И мышь не прошмыгнет! Интервью о гражданской продукции ПАО «НПО «Стрела»

Тулякам рассказали о гражданской продукции ПАО «НПО «Стрела»

icon 26/09/2023
icon 17:00

© Фото: ПАО «НПО «Стрела»

Фото: ПАО «НПО «Стрела»

От Петровских времен и до наших дней Тула – арсенал и щит России. С середины ХХ века славу российского оружия приумножает предприятие, ныне именуемое ПАО «НПО «Стрела» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», является членом Тульского РО СоюзМаш России). Это один из лидеров по выпуску радиолокационных станций и в целом по микроэлектронным технологиям. Сегодня в составе Концерна ВКО «Алмаз – Антей» научно-производственное объединение стремительно развивается, увеличивая выпуск продукции не только оборонного, но и гражданского назначения. О том, как сейчас высокие технологии ПАО «НПО «Стрела» переходят в мирную жизнь, нам рассказал советник генерального директора по развитию гражданского направления Алексей Мишин.

- Как давно возникла идея использовать разработки ПАО «НПО «Стрела» для выпуска гражданской продукции?

Сама идея разработки гражданской продукции появилась в 2010-х годах. Уже тогда на оборонных предприятиях начали говорить о том, что необходим процесс диверсификации. То есть предприятия должны иметь такие производственные мощности, которые позволяли бы выпускать востребованные изделия для народного хозяйства.

- Какова сейчас доля гражданской продукции от общего объема производства?

Сложно оценивать объём военной продукции в сравнении с объёмом гражданской. Сейчас существенно возрастает выпуск военной продукции и, соответственно, объём гражданской не может его догнать. В целом, мы шагнули вперед и заканчиваем год с очень неплохим результатом по количеству реализованных гражданских изделий.

- Главный вопрос, с которым оборонные предприятия сталкиваются в процессе конверсии: «Что производить для «гражданки»?» Какая продукция НПО «Стрела» выведена на рынок?

Пока это одно изделие, которое называется «Сова». Оно предназначено для охраны территорий объектов. Есть несколько модификаций, но для гражданского сектора это именно «Сова». Спектр её применения достаточно широк. Применяется она как в качестве системы охраны на промышленных предприятиях, так и для охраны территорий. Сейчас возникает очень много вопросов по системам обнаружения беспилотных летательных аппаратов. Наша станция тоже обладает этими возможностями, она может обнаруживать БПЛА в определённых условиях, в соответствии со своими техническими и тактическими характеристиками. Есть, конечно, системы, которые специально для этого предназначены, но «Сова» – это станция универсального применения. Она одинаково хорошо обнаруживает цели на водной поверхности, на земной поверхности, и низколетящие цели в воздушном пространстве.

Например, гражданские коптеры DJI Mavic «Сова» обнаруживает на дальности 2,5 км, EVO  Pro – на удалении до 4 км. Немногие станции, которые специализируются на обнаружении БПЛА, могут показать такие дальности.

Подобные станции есть и за рубежом, но у нас имеются алгоритмы, которые можно считать «ноу-хау». Немногие из наших конкурентов обеспечивают такие характеристики и такие способы обработки сигналов радиолокационной станции.

- Расскажите про радиолокационно-оптический комплекс «Сова-М» и радиолокационный комплекс охраны объектов «Сарыч». Что они из себя представляют? В чем особенность каждого образца?

«Сова-М» – рабочее название дополнительного оборудования, которое мы интегрировали в основной состав станции «Сова». Это оптико-электронная система, в состав которой входит телевизионная камера и тепловизионный прибор. Для чего мы это сделали? Один из заказчиков настоятельно просил комплексировать в «Сову» оптико-электронную систему. «Сова-М» – это не отдельное изделие, а «Сова» с дополнительным оборудованием. Она позволяет доразведывать обнаруженные цели и идентифицировать их уже визуально. То есть, если радиолокационная станция обнаруживает цели, классифицирует их по типу «техника», «человек», определяет скорость, курс и расстояние до цели, то оператор при необходимости может провести визуальную доразведку этой цели: определить, что за техника движется (грузовик или трактор), что летит в небе (беспилотник типа «коптера» или какой-нибудь параплан), идёт человек или животное. Уникальность такой системы в том, что ее составные части разнесены по месту расположения и могут использоваться как мобильно, так и стационарно. Допустим, если мы находимся на каком-то участке или территории с разными уровнями высот, то мы можем поставить радиолокационную станцию повыше для того, чтобы дальше видеть и обнаруживать цели, а оптико-электронную систему можем установить, например, поближе к какому-то рубежу – там, где удобнее будет проводить доразведку. Система имеет дальность обнаружения и распознавания целей – до 4 км.

«Сарыч» - одно из перспективных направлений на сегодняшний день. Скоро у нас будет опытный образец, который, по нашим расчетам, займет нишу тех радиолокаторов, которые ранее приобретались за рубежом. Сейчас потребители не могут их приобрести. «Сарыч» - то изделие, которое должно восполнить этот дефицит. Его характеристики отличаются от «Совы»: дальность обнаружения автомобиля – 3 км, коптеров, предварительно, – до 800 метров. Для такого изделия это неплохие характеристики. Основное преимущество этого радара – мгновенное обновление информации.

Сейчас мы продолжаем работать над ним. Я надеюсь, что он будет доступен для заказа в январе 2024 года.

- В каких сферах гражданской промышленности эти радары могут использоваться? Есть ли ограничения?

Ограничения обычно связаны с работой других радиолокационных станций, комплексов. Но именно в наших изделиях ограничений по использованию нет. У нас есть документы, которые подтверждают электромагнитную совместимость со многими радиолокационными комплексами и станциями, использующимися, например, на аэродромах. В любом случае, когда есть угроза «конфликта» с каким-то другим изделием, мы проводим оценку электромагнитной совместимости.

- Возможно ли применение комплексов для охраны водных объектов, таких как портовые акватории и гидроэлектростанции?

Да, возможно. Для этого может применяться «Сова», потому что для обнаружения и эффективного использования станции как раз нужна прямая видимость. А, например, в низине гор, ущельх, будет сложнее.

- Читая последние новости, невольно приходишь к выводу, что небо тоже перестает быть безопасным… Что делать, если охранный комплекс заметит угрозу с воздуха?

Наша задача обнаружить! Дальше уже другая задача. На сегодняшний день есть много способов для того, чтобы реагировать на угрозу.

Мы обнаруживаем угрозу, а дальше уже решается вопрос о возможности ее нейтрализации. Мы можем создать алгоритмы, обеспечить подачу управляющей команды для включения постановщиков помех или других устройств, блокирующих работу нарушителя. То есть системы подавления каналов управления, воздействия на иные механизмы воздушных нарушителей у нас нет, но мы можем интегрироваться в такие системы.

- Насколько точно «Сова» и «Сарыч» способны определять скорость движения?

Ошибки определения скорости у станции «Сова» нет. Есть допустимые погрешности определения координат: по дальности – 5 м, по азимуту – 0,03о.
Быстрота реакции комплексов напрямую зависит от типа угрозы – движется ли она по земле, по водной поверхности или приближается с воздуха, так как у них разные характеристики. Подвести под них какой-то общий алгоритм было бы неправильно. Очень много зависит и от оператора, который обнаруживает угрозу с помощью нашей станции. Для этого в ней предусмотрены программные помощники: можно задать контрольную зону, при пересечении которой будет подаваться сигнал, и оператору не придется постоянно наблюдать за экраном. Станция обнаруживает цель мгновенно. Как только в сектор луча попадает цель, радар тут же выдаёт по ней первичные параметры. Обновление информации происходит в течение какого-то времени, но цели обнаруживаются сразу.

- Можно ли помимо охранных функций использовать комплексы НПО «Стрела», например, на дорогах или в научных целях – в заповедниках и крупных сафари-парках для мониторинга передвижения животных?

Для упомянутых целей обычно применяются другие специальные системы. На дороге, например, посчитать количество автомобилей, интенсивность движения, в теории, локатором можно. Одна организация использует нашу станцию «Сова» в качестве установки для измерения отдельных параметров радиолокационных сигналов.

Если заказчик желает какую-то задачу решить с помощью радиолокации, то, конечно, наш локатор может применяться. У нас нет ограничений. Можно и на даче его использовать для голубятников, которые наблюдают и строят маршруты полётов своих птиц.

- Нужна ли специальная подготовка для работы с комплексами? Сложно ли их устанавливать и настраивать?

Станция изначально задумывалась как простое оборудование. Ее легко устанавливать и настраивать, но для работы с ней необходима определенная базовая подготовка. Человек должен понимать, что такое радиолокация, как минимум, знать основы физики.

Некоторые пользователи ожидают, что изображение на экране станции похоже на картинку оптического устройства, но это не так. Отражённый сигнал локатора на сегодняшний день пока не может формировать аналогичное оптическому изображение.

- А если станция сломается? Отремонтируете? Как производится сервисное обслуживание?

Мы предоставляем стандартные гарантийные обязательства – 12 месяцев гарантийного обслуживания, а также обслуживание в постгарантийный период. И если после выполнения договорных гарантийных обязательств у заказчика возникают сложности в эксплуатации, мы всегда готовы оказать помощь, дать необходимые рекомендации, предоставить интересующую информацию.

- Как далеко разлетаются ваши зоркие «Совы» и «Сарычи»? Вы показываете их на международных выставках? Есть интерес к этим станциям?

Одна из последних выставок, в которых мы участвовали, – Международный военно-технический форум «АРМИЯ–2023», где гражданская продукция НПО «Стрела» представлялась на площадке Концерна «Алмаз – Антей».

Хочу также отметить эффективную работу на выставочной экспозиции, организованной Концерном на саммите «Россия – Африка» в этом году, где мы принимали участие и демонстрировали станцию «Сова». Она вызвала высокий интерес представителей различных структур африканских стран как техническое средство для охраны объектов и территорий.

Еще одно выставочное мероприятие, в котором мы продуктивно участвовали, - Международный военно-морской салон «МВМС–2023». Были успешно проведены презентации продукции потенциальным заказчикам, для осуществления дальнейших бизнес-процессов произведен обмен контактными данными. По итогам выставки ожидается заключение ряда договоров.

Все эти мероприятия позволили нам расширить наши контакты для продвижения продукции, выстроить деловую коммуникацию, укрепить партнерские отношения.