Интервью с ветераном Василием Мирошниченко: о жизни после войны и переименовании Сталинграда

©
20 марта руководителю Управления Росприроднадзора по Тульской области Александру Сафронову исполнилось 65 лет. На следующий день после торжества он вышел на пенсию, а в организации появился новый начальник. А в день юбилея корреспондент ИА «Тульские новости» сумел пробиться в толпу поздравляющих и побеседовать с Александром Сафроновым о достижениях и проблемах в работе организации, которую он возглавлял.
Корр.: Александр Сергеевич, вначале, для наших читателей, в двух словах: чем занимается ваша организация?
А. С.: Ну, в двух словах об этом и не скажешь. У нас очень много разных функций. Контроль и надзор за объектами животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Контроль и надзор за самими этими территориями. За рациональным использованием и охраной недр. За использованием и охраной водных объектов. Государственный земельный контроль. Контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. За использованием, охраной защитой и воспроизводством лесов. И так далее, и так далее…
Корр.: Действительно, функций много. Тогда давайте сконцентрируемся на одном из самых актуальных вопросов: соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды. Правы ли те, кто причисляют Тулу и Тульскую область к самым экологически «грязным» территориям России?
А. С.: Раньше, может, так и было. Но сейчас ситуация совсем другая. С 90-х годов прошлого века объем ежегодных выбросов в атмосферный воздух на территории региона снизился с 1,2 млн тонн до 263,6 тыс. тонн. Почти в 5 раз!
Корр.: Кого у нас сейчас можно назвать «главным загрязнителем» воздуха?
А.С.: В целом по области в этой роли выступают предприятия сферы теплоэнергетики, металлургической и химической промышленности. На их долю приходится почти 53% от всего объема загрязняющих веществ. Еще около 45% - «на совести» автотранспорта.
Корр.: Какие предприятия региона претендуют на звание «наигрязнейших»?
А. С.: Около 96% всех областных выбросов дают предприятия, расположенные в Алексинском, Суворовском, Ефремовском, Новомосковском, Узловском, Щекинском районах и в Туле. Так, от общего количества выбросов загрязняющих веществ в воздух от предприятий региона на долю филиала ОАО «ОГК-3» «Черепетская ГРЭС» приходится 44,35 %, на долю ОАО «Тулачермет» - 30,75 %, на долю ОАО «НАК «Азот» - 6,7 %.
Корр.: Ваша служба борется с предприятиями, которые не дают нам «дышать полной грудью»?
А.С.: Разумеется! Выдаем предписания, штрафуем. Только в 2011 году за различные нарушения в сфере охраны атмосферного воздуха оштрафовали 40 должностных лиц и 10 юридических. Всего наложили штрафов на сумму 441 тыс. рублей, взыскали – 328,5 тыс. рублей. Не все предприятия платят штрафы…
Корр.: Но хоть штрафы-то на них действуют как воспитательная мера?
А. С.: По-разному… В прошлом году мы проверили 53 предприятия, а снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферу отметили только на 4 из них: в ОАО «Северо-Задонский конденсаторный завод» - на 0,5 тонны, в ОАО АК «Туламашзавод»- на 8 тонн, в ООО «Суворовская птицефабрика» - на 23 тонны, ОАО «Узловский хладокомбинат» - на 0,9 тонны.
Корр.: А как обстоят дела с борьбой за экологическую чистоту в Ефремове? Его жители жалуются, что в городе не продохнуть от вони…
А. С.: В этом году мы больше всего времени и сил затратили как раз на поездки в Ефремов и производимые там проверки. Этот вопрос рассматривался на Общественном совете по экологии при администрации области. В Ефремове действует группа предприятий, и каждое из них укладывается в норму предельно допустимых выбросов (ПДВ). Другое дело, если взять выбросы все вместе… Но эти суммарные цифры никто не подсчитывал. Надо по Ефремову разработать программу по оздоровлению окружающей среды, сделать сводный том ПДВ по всем предприятиям. То же самое намечено сделать и по Туле.
Корр.: Неужели до сих пор не подсчитали, чем суммарно травят областной центр все его предприятия?
А. С.: В области не составлено ни одного сводного тома ПДВ. Ни по Туле, ни по районам.
Корр.: Почему?!
А. С.: Причин несколько. Во-первых, это затратное мероприятие. Сводный том ПДВ планировалось составить еще при Казакове, да денег на это не нашлось. Во-вторых, раньше экологический фонд – те средства, что платят предприятия за загрязнение окружающей среды – был при нашем Управлении. И мы могли его расходовать на экологические мероприятия. Сейчас, согласно Бюджетному кодексу, мы сами такой фонд формировать не можем. В результате 40% собранных с предприятий средств мы передаем в бюджет области, 40% - в бюджеты муниципальных образований и 20% - в федеральный. Там деньги растворяются, целевым образом на экологию не используются. Хотя они очень нужны. Например, сейчас в регионе сложилось очень серьезное положение с очистными сооружениями.
Корр.: В первую очередь, наверное, в Туле?
А. С.: Да нет, как раз в Туле ситуация с очистными более-менее стабильна. Хотя они, конечно, перегружены. Но во многих райцентрах дела обстоят просто ужасно. Так, Суворов живет вообще, практически, без очистных. Точно то же самое наблюдается в Донском, Кимовске, Киреевске, Сокольниках… Поясню: раньше в Тульской области работало 349 очистных сооружений, а сейчас их осталось 30-40 максимум. Потому что раньше они, в основном, состояли на балансе крупных предприятий: в Суворове – на балансе ГРЭС, в Узловой – «Пластика», Кимовске – «КРЭМСа». Потом предприятия стали акционироваться и передали свою «социалку» в муниципальную собственность. После этого почти все очистные сооружения в составе других объектов ЖКХ перешли в частные руки. А их собственники деньги с жителей берут, а в ремонт и модернизацию коммунальных объектов ничего не вкладывают.
Корр.: Но ведь это грозит сплошными экологическими катастрофами! Неужели с такими недобросовестными собственниками ничего нельзя сделать?!
А. С.: Президент Дмитрий Медведев по этому поводу сказал, что при Правительстве РФ будет создан государственный экологический контроль.
Корр.: Как говорится – до Бога высоко, до Царя далеко. А конкретно у нас в области недобросовестные собственники коммунальных объектов как-то наказываются?
А. С.: Выставляем им штрафы, предъявляем судебные иски. Сейчас в суде находятся дела, по итогам рассмотрения которых собственники должны уплатить по 600, 800 млн рублей. Но они и не думают этого делать – просто банкротят свои предприятия и ничего не платят. Такие случаи у нас как раз в Донском, Кимовске, Киреевске…
Корр.: Ну, эти-то коммунальные предприятия, которые «высасывают» из жителей деньги, а потом умышленно банкротятся, на слуху. Но вы-то конкретно как Управление Росприроднадзора что-нибудь здесь можете сделать?!
А. С.: В прокуратуру жалуемся… Да мы даже закрыть предприятие за экологические нарушения не имеем права – только через суд. Мы не имеем права даже проверить предприятие без разрешения прокуратуры. А она выдаст разрешение на проверку, если прокуратура усмотрит в ситуации угрозу жизни населения. Ведь сказано – нельзя «кошмарить» бизнес. Мы вообще сейчас находимся в рамках строгого регламента: выдашь документ раньше положенного – усмотрят признаки коррупции, позже положенного – значит, «кошмарим» бизнес. Вот и приходится «крутиться» между прокуратурой, областной властью и нашей федеральной службой…
Корр.: А при чем тут областная власть?
А. С.: Ну как же, мы ведь должны собирать в областной бюджет 40% платежей с предприятий за загрязнение окружающей среды. На территории региона 1200 только крупных предприятий федерального контроля. А платежи мы собираем со всех примерно 4 тысяч областных предприятий. Да есть еще примерно 40 тысяч индивидуальных предпринимателей. Но платят не все. Ежегодно за загрязнение окружающей среды мы собираем почти 150 млн рублей. А могли бы в три раза больше. Губернатору Владимиру Груздеву мы об этом доложили, и он собирается принять соответствующие меры…
Досье:
Отец и мать Александра Сафронова познакомились и поженились, когда работали на шахте в г. Донском Тульской области. В военные годы были эвакуированы с семьей на Кузбасс. Саша родился 20 марта 1947 года в Новокузнецке, стал третьим из четверых детей.
Отец рано умер. После 8 класса средней школы Александр поступил в Маршанский строительный техникум. Начиная со второго курса учился в вечернюю смену, днем работал. После службы в армии переехал с семьей в Тулу к родственникам.
Работал мастером на строительстве. В 1970 году поступил в трест «Туламелиоводстрой» инженером по технике безопасности. В 1974 году на базе треста было создано объединение «Туламелиорация», и Сафронов стал его главным инженером, еще через год – директором. Тульское объединение выполняло большие объемы работ по орошению и осушению земель сельхозназначения, строительству прудов, баз и дорог.
В 1978 году в качестве руководителя подразделения советских специалистов был на 2 года командирован в Ирак на строительство канала Тартар-тигр. Вернувшись в Тулу, возглавил проектную контору «Мелиорация».
В 1989 году на базе Госкомэкологии был создан Тульский комитет по охране окружающей среды, а Сафронов назначен заместителем его руководителя. В 1998 году Александр Сергеевич возглавил комитет. В 2004 году назначен руководителем Управления Росприроднадзора по Тульской области.