«Приходим с работы, а у нас со двора единственный туалет увозят»: в центре Тулы люди выживают в исторической развалюхе

icon 27/01/2022
icon 07:10

©

Дом №11 по улице Демидовская расположился в самом центре Тулы. В паре метров - музей Демидовых, чуть дальше виднеется и «Шлем» - знаменитый на всю страну Музей оружия, где так часто бывают туристы. Да и само строение является объектом культурного наследия! Это Дом Демидовых – Красильниковых. На рубеже XVIII-XIX веков он принадлежал заводчику Петру Красильникову, потомку Лукьяна Красильникова, служившего у Акинфия Демидова. Дом стоит под углом к красной линии улицы, следовательно, был построен до утверждения генерального плана 1779 года. Это единственная сохранившаяся городская усадьба рода Красильниковых.

От посторонних глаз скромный двухэтажный дом с подбитыми стеклами не скрыт ни забором, ни калиткой. Туристы и не догадываются, что это жилой дом. И уж тем более и подумать не можешь, что в этой двухэтажке нет водопровода и канализации. Помои люди сливают из тазов прямо во двор. В центре участка стоит деревянный туалет с ямкой. Единственный на весь дом. История с ним приключилась довольно «забавная». В кавычках, конечно. 

В 2013 году, рассказывают жительницы дома Анна и Елена, хоронили легендарного конструктора Аркадия Шипунова. Тогда на церемонию прощания в Музей оружия приезжали большие люди. Жители поговаривали, что там был даже Владимир Путин. Президента не было, но высоких гостей хватало. А тут на виду туалет...

- Мы приходим с работы, а туалет как раз увозят. Мы в панике, спрашиваем, кто, как, зачем, почему? А нам ответили, что не наше это дело! После мы четыре года добивались, чтобы нам поставили нормальную уборную, но получили только вот это зеленое «чудовище». А так ходили сначала в биотуалет, который нам поставили. Но он за день полностью наполнялся. Все стали просто во двор, где придется ходить, - рассказала нам Елена.

Потребность в уборной, конечно, не единственная проблема жителей. В доме нет водопровода. За водой люди ходят к ближайшей колонке, таскают ведра. Ведра - на газ. Таким образом моют детей. В доме живут семьи с детьми. Маленькой дочери Анны Каменевой всего год. Воспитание в такие условиях, говорит, отнимает больше сил, чем у среднестатистической мамы.

Большинство жителей даже не являются собственниками квартир, а потому и прав, говорят сами, никаких не имеют. Снести туалет? Не ваше дело. Поменять проводку? Тоже. Пытались провести в дом воду, так не смогли. По одной из версий из-за того, что дом является объектом культурного наследия, по другой - из-за состояния строения.

- Лучше бы не меняли ничего. Как поменяли, свет стал постоянно в комнатах и коридоре гаснуть! – жалуется Анна.

Анне 35 лет. Ее семью уже далеко не один год обещают переселить из комнаты, которую они занимают. Со счета, говорят жители, уже сбились. Но обещают где-то со времен перестройки. Пока переселяют только из комнаты в комнату.

- В перестройку нескольких пенсионеров отсюда выселили, а моего отца, которому тут дали квартиру, не стали. Потом переселение заглохло и не началось до сих пор. Мы уже больше 35-ти лет ждем.

Мы вообще не стали бы жаловаться, если бы здесь были какие-то условия более или менее человеческие. Или переехали, сняли бы жилье, если бы финансовая возможность была. А так даже в ремонт вкладываться смысла нет.

Мы жилую комнату ремонтировали, да толку. Пол делали и обои в прошлом году клеили, все уже слезло и порвалось. Дом аварийный, сыпется день ото дня, оседает, трещина на трещине. Боимся, что вообще не голову обрушится. В подъезде стена как-то на лестницу упала. Вместо нее сосед сам поставил фанеру. Это была стена его комнаты, - поведала Анна Каменева.

Для детей, говорят взрослые, воду можно и погреть. Сами моются и стирают вещи в холодной воде. Греть, поясняют, некогда. Сушить белье в доме негде. Есть куцая веревочка во дворе. Вот и все удобства.

Семья Анны в новых апартаментах относительно недавно. Давным давно за ними числилась комната в подвале, затем на втором этаже, но там случился пожар и их снова переселили. Все в рамках этой же развалюхи. Поясняют, что уже отчаялись и не стали делать ремонт в коридоре. Зачем? Все равно лучше не станет.

- Мы с мужем здесь уже 24 года живем. Комнату ему тоже выдали. Мы не собственники. Сейчас у меня подрастают двое очаровательных внуков, поэтому мы напряглись и купили ей маленькую квартирку. Дело было давно. Сейчас такая стоит намного больше. Миллиона три. А сами мы живем здесь, некуда больше уехать.

Самое обидное, что платим мы за комнату, как другие туляки за квартиру. Более трех тысяч. Потому что постоянно топим газом, иначе здесь околеть можно.

К нам приходила как-то инспекция, сказала: «Топите строго два часа в день!» А как два часа? Тут умереть можно будет от холода. Вот и всегда газ включен, - рассказывает жительница Елена Алубаева.

Чтобы дом признали аварийным жители прошли все «круги ада». Утверждают, что обращались во все инстанции – от городской администрации до президента. Снести дом обещали еще в начале нулевых.

- От нас отказались все. Мы не принадлежали федеральной собственности, но и в муниципальную нас еще не приняли. Позже, в 2018 мы чудом собрали комиссию. Дом признали аварийным. Сказали, что переселят нас, может быть, в 2023 году. Если деньги будут. Но воз и ныне там. Мы уже настолько отчаялись, что перестали писать куда-либо. Куда могли уже написали, все пороги оббили. Если и сейчас на нас не обратят внимания, надежны, наверное, не останется, - почти хором вещают жители.

Если не завтра, то уж точно в ближайшие пару месяцев в Музей оружия или Музей Демидовых обязательно придут высокие гости. Отчаявшиеся люди из исторической развалюхи надеются, что большие люди когда-нибудь заглянут и к ним.