Менее чем через неделю Госдума примет закон «Об образовании»   в новой редакции. Но чем ближе к этому событию, тем больше вопросов, споров, обсуждений и… разочарований. В том числе и по детским садам. Что изменится, почему предпосылки к тому, что детсад и вовсе станет для большинства недоступным, для других – слишком дорогим, какие шаги сегодня делают тульские власти, чтобы полностью ликвидировать очередь в детсады  к 2016 году, как того требуют на федеральном уровне, - обо всем этом в нашем материале.

 

18 декабря Госдума должна принять в окончательном третьем чтении законопроект «Об образовании», поправки к которому уже вызвали волну широкого общественного негодования. Изменения не в лучшую сторону ожидают как родителей детей возраста от детсада и до вуза, так и самих работников образования. В Москве на митинг выходили учителя, политики разного уровня критикуют статьи законопроекта, даже сами чиновники Минобразования, похоже, несколько запутались в нюансах.

 

Против поправок, касающихся системы дошкольного образования, выступили Комитет ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Госсовет Республики Татарстан, Самарская Губернская Дума.

 

ИА «Тульские новости» писало о спорных поправках не раз: главное, что ждет туляков, - будет узаконено основание для отказа в предоставлении места  - отсутствие свободных мест в садах (это означает, что даже через суд добиться места в детсаду станет в разы сложнее), и второе – увеличится в разы плата за детский сад.

 

Общероссийское движение «Российским детям – доступное дошкольное образование» распространило пресс-релиз, в котором указано: «Исходя из действующей редакции законопроекта, плата родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду должна составить 100%, а орган местного самоуправления как учредитель детского сада не имеет права финансировать расходы по присмотру и уходу за детьми.

 

Кроме того, законопроект устанавливает право (но не обязанность) учредителя детского сада установить льготную стоимость посещения детского сада для малообеспеченных. Однако участия властей в финансировании затрат детских садов на присмотр и уход за ребенком законопроект не предусматривает. Это означает, что, разница между льготной и «обычной» стоимостью будет оплачиваться из кошельков более обеспеченных родителей.

 

Движение «РДДДО» уверено, что в результате таких манипуляций с законом родительская плата за детские сады многократно возрастет. Так, общая стоимость присмотра и ухода за ребенком в детских садах сейчас составляет: в Мурманске – 16 000 рублей, в Подмосковье – 9000 – 12500, в Твери – более 8000».

 

Для Тулы, по оценкам координатора РДДДО Кирилла Дружинина, плата будет следующей: к примеру, в детском саду N128 первый ребенок будет обходиться в семье в 6132 рубля, второй - 3832, третий - 2300.

 

«Возможно, такие суммы сами по себе не такие уж и неподъемные. Но: средняя зарплата туляка 17644 рубля. Значит, молодые родители могут рассчитывать на зарплату в 12-15 тысяч в месяц. То есть половина заработка будет уходить только на детский сад», - комментирует Дружинин.

 

И далее отмечает: «Несмотря на сохранение компенсаций родителям из бюджета в размере 20, 50 и 70% за посещение детсада первым, вторым и третьим ребенком в семье, исключение действующего положения о родительской плате повлечет за собой невозможность посещения детсада из-за его дороговизны детьми из малообеспеченных семей, а также детьми из семей с ипотечным кредитом либо арендующих жилье».

 

Вторая важная поправка – узаконивание основания для отказа в предоставлении места – отсутствие свободных мест. В интервью ИА «Тульские новости» депутат Госдумы Надежда Шайденко прямо указала на то, что поправка вносится, дабы исключить массовые иски родителей в суды, после которых  пришлось бы укрупнять группы в садах.  Действительно, не будет исков в суды, администрации смогут и далее отказывать в предоставлении места и не озадачиваться вопросом – где взять новые сады, чтобы всем хватало.    

 

В Тульской области электронная очередь в нынешнем виде явилась, по всей видимости, провальным экспериментом – это следует из того, что правительство области совместно с комитетом по инновациям и информатизации в настоящее время озаботилось разработкой новых программ для регистрации очереди в сады. То есть сегодня рассчитывать на благополучный исход событий родителям, не имеющим льготы и вставшим на очередь в том виде, в котором она действует, вряд ли приходится – с каждым годом вперед них так и будут набираться «льготники», а их очередь – уходить назад.

 

Другое направление работы правительства, за которое неоднократно выступал министр Денис Бычков, – строительство новых детских садов. В ноябре в Туле было заложено строительство детсада в Заречье на 200 с лишним мест. Окончание строительства ожидается осенью 2013 года.

 

Несложные математические расчеты выглядят так:  в настоящее время, по словам министра образования и культуры региона Дениса Бычкова, 7400 детей ожидают очереди в детский сад. Из них только в Туле – более 3000.

 

Один детский сад в Заречье в следующем году сократит очередь на 200 мест. Чтобы полностью ликвидировать ту очередь, которая есть сегодня, надо 15 таких садов. Между тем, дети 2010-2011 годов рождения подрастают до детсадовского возраста, на свет появляются дети 2012 года рождения, - то есть увеличивается количество детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду, - растет очередь.

 

По области, соответственно, требуется 35 новых детских садов. Как тут вяжется обещание зампреда регионального правительства Марины Левиной в следующем году сократить очередь по области на 2000 детей, - не очень понятно.

 

Еще более непонятно, как будет реализована задача, которую поставили федеральные власти, и вовсе ликвидировать очередь к 2016 году.

 

К примеру, в Туле из бюджета выделены деньги только на строительство трех детсадов в следующем году. Трех из 15.

 

Кроме того, планируется: 200 дополнительных мест в детских садах организовать за счет изменения типа образовательных учреждений. То есть из пяти детсадов и прогимназий Тулы начальные классы выведут в общеобразовательные школы.

 

Также будут открыты дополнительные группы за счет внутренних резервов действующих в Туле детсадов. Таким образом, после капремонта и реконструкции получить места смогут еще 1160 детей.

 

В сумме получаем, по весьма примерным подсчетам, около 2000 мест. Это при условии, что эти три сада будут построены и заработают, причем именно в 2013, школы и сады «подвинутся» и «ужмутся». В общем и целом – да, сдвинет очередь, но в глобальном плане проблему не решит. Так как за этот год сколько еще детей встанет на очередь? Да и статистика – официальная, а значит, есть большая вероятность того, что реальные цифры несколько выше.

 

Другой путь – частные детские сады. 12 декабря президент Владимир Путин прямым текстом дал понять, что их сеть надо расширять, а властям – оказывать бизнесу всяческую поддержку. Но и здесь нашлось свое «но». В виде, опять же, поправок к новому закону об образовании.

 

В пресс-релизе РДДДО указано: «Надежды Президента и Правительства на то, что частный бизнес заполнит нишу спроса на детские сады, безосновательны, так как законопроект в нарушение положения части 2 статьи 43 Конституции России реализует гарантию общедоступности дошкольного образования только в государственных и муниципальных детских садах. Вследствие этого власти не вправе оказывать поддержку частным детсадам и группам присмотра и ухода, и цены на услуги последних будут не по карману 95% населения. По последним данным, частные сады и группы посещает всего 1,5% детей».

 

Иными словами, власти не смогут, даже если вдруг захотят, оказывать помощь частникам в виде, к примеру, субсидий. В этом случае у прокуратуры к властям тут же возникнут вопросы.

 

А субсидии  - это залог снижения размера оплаты за частный детсад.

 

Сегодня власти, до принятия нового закона, вполне могут субсидировать. И в Туле и Тульской области, к примеру, даже есть определенные наработки: так, комитет по предпринимательству и потребительскому рынку разработал свою программу субсидирования, а в самой Туле, по словам Бычкова, «есть задумка выделять бюджетные деньги садам, имеющим государственную аккредитацию за реализацию образовательных программ».

 

Тут, конечно, тоже есть свои сложности и препоны. Но, как в случае с судами, есть хотя бы шанс на то, что кто-то да рискнет связать бизнес с частными садами, а дальше, как, к примеру, владелец одного из недавно открытых в Заречье детсадов, начнет искать варианты взаимодействия с властью с целью нагрузки на семейный бюджет родителей.

 

С принятием нового закона и эти шаги станут бессмысленными.

 

И тогда – что ждет нас? Очень просто: те, кто смогут себе позволить 15-17-20 тыс рублей на частные сады, будут платить, другие, менее обеспеченные, будут искать варианты в виде бабушек,  объединений мам в семейные группы или сложения всей финансовой нагрузки  на пап и других родственников. Так или иначе, легче не станет.

 

А вот властям, похоже, да, будет хорошо: ведь родители, рано или поздно, попросту перестанут требовать положенные по закону права на доступное дошкольное образование для детей, а значит, жить станет легче и веселей.