Внучата, ставшие дедами. История пионерской организации начиналась в Туле

icon 19/05/2022
icon 11:15

©

Когда-то их называли внучатами Ильича. Имея в виду основателя советского государства Владимира Ильича Ленина, конечно. Но больше мы их знаем как пионеров. 19 мая исполняется 100 лет пионерскому движению в нашей стране. 

Бей, барабан

До 1924 года советская пионерия носила имя Спартака – героического предводителя восстания рабов. После смерти Ленина она стала называться ленинской. К осени 1924 года Оргбюро ЦК РКП (б) уже считало одной из главных задач «разработку вопросов о практической увязке и согласовании» работы пионерских организаций со всей системой социального воспитания, «широкую популяризацию детского движения в учительских массах». Так зарождался памятный всем по советскому периоду девиз: пионер – всем детям пример.  

Тула при этом стала первым городом в стране, где уже в феврале 1919 года была создана своя детская коммунистическая организация – Детпролеткульт, предшественник пионерской организации. Идея именно организации, правда, родилась стихийно, сама собой. Изначальная же задача была в другом – подкормить. Время было голодное, да еще и много беспризорников. По предложению Григория Каминского в городе создали дополнительный один питательный пункт – для детей. Нашли особняк с выбитыми стеклами на улице Бундурина, и повесили на нем объявление: «Здесь детей рабочих записывают в пролеткульт».

В марте пролеткульты были уже созданы в Чулкове при патронном заводе, в Заречье, Щекинском, Богородицком и других уездах. По инициативе Каминского в Туле первая в республике детская коммунистическая организация Детпролеткульт была оформлена организационно. Председателем губернского комитета утвердили Гришу Владимирова. В первые дни в организации состояло 265 человек. 

Первые тульские пионеры. 7 ноября 1924 г.

Теперь это уже была настоящая организация, помощник взрослым. Юные агитаторы выступали с чтением своих стихов, рассказов и даже с докладами о текущем моменте. А самая актуальная тогда помощь – фронту. В октябре 1919 года агитгруппа детского пролеткульта выезжала на фронт выступать перед бойцами. В нее входили ораторы и самодеятельные артисты. 

7 ноября 1919 г. вышел первый номер газеты «Детпролеткульт». На первой странице гордо горели слова: «Сотрудники – исключительно дети». 

В декабре того же года, отчитываясь за первые десять месяцев работы, юные пролеткультовцы рапортовали, что ими было поставлено 10 спектаклей, нарисовано 120 плакатов для РОСТа, 232 афиши для театров, вышито 38 знамен, тысяча кисетов, 12 походных сумок и 68 наволочек для Красной армии.

Первые пионерские отряды были организованы в Туле в начале мая 1923 года на железнодорожном узле, затем в Заречье и Чулкове. Во второй половине 1923 года стали появляться пионерские отряды в уездах. В начале 1924 года в Тульской губернии уже было более полутора тысяч пионеров. 

Один из первых тульских пионеров – будущий писатель, сподвижник известного фантаста Ивана Ефремова Владимир Дмитриевский. В советское время он написал книгу «Бей, барабан», которая была в каждой детской библиотеке страны. В нее вошли и воспоминания о том, как все начиналось: «Память только толкни. Ясно вижу нашу железнодорожную станцию. Мне тринадцать лет, я уже комсомолец. Большая холодноватая комната. И слышно, как совсем рядом проходят поезда. Собрались мои младшие товарищи – Андрюша Ерохин, Коля Панков, Тоня Щеголева. И мы решили – будем пионерами. А через некоторое время эти и другие ребята пройдут по улицам города под тревожную дробь барабана». 

Первые пионеры как могли помогали взрослым. Учили грамоте – это тогда было крайне актуально, выступали агитаторами, вместе с комсомольцами депо «Тула-1» участвовали в первом субботнике в Туле. 

«Был такой кружечный сбор, – вспоминала одна из первых тульских пионерок Екатерина Николаевна Колесина. – Нам выдавались жестяные опечатанные кружки, талончики, чтобы мы собирали деньги в фонд помощи детям рабочих Германии. С этой целью открылся у нас театр. Мальчишки и девчонки разыгрывали на сцене революционные пьесы, а деньги, заработанные на спектаклях, также отдавали в копилку. Очень гордились мы, что помогаем далеким сверстникам».

6 сентября 1924 г. в Туле состоялся пионерский парад, на котором ребята в красных галстуках впервые дали торжественное обещание. Текст обещания был зачитан старейшим тульским большевиком С. И. Степановым, в то время – директором Патронного завода и по совместительству председателем тульского горсовета.

Один из первых пионерских отрядов. 1924 г.

Дворец пионерам

В начале тридцатых годов на Украине одно из лучших зданий Киева передали пионерам. Вслед за этим Дворцы пионеров стали открываться в Москве, Ленинграде и других городах. Присоединились к общему порыву и в Туле. Решили отдать подрастающему поколению здание бывшей городской думы, которое в то время занимал коммунальный отдел горсовета. 

Решить-то решили, но здание много лет простояло без капремонта, и уже требовало немалых вложений, прежде чем пустить туда детей. Денег в местном бюджете не было. Тогда поехали выбивать помощь в Москве в наркоматах, профсоюзах и других организациях.

Руководитель тульского комсомола Николай Лебедев рассказывал, как удалось пробиться к наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе: «Помню как мы все волновались. Орджоникидзе поднялся к нам навстречу из-за стола, тепло поздоровался, предложил апельсины, завязал непринужденный разговор». Сколько с тех пор времени прошло, а ему помнились в первую очередь апельсины на столе. Однако результат был. Серго Орджоникидзе разрешил выделить на ремонт 400 000 оружейному и патронному заводам.

Выступление пионеров - непременная часть больших партийных мероприятий

Еще 400 тысяч удалось получить благодаря секретарю ВЦСПС Николаю Швернику, который некоторое время вообще жил в Туле, и председателю ЦК Союза металлистов М. М. Романову. В получении 150 тысяч от детской комиссии ВЦИК поспособствовал нарком Семашко. Еще 800 тысяч дал центральный совет промысловой кооперации.

За год надстроили третий этаж, перепланировали комнаты, часть облицовали мраморными плитами, выделенными со строительства московского метро. На крыше фасада установили фигуры юных пионеров, изобретателей, спортсменов. 

Новый дворец пионеров торжественно открылся 13 апреля 1937 года. Именно поэтому над его входом и по сей день висит табличка «1937», обозначающая начало новой жизни здания. Вечером на нем подсвечивался главный призыв советских пионеров: «Будь готов», на который следовало отвечать: «Всегда готов!»

В 1942 году здесь открылся первый в республике пионерский театр. Юные артисты создали фронтовую бригаду, которая в годы войны дала 400 концертов. А ведь участникам агитбригады было всего-то по двенадцать-тринадцать лет. В 1946 году все они и руководитель фронтовой бригады Анатолий Иванович Дмитриев были награждены медалью «За оборону Москвы». Анатолий Иванович Дмитриев легендарная для отечественной культуры личность – именно у него в театральном кружке начал заниматься наш знаменитый актер Вячеслав Невинный. 

Бывшие кружковцы Дворца пионеров – Саша Дубов, Митя Анкудинов и Коля Венедиктов, которые в первые дни войны стал разведчиками Тульского рабочего полка и пали смертью храбрых, защищая свой город.
Кружковец Дворца пионеров и летчик-ас, Герой Советского Союза Федор Калугин. 

Воспитанник здешнего авиамодельного кружка – Николай Маликов, многократный рекордсмен и чемпион мира по авиамодельному спорту.

В шашечном кружке занимался чемпион СССР по шашкам Валентин Абаулин. Шахматный кружок Дворца пионеров посещал будущий чемпион мира Анатолий Карпов. 

Воспитанник Дворца пионеров – знаменитый поэт Владимир Лазарев.

Одно время активно обсуждалась идея строительства нового Дворца пионеров, которое должно было начаться в 1980 году. Уже даже был разработан московскими архитекторами проект масштабного комплекса нового здания в форме знамени – на 1200 посещений, со зрительным залом для 500 человек. Перед парадным входом со стороны Упы предполагалась пионерская линейка с трибунами и флагштоками. Еще один вход с противоположной стороны вел в учебную часть. На большой территории в 14 гектаров хотели разместить футбольное поле и разнообразные спортивные площадки, полигоны для испытания моделей, зоны отдыха. 

Здание предполагалось построить на правом берегу реки, на искусственном холме, чтобы избежать подтоплений во время весенних разливов, на месте, которое в сравнительно недавнее время предполагалось отдать под крытый трек, а в итоге здесь появился торговый центр. 

В почетном карауле в сквере Коммунаров

Пионерская зорька

Утро правильного советского пионера начиналось с зарядки, но по факту – с «Пионерской зорьки», позывные которой раздавались по радио в 7 часов 40 минут. Непонятно, для кого было выбрано именно это время, потому что в семь-сорок уже спешно дожевывался бутерброд, допивался чай, и надо было очертя голову бежать в школу, чтобы не опоздать.

Жизнь советского школьника была достаточно четко расписана. В первом классе ты становишься октябренком, по окончании начальной школы – пионером. Потом, соответственно, комсомольцем. В пионеры принимали в торжественной обстановке, а галстуки, если дело происходило в школе, повязывали старшеклассники или почетные ветераны, если все происходило где-то вне стен школы. Например, у шефов на предприятии. Некоторых счастливчиков возили из Тулы принимать в пионеры на Красной площади.  

Красный галстук считался частицей Красного знамени, и относиться к нему следовало соответствующе. Три конца галстука означали единство поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров. Когда-то давно, если судить по картинкам, галстук крепился специальным значком. Но в позднее советское время его полагалось просто завязывать особым узлом – так, чтобы красная полосочка была вертикальной. Потом в моду неожиданно вошло завязывать пионерский галстук на манер взрослого. Что, в общем, хоть и не нравилось старшим пионервожатым, здорово пригодилось в жизни. Ведь никаких курсов по завязыванию взрослого галстука в школах и по сей день нет.
Конечно, пионеров воспитывали идейно правильными советскими людьми. И, в общем, в этом не было ничего плохого. Советские пионеры были тимуровцами. Но если герои книжки Гайдара «Тимур и его команда» помогали семьям ушедших служить офицеров, то советские пионеры – ветеранам и пожилым людям, нуждающимся в уходе. Что в итоге переросло в дежурную шутку про бабушек, которых надо переводить через дорогу.  

Тульские пионеры поддерживали связь с семьями молодогвардейцев – например, мамой Олега Кошевого. В 1962 году приезжала погостить по приглашению пионерской организации мама Павлика Морозова Татьяна Семеновна. Ей написали ребята средней школы №12 города Донского, где пионерская дружина носила имя Павлика Морозова. Неожиданно мама мальчика не только ответила, но и охотно откликнулась на приглашение приехать в гости.

Между прочим, за право встретить ее между классами развернулась упорная борьба, победителями в которой стали ребята из шестого класса. 

«Ваша дружина носит имя моего сына, – сказала она. – Значит, вы его любите. Для меня это дорого, ведь я его мать. Меня так и зовут: мать пионеров». 

А пионерская дружина пятой тульской школы носила имя генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Д. М. Карбышева, и регулярно принимала участие в карбышевских слетах, куда съезжались пионеры со всей страны. Они встречались с дочерью Карбышева Еленой Дмитриевной, его боевыми друзьями.

И кто бы что сейчас ни говорил, но такое идеологическое воспитание дает посыл на всю оставшуюся жизнь. И уж точно лучше отсутствия всяческого воспитания. 

Пионеры собирали макулатуру и металлолом; большей частью все же макулатуру. Собирали лекарственные травы. Помогали колхозникам.

Но, конечно, если была бы только идеология, то никто бы сейчас всю эту пионерию не вспоминал. Пионерское детство – настоящее, бойкое, эмоциональное детство, с конкурсами, играми и концертами. Досуг детей старались не пускать на самотек. Устраивались всесоюзные турниры на призы клубов «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», спортивные соревнования между комнатами школьника, которые имелись в каждом районе.

И, конечно, пионерские лагеря. Сюда ехали не только с установкой весело провести время и дождаться подарков на заключительном пионерском костре, но и при первой возможности вымазать ночью мальчишек/девчонок зубной пастой, послушать страшилки (читай книжку Алексея Иванова «Пищеблок»), сходить в настоящий поход и поиграть в «Зарницу».

Отъезд в пионерлагерь от ДК «Металлургов»

Эта пионерия учила любить жизнь, быть настоящими товарищами, как три мушкетера и друг их д`Артаньян, слушаться старших – а что в этом плохого, и выбирать свою дорогу в жизни.