Проклятое место. Почему в Тульском цирке не нужны клоуны

icon 11/02/2022
icon 09:05

©

Тула – один из немногих городов России, которые по праву считают цирковыми. Но при всей удивительной нашей любви к этому искусству, с цирком в Туле все время происходят какие-то не очень приятные истории. И скандал с закрытием музея клоунов – лишнее тому подтверждение.

«Товарищи зашли проведать»

В ранние советские годы тульскому цирку как-то не очень везло с директорами. А скорее местные власти не могли с ними ужиться. Причина, по всей видимости, была простой. Цирк оставался настолько популярен, что был практически государством в государстве. А значит, и директор цирка мог считать себя величиной самодостаточной, независимым ни от кого.

В 1927 году губотдел союза работников искусства отклонил ходатайство о присвоении директору Тульского цирка Роману Гамсахурдиа звания Героя Труда, «так как по собранным сведениям он не имеет никаких революционных заслуг и никакой общественной деятельности в прошлом». Случай, конечно, небывалый. Везде местные скорее озабочены, чтобы свои работники не были обделены почетными званиями. Но в Туле всегда все наоборот.
Что же касается заслуг Романа Сергеевича в прошлом, то вообще-то в те годы он как раз и занимался тем, что организовывал цирки в Одессе, Казани, Воронеже, Свердловске (Екатеринбурге), Иванове. Поэтому довод о том, что он не имеет никаких общественных заслуг звучал примерно так же нелепо, как сейчас тезис, будто Тульский музей клоунов работал с нарушениями техники безопасности. 

Кстати, звание героя труда Роман Гамсахурдиа получил через несколько лет, в 1933 году, в Грузии, где с 1930 по 1939-й, до самой смерти, работал директором цирка в Тбилиси. 

Вместо него руководителем Тульского государственного цирка был назначен Михаил Вальтер. С заслугами у него априори было все хорошо. Еще в начале века Вальтер выступал в цирке как борец и артист силового жанра. Один из его трюков, например, был таким – ложился на арену, на него клали щит, на который въезжал автомобиль с пятью солдатами. Михаил Вальтер был ранен на германской войне, ранен в гражданскую, где воевал на стороне красных. В 1921 году его направили уездным военным комиссаром в Тульскую губернию, работал в Ефремове и Белеве. Был председателем Совета физкультуры при Губисполкоме. 

Военный комиссар Красной армии М. Вальтер (в центре). Восточный фронт. 1919 г. Фото из Книги памяти Тульской области

После назначения директором цирка он в пользу зрителей радикально изменил программу на три отделения. Во втором неизменно теперь были аттракционы с животными, в третьем чемпионат французской борьбы. В 1933 году им была сделана первая массовая постановка – хроникальная пантомима к 15-летию Красной Армии, затем пантомима-оратория «Весенний большевистский сев». А в 1935 году поставлена оратория «17 лет на страже Октября». 
Однако это не спасло. 

В 1937 году Вальтера исключили из партии и арестовали, обвинив в троцкизме и участии в контрреволюции. Уличили, что на гарнизонном партсобрании 1924 года он на посту уездного военного комиссара недостаточно рьяно отстаивал линию партии в Красной армии.

«Дом №29 по улице Пушкинской к этому времени распрощался уже со многими своими жильцами, – писал он позже в своих воспоминаниях. – Здесь проживали так называемые ответственные работники Тулы. В основном это была партийная и советская номенклатура, которая подвергалась чистке в первую очередь. За время репрессий дом сменил три четверти своих обитателей, если не больше. Сначала исчезал сам ответственный квартиросъемщик, а затем через какое-то время выселяли и его семью. На освободившуюся жилплощадь заселяли нового потенциального арестанта. Такой своего рода конвейер. Пожитки выселенных собирали быстро, благо, что вся мебель была казенная, а нехитрый скарб умещался в пару чемоданов или узлов.

Зная, что над каждой квартирой в доме весит «дамоклов меч», тем удивительнее было отношение некоторых временно оставшихся в покое к тем, кого постигло горе. Пришлось и мне пройти через это. Когда мы вышли из квартиры, было уже утро, и, естественно, весь дом знал, что пришли за директором цирка Вальтером и сейчас там идет обыск.

М. Вальтер (в центре) с молодыми артистами. Летний цирк. 1933 г. Фото из Книги памяти Тульской области

Главы семейств, наскоро проглотив утренние бутерброды, если, конечно, от страха не перехватило горло, похватали свои ответственные портфели и разъехались по присутственным местам, а их жены, собравшись в коридоре, горячо обсуждали последние новости. Проходя мимо этой стайки суетливых женщин, которые разом смолкли при нашем приближении, я перехватил несколько взглядов, которые были красноречивее слов. Большинство, молча, смотрели, как смотрит жадно толпа, собравшаяся на место казни. Кто-то смотрел сочувственно, кто-то с любопытством, а кто-то даже осмеливался, что сказать. Соседка снизу даже вышла на лестничную площадку, изображая, что тщательно чистит ботинки.

– Ой, Михаил Александрович, Вы сегодня припозднились, что-то на службу, – пропела она сладким фальшивым голосом, видя меня с узелком в руках в сопровождении троих мужчин в шинелях.
– Да вот товарищи зашли проведать, – ответил я также любезно.

И самой видно было интересно поглядеть на чужое горе, и поручили, возможно, этак случайно попасться по дороге, а заодно послушать, что говорят соседи, кто сочувствует, кто осуждает».
Особое совещание НКВД СССР осудило Михаила Александровича на десять лет пребывания в лагере. Он был отправлен на Колыму, там чудом уцелел при обвале в каменоломне, где получил третье в жизни тяжелое ранение – травму головы и повредил левый глаз. Десять рабочих и десятника засыпало камнями. Когда их откопали, в живых было только трое – с многочисленными переломами и травмами. 

Возвратившись на свободу в 1945 году, Вальтер продолжил цирковую деятельность. Но через четыре года опять был арестован, уже без всякого обвинения – как и многие бывшие узники тридцать седьмого. Отправлен в ссылку в Красноярский край. Лишь после смерти Сталина был оправдан, восстановлен в партии, получил пенсию союзного значения, продолжал участвовать в общественной жизни как заслуженный ветеран. В 1958 году получил звание заслуженного работника Госцирка СССР. Умер в Туле в 1961 году.

Старый цирк горел дважды

С 1914 года Тульский цирк работал во временном здании, которое на несколько лет построил предприниматель Маноилов, по цирку Горец, на пересечении нынешних улиц Оборонной и Советской. Тогда так было заведено – здание цирка ставили года на три, пока оно не ветшало, и потом раскатывали по бревнышку.

Но время бежало, и построенное на недолгий срок здание стремительно приходило в негодность. В местной прессе предрекали, что немудрено, если случится пожар. Ведь даже будка для электрической установки и машины и та не каменная, а деревянная. Вскоре здание цирка Горец действительно сгорело. Некоторое время представления давались в шапито, а потом на средства все того же бывшего капиталиста-строителя цирков Маноилова-Горец построено новое деревянное здание, вмещавшее 1960 зрителей. 

Но и оно, по-видимому, делалось все по тому же временному принципу. Потому что в Туле постоянно говорили о постройке нового цирка – то на три тысячи мест на том же самом месте, то на две с половиной тысячи зрителей на Хлебной площади. Уже даже выделили миллион рублей на постройку, закупили стройматериалов, но они так и остались лежать под открытым небом. Строительство заморозили.

Старое здание тульского цирка

В войну цирк продолжал работать, и кое-как еще держался. Известно, что сюда любили ходить летчики эскадрильи «Нормандия – Неман», когда находились в Туле на переподготовке. И все так же талдычили: здание ветхое, здание аварийное. 

В 1946 году в цирке заменили электропроводку и освещение. Но в сезоне 1948/1949 годов по причине всё той же ветхости цирк закрыли вообще. Потом опять открыли. Другого же подходящего здания не было. Катастрофа уже была на пороге. Не исключено, что ее вообще технично организовали. Во всяком случае, заметать следы пожаром вследствие короткого замыкания, когда кто-то проворовался, было тогда в порядке вещей. Существовал даже такой подпольный промысел – устраивать случайные пожары. Директор цирка уже был замечен к тому времени в маклях. Тому недоплатил, тому не заплатил. 

Ветхое здание, с большими проблемами вновь допущенное к эксплуатации, сгорело вмиг. Огонь был такой сильный, что пожарные даже не могли к нему подступиться. Зарево было видно во всех концах города. 

В пожаре погибли львы первого советского дрессировщика диких зверей Эдера. В 1960-е, уже с новой труппой и в новое здание, Эдер еще вернется в Тулу. Но после той трагедии он перестал работать на манеже, только ставил номера и готовил манежных дрессировщиков, которые выступали перед публикой. Его знаменитые ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова.

Все это еще и случилось в день 70-летия Сталина 21 декабря 1949 года. 

Поэтому, конечно, в газетах об этой трагедии не было ни строчки. А вот в народе судачили о случившемся, и строили разные версии причин пожара еще долго. Директора цирка пытались отдать под суд, однако вины его не нашли.

С того времени, и до шестидесятых годов цирк-шапито работал в верхнем кремлевском саду, на стадионе «Зенит» и в парке культуры и отдыха. Только в 1963 году в Туле, наконец, открылось новое здание цирка.

Артисты чехословацкого цирка в гостях у тульских пионеров. 1966 г.

Музей, выброшенный на помойку

Вообще-то музей клоунов не первый, который существовал в Тульском цирке. Практически с момента открытия здесь экспонировались для всеобщего обозрения настоящие цирковые артефакты. На одной из стен висели, например, самые настоящие цепи, которые разрывали на манеже цирковые атлеты начала века. Вид те цепи имели весьма внушительный.

На стенах были развешаны настоящие цирковые плакаты старых времен, в том числе знаменитых артистов. Кажется, был плакат знаменитого дрессировщика Николая Гладильщикова. 
Большинство же экспонатов размещалось в витринах, расставленных вдоль стен на втором этаже. Среди них имелись, например, рукописи сценариев программ для цирка известных литераторов. Чтобы не фантазировать, кто это мог быть, вспомним, кто тогда эти сценарии писал? Да все те же, кто на слуху по сей день – Юрий Олеша, Николай Эрдман, Ильф с Петровым. Отец Юрия Никулина тоже писал сценарии для цирковых номеров, и вроде как что-то для тульского цирка. 

Но куда же все делось? Ответ будет удивительным. Это все варварски уничтожили в девяностые годы. Что-то, конечно, растащили, само собой. А что-то просто выкинули на помойку. 
Один мой знакомый, из цирковых, рассказывал, как в то время зашел на второй этаж, где как раз маляры красили стены. И с изумлением увидел, что на полу постелены оригиналы тех самых рукописей наших классиков и что-то еще из музейной печатной продукции. Больше ведь подстелить нечего! Это факт, это не выдумка!

В результате в цирке не осталось не то, что музея, но даже своего фотоархива! Что-то, конечно, потом начали собирать. Но это уже пришлось делать заново. Снимки в большом количестве гастролей в Туле Юрия Никулина, Олега Попова, Леонида Енгибарова, Медвежьего цирка Филатова, уникальных в мировой практике, поставленных именно в Туле программ «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Конный цирк», «Русские самоцветы» есть только в частных коллекциях! А снимков пантомимы «И арсенал, и щит России», посвященной 25-летию обороны Тулы, не сохранилось даже в них. 

Главный номер поставленной в 1964 г. в Туле программы Цирка на льду - медвежий хоккей

На героическую пантомиму "И арсенал, и щит России" были приглашены участники обороны Тулы

Кто-нибудь теперь удивляется истории с музеем клоунов? Если один из самых главных клоунов страны – Михаил Шуйдин, родившийся в Тульской области, и которому в сентябре этого года будет сто лет со дня рождения, до сих пор никак не возвеличен на своей родине, и тем более в тульском цирке. А ведь как, например, было бы красиво хотя бы назвать именами великих тульских цирковых сектора в зрительном зале. Особенно если памятник Никулину и Шуйдину или легендарному шпрехшталмейстеру, которого называли душой тульского цирка, Александру Одесскому – дело для музейной столицы невозможное. 

Просто директора здесь последнее время меняются так часто, что даже не успевают понять, куда попали. Им не до традиций. Конечно, случайному человеку безразлично – есть ли какая-то уникальная коллекция в фойе, нет ли ее. С временщика спрашивать могут только за финансовый план. 

Когда музей клоунов открывался, была идея водить сюда экскурсии даже в дни, когда нет представлений, включить его в экскурсионные маршруты, поставить мониторы, чтобы показывать знаменитые клоунские номера. На деле же все свелось к вызову вооруженных (!!!) полицейских в касках и протоколам о нарушении техники безопасности и правил финансово-хозяйственной деятельности! 

Росгосцирк тут же отреагировал на случившееся, заявив, что держит ситуацию на контроле, и принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

И ни слова комментария о том, как относиться к выселению по инициативе администрации немолодого человека на улицу посреди зимы. Да еще подальше от коллекции, которую он собирал долгое время. 

Ни одной версии того, почему за шесть лет существования музея нарушение техники безопасности строгие комиссии увидели только, когда дело дошло до скандала. 

С учетом всего этого, на контроле – это как? Контролируют, чтобы коллекцию отобрали так, чтобы Акишин не имел на нее никаких прав? Ведь судя по тону комментариев, нарушения – это техника безопасности, незаконное проживание в цирке (на улице, конечно, законнее), и нарушение финансово-хозяйственной деятельности. А мерзкое отношение к человеку, который когда-то поверил дирекции цирка в частности и Туле вообще, по-видимому, в нарушения не входит.

И что бы кто сейчас ни говорил, но если директор учреждения, которое должно нести добро и радость в этот мир, способен лишь с полицией и автоматчиками выселять из цирка клоунов, то ничего кроме вопросов о его соответствии должности это не может вызывать.

Как там было? Цирк уехал, клоуны остались? У нас что-то получается наоборот. Клоунов опять выселяют, а цирк как был, так и остается.

Автор - Сергей Гусев