Интервью с ветераном Василием Мирошниченко: о жизни после войны и переименовании Сталинграда

©
На минувшей неделе Конституционный суд вынес почти сенсационное решение: отныне одно лишь несоответствие числа участников массовой акции не должно быть основанием для привлечения к ответственности ее организаторов.
Это решение стало особенно резонансным на фоне обсуждаемого в Госдуме законопроекта об ужесточении наказания за массовые акции, причем речь идет о сумме штрафа в размере до 1,5 млн рублей. Свое решение Конституционный суд вынес по обращению жителя Тулы Сергея Каткова. Суд в ноябре 2010 года оштрафовал его за шествие, приуроченное ко Дню народного единства. В уведомлении властей Сергей Катков заявил участие примерно 150 человек, а на акцию пришло в два раза больше.
Согласно мнению КС РФ, правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителя, подлежат пересмотру.
ИА «Тульские новости» связались с Сергеем Катковым и попросили его прокомментировать решение суда, а также высказать свое мнение по законопроекту об ужесточении наказания за массовые акции:
Корр.: Вы начинали с обращения в мировой суд, а дошли до Конституционного, который вынес решение в Вашу пользу. Чем обусловлена такая настойчивость?
- Да, действительно. Сначала был мировой суд, потом районный, потом областной и т.д. Были обращения и в прокуратуру, и в общественные правозащитные организации. В ответах было одно и то же: правовые нормы, которые были применены в отношении меня, абсолютно адекватны и законны. И моя настойчивость обусловлена как раз желанием отстоять свою принципиальную позицию по данному вопросу. Ведь как получилось: в 2010 году, когда и проходила данная массовая акция, она была согласована и с властями, и с правоохранительными органами. А в результате был составлен тот самый протокол и наложен штраф. 1000 рублей – сумма небольшая, но я был недоволен самим фактом такого отношения.
Корр.: Вы довольны решением суда?
- Когда я отправлял жалобу в Конституционный суд, предполагал, что ее могут не принять к рассмотрению. А когда узнал, что рассматривать все-таки будут, стало понятно, что есть шанс и на то, что суд окажется на моей стороне. Так и получилось, и решением суда полностью удовлетворен.
Корр.: Как Вы считаете, решение Конституционного суда сыграло какую-то роль при рассмотрении Госдумой законопроекта об ужесточении наказания за проведение массовых акций?
- Насколько я вижу, сам законопроект, возможно, является реакцией на прошедшие слушания Конституционного суда, несмотря на то, что само решение было вынесено позже, чем началось рассмотрение законопроекта. Ужесточение наказания, на мой взгляд, как раз и направлено против решения суда, еще до того, как оно было озвучено, уже начали думать, как избежать дальнейших массовых акций.
Корр.: Руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев целью данного законопроекта назвал: «…навести порядок и предусмотреть ответственность в случае, если будут какие-то беспорядки или хулиганские, экстремистские выходки. Законопроект поставит заслон перед теми, кто идет на митинги с такими намерениями». Вы согласны с такой точкой зрения?
- Любая мирная акция при правильной подготовке и содействии полиции проходит спокойно и без происшествий. Если же какие-то экстремистские проявления планируются заранее, есть центр по борьбе с экстремизмом, который успешно работает, в том числе и в Туле. Их задача – пресекать подобные действия еще на стадии планирования. Поэтому, я думаю, что это надуманное заявление, и у нас и без данного законопроекта все проходило хорошо и мирно, и так было бы и дальше.
Корр.: Другая точка зрения – депутата Госдумы Геннадия Гудкова. Он вообще не видит смысла в обсуждении законопроекта, считает, что «обсуждать, как человека будут мучить, каким способом, и возражать против этого, совершено бессмысленно». Вы согласны?
- Да, согласен. С этим мнением как раз перекликаются мои действия по оспариванию данного штрафа в 1000 рублей: не важно, какая сумма, важно, что платить ее, к примеру, в моем случае, не за что.
Корр.: В этом году Вы будете организовывать Русский марш, даже если будет принят и вступит в силу закон об ужесточении наказания?
- Я не являюсь единственным организатором, но могу сказать, что да, я готов в очередной раз провести Русский марш, но в сотрудничестве с правоохранительными органами и администрацией, так же, как это делалось и раньше.
Корр.: Но ведь так, как делалось раньше, закончилось протоколом и штрафом. Нет опасений, что в этом году получится так же, только штраф уже будет 1,5 млн рублей?
- Опасения есть. Причем сейчас сменилась городская администрация, и чего ждать от нынешней, как она отреагирует, неизвестно. Я подозреваю, что и в 2010 году проверка численности собравшихся была больше надумана: органы правопорядка могли бы и проигнорировать факт незначительного превышения численности при условии, что сама акция проходила мирно. Значит, у этой проверки был инициатор, и, как я понимаю, это и была администрация Тулы.