«Весь день крутишь педали. Устал, на остановке полежал, если лавочка цела и дальше»: история пути из Тулы до Владивостока на велосипеде
©
Станислав Добров – велопутешественник из Тулы. За два месяца он смог добраться из оружейной столицы до Владивостока. Это почти десять тысяч километров. Если быть точным, то 9 600 километров за 61 день. Сейчас Добров уже в Туле. Обратно добрался гораздо быстрее – на самолете. Велосипед, правда, из столицы Приморья еще не прибыл.
Как вообще пришла идея поездки? Сидел-сидел и решил: «Дай-ка, я поеду из Тулы во Владивосток на велосипеде»?
Это не первое мое путешествие. В прошлом году я ездил на Черное море в Новороссийск. Хотел в Сочи, но до Новороссийска доехал, посмотрел по карте какой там серпантин и остался в Новороссийске. Купил велосипед, насмотрелся ютуба, но и мне вообще всегда нравилось гонять на велосипеде. Решил попробовать. С палаткой до этого не выезжал. Один раз только съездил в Кондуки, посмотрел что к чему. Вот рванул, поехал.
Получилось нормально, только колеса постоянно пробивал. Вернулся домой, целый год думал, что делать дальше? Байкал? Думаю, так и до Владивостока недолго. Значит нужно закрыть этот гештальт, выполнить главный маршрут российского велосипедиста.
Так понимаю, не просто сел и поехал? Была подготовка?
Нет, только техническая. Смотрел видео путешественников, чтобы понять, что они брали, что не брали. Составил огромный список и его оптимизировал. Ездят с огромными баулами. Я так не хочу. По максимуму сократил список.
До Нового года думал, что когда начнется весна, буду кататься каждый день, стараться по сто километров в день накатывать. В итоге холодно, холодно, снег долго не сходил. Когда смог выехать, то за недели две или три я всего проехал сто километров. За несколько выездов. А время уже подходило, 1 июня наступило. Подумал: «Ну ладно, поеду». За первый день 150 километров проехал, за второй тоже. Собственно, первые дни и были тренировкой.
Первая ночевка. Где она была и какие были мысли? Да, проехал 150 километров, но ехать еще 9 000 с лишним.
Первые мысли о том, что я проехал столько-то, а еще безгранично много, стали появляться намного позже. Первые дни была адаптация. Нужно было понять, что вообще происходит? Где я и почему не дома на диване? Было несложно.
Первая ночевка была в Рязанской области. Сначала сел на остановку и подумал, что буду как настоящий велопутешественник на остановке спать. Но там постоянно ездили машины. Перешел дорогу, поставил палатку в маленькой посадке и переночевал.
Набрал кучу беруш. Думал, что нужно будет вставлять в уши как в прошлом году, чтобы ничего не слышать. Но я так сильно устал, что отрубился и даже не использовал их. В течение всей поездки ими не пользовался. Палатку ставил под железнодорожной линией. Там поезда постоянно ездили, машины рядом – по фигу. Спишь как убитый. Так хорошо не спал никогда!
В палатке хорошо, но...
... но на остановке лучше!
Велик у тебя крутой?
Нет. Была мода на эти велосипеды в 2017 или 2018 году. Универсальный, между горным и шоссейным. Тогда ничего в них не понимал, просто по внешнему виду. Он алюминиевый, не амортизирует. Самое дно во всей этой [велосипедной] тусовке. Тогда 40 тысяч где-то стоил.
И все же, когда проскочила мысль «зачем я это делаю?» и «хочу домой»?
Мысли «хочу домой» не было. Зачем я это делаю? Тоже не было мысли. Было интересно просто. Были неприятные мысли, когда все надоело и отчаяние. Это в Забайкальском крае. Там жесткие перевалы, довольно высокие и постоянные. Но это не так страшно. Страшно, что были сильные дожди почти всю неделю. Проедешь чуть и дождь пошел. Надо искать остановку.
Дождь – не так страшно. Проблема, когда он постоянно. Намокнут одни вещи, вторые и все. Нормально не поспишь, не поставишь палатку, не высохнешь, постоянный дискомфорт. Тогда появилось отчаяние. Были мысли найти станцию, сесть на поезд и доехать во Владивосток. Переборол себя.
Но это же было уже близко к финишу.
Да. Это самый жесткий участок, которого боятся даже автомобилисты – между Читой и Хабаровском. Там цивилизации практически нет. Кафе или заправка – километров 100-150 между ними.
Там трасса хорошая. Стоит свернуть на обочину… Это уже после Красноярска. Или даже после Урала. И процент этот увеличивается, увеличивается. А в Забайкальском крае и дальше, там вообще грунтовка – это маст хэв. Даже какие-то крупные населенные пункты, и к ним идет грунтовка.Памятник почтальону в Нижнем Новгороде
Россия до Урала и после Урала отличается?
Людьми – нет. А вот пейзажами и обустройством да. До Урала все плотнее, а там начинается больше расстояний. Когда там строили трассу, ее строили далеко от населенных пунктов. От нее нужно еще от пяти до двадцати километров проехать.
А люди? Везде хорошие?
За все путешествие мне только хорошие люди попадались. Были люди, кто в плохом настроении, немного грубые.
Тебе помогали. И едой, и…
Ночлег даже два раза предоставляли.
Расскажи.
Один раз выделили домик свой, а второй раз пригласили домой к себе, дали комнату. С одним вообще случайно познакомился. Это Юрий Кимыч. Это было в Амурской области. Вечер, проехал 180 километров. Как обычно привычка смотреть по сторонам, думать где поставить палатку. Повернул голову налево, увидел карьер. Подумал, что неплохое место для ночевки. На вершине увидел какие-то очертания – то ли мотоцикл, то ли велосипед и палатка. Остановился, а мне оттуда рукой машут.
Там мужчина, ему 66 лет. Юрий Кимыч. Он с Биробиджана хотел на велосипеде доехать до Байкала. Но понял по пути, что не осилит. Возраст, здоровье.
66 лет? Похвально.
Да! Он такой бодрый. Подумал тогда, что поехал ради общения и знакомства с людьми и остановился с ним. Нашлись общие темы, пообщались и он пригласил меня к себе в Биробиджан. Я пообещал за два дня доехать до него.
Это по 200 километров в день. А там такой рельеф… До этого было достаточно плоско, а после этого момента началась жесть! Бугры и встречный ветер, накрапывал дождь. Но я пообещал. И по 200 километров в день накрутил.
Он меня принял. Предоставил свой старый дом. Там очень много книг, все красиво. Что-то типа мужской берлоги у него там.
Сейчас бы в такую берлогу в Биробиджан...
А ты сам не боялся спать в палатке? Велик украдут...
Даже не думал об этом. Старался находить адекватные места для ночевки. Возле кафе, например. Сам подумай, зачем работающему человеку из кафе грабить велосипедиста? Дальнобойщикам тоже это не нужно. А в деревнях я никогда не останавливался.
Останавливался на парковках для дальнобойщиков. Подходил к охране и спрашивал… А знаешь, нужно спрашивать правильно. Подойдешь и спросишь: «Можно палатку поставить?». Проще всего ответить нет. Я подходил и спрашивал: «Где я могу поставить палатку, чтобы никому не мешать?»
Он уже не может ответить нет и начинает думать, где мне можно поставить палатку. Там была охрана, кипяток. Можно было заварить пюрешку, «дошик», чай, пообщаться с людьми.
По поводу кипятка. Ты был удивлен, что в одном из кафе он был платным.
Слушай, это был единичный случай [что платил]. Там у них привозная вода. Да, там это частенько. Они же тоже хотят деньги заработать. Дальнобойщики же приходят с большими термосами, они и продают. Когда я просил кипяток, мне называли цену, а я говорил, что мне просто кружечку. Говорили, чтобы так наливал. А в одном месте я просто заказывал-заказывал, мне и посчитали кипяток. Может, если бы отдельно попросил, то дали бы бесплатно.
Где-то в Омской области
Где-то в Новосибирской области
Где-то в Красноярском крае
Самое красивое место, в котором побывал?
Мне понравились крупные города. Хороший асфальт, много достопримечательностей, памятников, скверов. А если природа, то это Иркутская область. Там постоянно менялись пейзажи. То поля, то горы, то леса, то хвойные леса. Такие ровны сосны, одна к одной! Рядами… Красиво!
Красиво в Бурятии. Она сразу за Байкалом, а его окружают горы. В Иркутской области едешь и справа горы. Заезжаешь в Бурятию и там горы еще и слева. И едешь между ними по идеальной плоскости. Хорошая дорога, красивые горы. После Улан-Удэ еще красивее, начинают подъемы и спуски, горы становятся ближе.
Байкал в селе Листвянка рядом с Иркутском
Тоже Байкал
А еще Центральная часть России? Все одинаково?
Знаешь, я очень удивился, но Рязань не очень на Тулу похожа. В Туле больше полей, а там много заболоченных мест и хвойных лесов. Может, конечно, я такой участок выбрал, но был контраст.
Как проходил стандартный день? Без устали крутил педали или все-таки заезжал любоваться, смотреть, изучать?
Главная цель была – преодолеть себя и закончить маршрут. То есть крутил педали. Просыпался, поел, что смог или если не смог, то доехал до кафе и там макарошки заказал, а потом весь день крутишь педали. Устал? Остановился, на остановке полежал, если лавочка цела и дальше. Крутишь-крутишь педали.
Ты еще ночевал в каких-то сторожках.
Там много лесничеств. Чтобы туристы не заходили много в лес и не жгли костры, там строят беседки вдоль дороги. Некоторые не очень, конечно, попадаются… Перед Набережными Челнами нашел топовую! В Забайкальском крае нашел кафешку, поехал туда. Кафешка не работает, но там была офигенная беседка с основательными столами! Расстелил коврик, спальник и прямо на столе спал.
Кайф?
Да! А самый кайф, что палатку не нужно разбирать.
Один раз в Забайкальском крае, когда начало темнеть, чисто нашару свернул на грунтовку. Видел, что там была железная дорога, думал там и поставлю палатку. А там стоит путейный домик открытый. Это просто рай… Там было чисто, развесил одежду. Просто подарок. Еще и 4G ловило!
Когда остановка сама уговаривает тебя отдохнуть
А как вам такое в Красноярском крае?
Дороги в России как?
Если федеральные, то это пять с минусом. Если… Да нет, четыре. Потому что в некоторых местах не было обочины, приходилось по проезжей части ехать.
Страшно?
Привыкаешь. Страшны не фуры, а чуваки на праворульных машинах, которые вслепую вылетают на обгон. Вот что страшно! Да и фуры, когда на обгон… Приходилось резко спрыгивать на обочину. В Приморском крае был участок, где обочины не было вообще. И сплошная, не сплошная, повороты – вылетают и не смотрят.
Стиль вождения иной?
Не сторонник осуждать по региональным принципам. Везде есть дураки, но там… Может, просто не привыкли там к велосипедистам?
Какие мысли были в последний день? Облегчение?
Естественно. Не нужно было думать, что опять сядешь на велосипед и опять будешь ехать, будет дождь или не будет дождь? Стало легче. Не думаешь о трудностях и как их будешь решать. Но были другие запары. Например, как отправить велосипед? А как добираться самому – поедом или самолетом? В итоге отправил велик транспортной компанией. Пока он в Москве.
Гулял по Владивостоку, через пару дней знал куда идти и на какой автобус садиться.
Меня поездка полностью удовлетворила. Даже в сложные минуты это было отчаяние, что ты не можешь справиться с погодой. Не было ощущения, что я делаю это зря.
Ура!
Тремя словами опиши Россию.
Бескрайняя. Красивая. Бескрайняя красивая Россия.
Что дальше?
Не знаю, не думал. Может, позже придет мысль. За границу был хотел.
Куда?
Один бы не поехал. Нужно найти напарника или группу. Не принципиально куда. Вообще я изначально хотел сделать большой круг по Европе. В 2020-ом году ковид был, сейчас другие непредвиденные обстоятельства. Поэтому никак в Европу попасть не могу. В ближайшее время, думаю, не получится. Плюс, цены выросли. Может, в сторону Турции или Абхазии.
Карта стоянок. Как вам?