О результатах проверок таксистов, вызванных необходимостью соблюдения правил, предписанных ФЗ №69 «О такси» и ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области», корреспондент ИА «Тульские новости» побеседовал с Сергеем Марценюком, руководителем Некоммерческого партнёрства «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области».

 

- Сергей Васильевич, как вы оцениваете результаты проверок таксистов?

- К проверкам мы относимся крайне положительно, потому что без надлежащего контроля никакой закон работать не будет. Однако хотелось бы поделиться своими соображениями по нюансам проведения этих проверок.

Сейчас сообщество таксистов разделилось на два противоположных лагеря: легальные таксисты и нелегальные таксисты.

 

- Кстати, а в чём между ними разница?

- У легальных таксистов имеется разрешение на деятельность такси, они официально оформлены либо как индивидуальные предприниматели, либо как работники таксопарка. От их лица в бюджет поступают налоговые платежи. Автомобили укомплектованы атрибутикой такси по правилам федерального законодательства (плафон, боковые цветографические схемы). Во время работы у них есть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового осмотра (медицинский и технический осмотры).

Нелегальные таксисты устанавливают на своих автомобилях атрибутику такси незаконно. Они не платят налогов, не имеют разрешения и не проходят предрейсовые осмотры.

В переходный период к всеобщей легализации, который мы с вами наблюдаем, происходит адаптация мышления перевозчиков к новым условиям и требованиям. Поэтому особый акцент при проверках необходимо делать именно на нелегалов в связи с тем, что они не соблюдают требования законодательства и тем самым несут большую потенциальную угрозу безопасности пассажиров, а также совершают налоговое преступление.

 

- А как реально проводятся проверки?

- Большой соблазн у проверяющих останавливать именно легальных таксистов с оранжевыми плафонами на крыше и цветографической боковой схемой, так как они более заметны на дороге. Но делать это необходимо только в исключительных случаях. Иначе у легальных таксистов будет складываться впечатление, что проверяют и придираются только к ним, а «нелегалов» не трогают. Велика вероятность, что при особо пристальном внимании со стороны проверяющих они придут к выводу – надо стать незаметными (снять атрибутику такси), закрыть ИП и работать, как прежде.

 

- Но что же делать проверяющим, если легальный таксист действительно допустил нарушение?

- Наше мнение, что в таких случаях на первых порах при общении с легализовавшимися таксистами желательно ограничиваться устным предупреждением и разъяснением. Конечно, делать это следует тогда, если нарушения небольшие и не злостные - как, например, ошибки в оформлении путевых листов и карточек водителя. Должно пройти определённое время, чтобы таксисты уяснили все тонкости новых Правил и исправили свои ошибки.

 

- А какие трудности возникают при проверках «нелегалов»?

- Особой трудностью при проверках «нелегалов» на дороге является сбор доказательной базы о совершённом нарушении, касающемся незаконной предпринимательской деятельности. Как правило, эти водители говорят, что везут родственника или знакомого бесплатно, а факт передачи денег за услуги не зафиксирован. Без последнего пункта привлечь таксиста к административной ответственности за нарушение будет невозможно.

Практика контрольных закупок в этом плане наиболее эффективна.

 

- Но это вы рассказали о проверке единичных водителей. А бывают ли проблемы с фирмами, занимающимися таксомоторными перевозками?

- Среди таких фирм основную долю рынка занимают диспетчерские. Они принимают заказы по телефону и передают их водителям. Для того, чтобы сотрудничающих с ними водителей было больше, зачастую нечистоплотные диспетчерские не требуют от водителей получения разрешения.

Причём есть такие диспетчерские, которые проводят среди водителей обучение, как общаться с проверяющими, чтобы уйти от ответственности. Поэтому отработка методики и каждого пункта контрольных мероприятий очень важный момент.

Кстати, по поводу работы подобных диспетчерских: 24 августа в Санкт-Петербурге состоится II Всероссийский съезд таксистов. На нём среди множества важнейших вопросов будет подниматься и необходимость внесения изменений в законодательство, касающихся повышения ответственности диспетчерских пунктов.

 

- Чуть подробнее об этом съезде не можете рассказать, хотя бы в двух словах?

- На нем будут присутствовать представители правоохранительных и уполномоченных органов. С ними будет вестись совместный диалог, направленный на разработку плана по проведению контрольно-профилактических мероприятий. (Подробнее о съезде можно прочитать на сайте http://taxi.19may.ru/).

Подводя итог разговору, хочу отметить следующее.

Регулярность проверок, широкая огласка их результатов в СМИ и упор, сделанный в сторону нелегалов, помогут навести порядок в сфере таксомоторных перевозок и заставят легализоваться тех, кто уверен в безнаказанности нарушений законов. Мы со своей стороны готовы оказывать правоохранительным и уполномоченным органам всестороннюю помощь.