Арбитражный суд признал действия Тульской гордумы незаконными на рынке рекламных конструкций
©
Арбитражный суд Тульской области поддержал позицию УФАС по Тульской области по вопросу нарушения Тульской областной Думой антимонопольного законодательства. Тульская городская Дума обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 15.03.2013 г. УФАС по Тульской области.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что приказом УФАС по Тульской области от 06.12.2012 было возбуждено дело по признакам нарушения Тульской городской Думой и Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы антимонопольного законодательства. Основанием для возбуждения дела явились материалы обращения ООО «РГ «Атлантис» в ФАС России о признаках нарушения антимонопольного законодательства при размещении рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной и муниципальной собственности.
Решением УФАС по Тульской области от 15.03.2013г. Тульская городская Дума признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС по Тульской области, заявитель обратился в арбитражный суд. Проанализировав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд исходил из следующего. На территории Российской Федерации нормативно установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органами, осуществляющими властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона О рекламе и нормами гражданского законодательства.
Из системного толкования частей 5, 5.1, 9.2, 15 статьи 19 Закона О рекламе следует, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в виде аукциона или конкурса). Иного основания для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Законом N 38-ФЗ не предусмотрено.
На территории муниципального образования город Тула при распространении наружной рекламы применяется Положение «О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула (далее - Положение), утвержденное решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 № 12/257. Пунктом 2.13 Положения установлено, что в случаях реализации проектов - строительства капитальных, временных объектов и благоустройства территории города, не предусматривающих сохранение установленной ранее рекламной конструкции, владелец рекламной конструкции освобождает муниципальное рекламное место за свой счет не позднее срока начала производства строительных работ.
В этом случае владелец рекламной конструкции имеет право на предоставление ему другого равнозначного муниципального рекламного места. Суд пришел к выводу, что предусмотренная пунктом 2.13 Положения возможность переноса демонтируемой рекламной конструкции на другое место без проведения торгов противоречит требованиям пункта 5.1. статьи 19 Закона о рекламе и может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов к муниципальным рекламным местам, т.к. при предоставлении другого равнозначного муниципального рекламного места потенциальные арендаторы рекламных мест будут лишены права в установленном законом порядке (на торгах) получить право на владение муниципальным рекламным местом.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Таким образом, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должно производиться исключительно на основе торгов и, соответственно, изменение содержащейся в Федеральном законе о рекламе императивной нормы, нормативным правовым актом органа местного самоуправления является неправомерным. При этом в рассматриваемом случае предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара, услуг свидетельствует о нарушениях Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О рекламе». Пункт 2.13 Положения о распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выразившихся в возможности предоставления органом местного самоуправления необоснованного преимущества одному хозяйствующему субъекту, возможности использования муниципального имущества в приоритетном порядке.
С учетом изложенного, 02.09.2013 суд признал оспариваемое решение УФАС по Тульской области от 15.03.2013 законным и обоснованным. Доводы Тульской городской Думы по спору судом были отклонены, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
По материалам Арбитражного суда региона.