Первый раз Воскресенской и уход Рыбкиной. Политические итоги недели от Софьи Поповой

©
В Тульской области так называемая «политическая реформа», инициированная главой региона Владимиром Груздевым, продолжает набирать обороты. Вслед за переименованием администрации региона в правительство, а департаментов в министерства, за реорганизацией администраций районных центров и объединением сельских поселений настало время реформироваться и областной законодательной власти.
Так, при участии губернатора Владимира Груздева, уже принято решение о сокращении количества депутатов регионального парламента с 48 до 38, на очереди – дума городская. Правда там сложнее: большая часть депутатов сокращаться не желает, а потому на заседании думы, в ходе которого должно было быть принято соответствующее решение, данный вопрос даже не был рассмотрен – его отложили. Однако, сомневаться в том, что гордума поредеет, не приходится.
Формально сокращение депутатского корпуса и на уровне области, и на уровне Тулы объясняется снижением численности населения. По этому поводу, кстати, разгорелись жаркие споры, ведь демографический спад, который может привести к лишению Тулы статуса города-полумиллионника, чреват неприятными последствиями, к примеру, снижением уровня дотаций со стороны федерального центра.
С другой стороны, чем меньше депутатов, тем меньше денег потребуется на их зарплату или на обслуживание аппарата думы. Этот плюс реформы высказывают депутаты-единороссы и в думе городской, и в думе областной:
«Сокращение депутатов приведет к экономии бюджетных средств, - пояснил депутат Тульской областной Думы Александр Рэм. - Несмотря на то, что большая часть самих народных избранников не получает зарплаты, труд сотрудников аппарата должен быть оплачен. При этом нам необходимо повышать зарплаты работникам бюджетной сферы».
«На бюджет ложится меньшая нагрузка, сокращается количество помощников, - подчеркнул депутат гордумы Олег Суханов. - Можно будет, например, увеличить число депутатов с 25 до 32, если население в городе вырастет».
Еще один плюс оптимизации парламента представители партии власти видят в том, что команду из меньшего количестве депутатов будет легче сплотить, удобнее работать. Такой точки зрения придерживается, к примеру, председатель городской Думы Александр Прокопук, почему-то заявивший, что инициатива по сокращению количества депутатов принадлежит именно ему. Депутат Тульской городской Думы Галина Дьячкова также позитивно отнеслась к предлагаемым изменениям: по ее словам, это может способствовать более быстрому решению вопросов: «У нас прекрасная команда. Это приведёт к большему взаимопониманию».
Однако здесь, пожалуй, следует учитывать, к какой партии будет в итоге принадлежать большая часть такой обновленной команды. Лучшая управляемость – вопрос двоякий, и у оппозиции есть свое видение того, какой она будет: «Чем меньше депутатов, тем больше субъективизма, - отметил депутат гордумы Владимир Тимаков («Яблоко»). - Больше возможности решения своих личных вопросов. 25 человек – маленький и сплочённый коллектив, в рамках которого больше возможностей для личных договорённостей».
«С точки зрения прагматизма, 25 человек гораздо проще подкупить, чем 35. В маленьком коллективе проще договорится» - отметил коллега Тимакова по фракции Сергей Филатов.
«Предлагают сделать 25 депутатов, чтобы ими манипулировать, - заявил коммунист Станислав Куприянов. - Должно быть 70 депутатов для того, чтобы могли пройти истинные представители народа: строители, рабочие. Чтобы защищали ваши интересы, а не принимали решения, которые им диктует исполнительная власть».
Эти две стороны одной медали можно обсуждать бесконечно, и в итоге каждый останется при своей позиции. Но есть и нечто большее, чем просто попытка оптимизировать работу, сократить расходы и прочее.
Изменения в Уставе Тулы и Тульской области касаются не только сокращения численности депутатов, но и предстоящих выборов в областную думу, а затем и в городскую, которые, к слову сказать, пройдут уже в следующем году.
Депутаты и областной, и городской думы будут избраны по пропорционально-мажоритарной избирательной системе: половина - по одномандатным избирательным округам, другая часть - по единому избирательному округу по партийным спискам. На одномандатных округах кандидатов могут выдвигать партии, также предусмотрено и самовыдвижение.
А это означает, что по округам с большей долей вероятности будут побеждать представители «Единой России» - традиционно врачи, учителя, - люди, которых в рамках данной территории знают, уважают и будут за них голосовать.
Иными словами, не является ли сокращение численности депутатского корпуса попыткой максимально взять под контроль исход предстоящих выборов? После скандального голосования в Узловой в это будет не так уж трудно поверить.
«Каток тяжело остановить». Так охарактеризовал узловские выборы генеральный директор ИА «Тульские новости» Андрей Мазов в своем блоге в ЖЖ. «Люди привыкли «делать» выборы так и по другому не умеют. Первый раз на выборах в Госдуму, когда результат в Тульской области вплотную приблизился к результатам Чувашской Респулики, никто не остановил региональных начальников, вот теперь даже выборы, которые «не нужны» превращаются в поле битвы, дискредитируя сами выборы».
Аналогичной позиции придерживается и редакция интернет-журнала «Новая политика»: после новости о принятом решении по сокращению областных депутатов, издание опубликовало статью: «В марте 2010 года единороссы не получили даже простого большинства голосов в Тульской городской думе, - отмечается в статье.
- Формально количество депутатов областной и городской думы и сейчас соответствует федеральному законодательству, но чем больше парламентариев, тем сложнее ими управлять и манипулировать. С другой стороны, чем крупнее округ, тем дороже избирательная кампания кандидата, и это позволяет экспертам сделать вывод о том, что власть хочет окончательно превратить представительные собрания в закрытые кастовые структуры, где нет места «чужим», где доминируют единороссы с тугими кошельками, а оппозиция малочисленна и слаба».
И если принять эту точку зрения, напрашивается вопрос: неужели губернатор и партия власти в регионе и правда настолько слабы и неуверенны в своих силах, что готовы менять Уставы, вносить корректировки в документы, проводить масштабную работу только за тем, чтобы обеспечить себе необходимый процент на выборах? Или каток действительно тяжело остановить, и «выборы любой ценой» - это приоритет в работе органов власти региона в ходе избирательных кампаний? Если так, то власть остается только пожалеть и посочувствовать.
Или тяжело остановить каток самого Владимира Груздева, запустившего пресловутую политическую реформу во всех ветвях власти в регионе, и готовому пойти даже на непопулярный шаг – отмену статуса Тулы города-полумиллионника?
«Такие губернаторы, как Владимир Груздев, похоже, успешно справляются с политическими «реформами», направленными на достижение этих целей, - констатирует «Новая политика». - Ведь «ломать через колено» глав сельских администраций и областных депутатов гораздо легче, чем привести в регион крупного инвестора, построить новую школу или больницу, отремонтировать дороги, наладить нормальную работу общественного транспорта. Вот и подменяется реальная работа эффектным пиаром, бесконечными реорганизациями и преобразованиями».
Не согласиться с этими выводами сложно. И так или иначе, пока ситуация остается далеко не радужной. Будет ли предел, и когда он настанет, сказать сегодня сложно. Пока никаких признаков недовольства политикой местных властей со стороны федерального центра не поступало. Но ведь всему свое время, разве нет?..