане Средней Азии, Казахстана, что с ними стало впоследствии. На наше удивление, никаких цифр, таблиц из Роспотребнадзора мы не получили. Вместо этого нам пришли странные и пространные рассуждения на общую тему. Вот, что в частности сообщалось в ответе со стороны Роспотребнадзора:

«В последние годы ситуация по лепре в Российской Федерации остается стабильной, заболеваемость среди населения страны практически не регистрируется. Заболевшие состоят под диспансерным наблюдением, количество их сокращается. Так, например, по данным Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Областной кожно-венерологический диспансер» (далее – ГБУЗ АО ОКВД), в Астраханской области, где традиционно регистрировались случаи заболевания лепрой, в 2023 году новых случаев не зарегистрировано, а количество заболевших, состоящих на учете в ГБУЗ АО ОКВД, снизилось на 32 %».

Такой ответ из Роспотребнадзора - все что нам удалось получить

Тут сразу хочется задать множество вопросов. Что значит фраза «практически не регистрируется»? Это сколько в количественном выражении? Один случай, два случая, 10 случаев, 50 случаев? Вот это еще лучше: «количество заболевших снизилось на 23%», это относительно какого уровня? Сколько было до снижения и сколько после? И ведь больные, как мы помним, в 2020 году были не только в Астраханской области. Зачем все эти общие слова, когда можно дать таблицу по регионам России по годам? Может, никакой статистики по заболевшим вовсе и нет? Иначе такой ответ не объяснить никак.

Дальше – больше. Ответов со стороны Минздрава и Астраханского государственного Медицинского Университета....не последовало вообще. Да, именно так, хотя письма от нас они получили. Уже более двух месяцев нам не присылают вообще никаких ответов. Несмотря на то, что мы не раз звонили в Министерство здравоохранения России, и нам клятвенно пообещали дать ответ со всеми данными, нам так и не прислали ничего. Вернее ответ был откровенно издевательским – нам прислали...наш же собственный запрос...Такое поведение, если честно, настораживает еще больше...Получается, что никакой объективной статистики по заболевшим лепрой в России, особенно после ликвидации в 2022 году НИИ по изучению лепры в Астрахани просто нет, или же ее по каким-то неизвестным нам причинам не хотят предоставлять. И никого этот факт не волнует и не заботит...

В общем, нам остается только дать совет своим читателям - заботьтесь о своем здоровье сами, по возможности сами пройдите обследование и лучше, ни с кем без лишней нужды не контактируйте, мало ли к чему может привести ваше случайное рукопожатие с незнакомцем...Как видим, никто из ответственных лиц за ваше здоровье особо переживать не намерен...