Тульское НПО «Сплав» заставили выплатить Минобороны 203 миллиона рублей неустойки за срыв госконтракта

Тульское НПО «Сплав» выплатит неустойку за срыв госконтракта

icon 21/12/2023
icon 07:01

© Министерство обороны России

Министерство обороны России

В октябре текущего года в Арбитражном суде Москвы завершился крайне любопытный судебный процесс между Министерством обороны России и тульским предприятием АО «НПО «Сплав» им. А.Н.Ганичева». Суть тяжбы была в том, что от тульского НПО «Сплав» министерство требовало выплатить неустойку в размере 203,4 миллиона рублей.

Из документов суда известно, что еще в 2019 году между АО «НПО «Сплав» им. А.Н.Ганичева» и Министерством обороны России был заключен большой государственный контракт на изготовление десятков единиц военной техники. Речь шла об изготовлении боевых машин  инженерной системы дистанционного минирования (ИСДМ) «Земледелие». Такие боевые машины предназначены для оперативного создания минных полей на особо опасных направлениях.

Контракт на 3 миллиарда

Согласно информации из открытых источников, ИСДМ представляет собой боевую машину, которая выстреливает реактивные снаряды, обеспечивающие установку мин в заданном районе на расстоянии в 5 и 15 километров. Благодаря этому возможна укладка минных полей любой сложности, в том числе с проходами для своих войск. В конце 2020 года были завершены предварительные испытания данной системы. Внешне система напоминает РСЗО «Град» и «Торнадо-Г» и так же, как и они, использует боеприпасы калибра 122 мм, но для минирования используются боеприпасы с двигателем на твёрдом топливе, начинённые различными типами мин. В состав комплекса входит боевая машина на восьмиколёсном бронированном шасси КамАЗ, транспортно-заряжающая машина и транспортно-пусковые контейнеры с инженерными боеприпасами.

Из решения Арбитражного суда можно узнать, что разработкой и созданием ИСДМ и занималось АО «НПО «Сплав» им. А.Н.Ганичева». Всего в 2019-2021 гг.в рамках государственного контракта на предприятии должны были изготовить 27 боевых машин, сумма госконтракта составила 3,23 млрд. рублей. Срок поставки поначалу был назначен на 10 ноября 2021 года, но впоследствии его продлили по дополнительному соглашению до 17 марта 2022 года, но и тогда всю технику так и не поставили, контракт был исполнен только 28 сентября 2022 года. На основании того, что тульский НПО «Сплав» допустил просрочку выполнения контракта, на него и подало в суд Министерство обороны России, потребовав выплатить 203,4 миллиона рублей неустойки.

Во всем виноват...Парад победы?

В свою очередь на предприятии не были согласны с таким расчетом неустойки со стороны Минобороны, представили свой контррасчет на сумму 134,4 миллиона рублей. Плюс к этому указали, что неустойка в указанном размере составляет 4,16% от цены контракта и поэтому подлежит списанию в соответствии с постановлением Правительства России. Кроме того в НПО «Сплав» обратили внимание на ряд обстоятельств, препятствовавших своевременной поставке товара - длительное присвоение конструкторской документации (КД) литеры «О1» в рамках ОКР «Земледелие», а также участие техники в Парадах победы 2020- 2021 годов.

Однако в Министерстве обороны России легко парировали все эти доводы. Представители министерства сразу же заявили о том, что об участии боевых машин ИСДМ в Параде победы руководству тульского НПО «Сплав» было известно заранее. В частности, такое решение Министерство обороны России приняло еще 18 июня 2019 года. Согласно ему изготовитель ИСДМ должен был обеспечить участие в параде Победы 2020 г. ряда таких изделий. Указанное решение было согласовано управляющим директором АО «НПО «Сплав» им. А.Н.Ганичева» за 5,5 месяцев до даты заключения контракта. Кроме того, в параде Победы использовались только 12 машин, а просрочка поставки допущена по всем 27 единицам, т.е. и в части тех, которые в параде Победы задействованы не были.

На этом основании Арбитражный суд Москвы посчитал претензии Минобороны обоснованными и постановил, что АО «НПО «Сплав» им. А.Н.Ганичева» должно выплатить неустойку Минобороны в размере 203,4 миллиона рублей. Правда, на тульском предприятии не согласились с таким решением суда и обжаловали его в Девятый Арбитражный Апелляционный суд Москвы, так что судебная тяжба будет продолжена в следующем году.