Увеличение транспортного потока в Туле приведет к отравлению воздуха
©
Специалистами по социально-гигиеническому мониторингу Управления Роспотребнадзора по Тульской области был выполнен пилотный проект по расчету рассеивания загрязняющих веществ от автотранспорта вблизи пересечения ул. Оборонная и ул. Некрасова.
Была проанализирована структура основных категорий автотранспорта, проходящего по исследуемым магистралям. Основной вклад в суммарное количество автотранспорта вносят легковые автомобили (79 %). Вклад грузовых автомобилей составляет 19 %, автобусов - 2%.
Расчет выбросов в рамках социально-гигиенического мониторинга выполнен по 9 загрязняющим веществам: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, углеводороды, сажа, диоксид серы, формальдегид, бенз(а)пирен, свинец для 8-ми категорий автотранспортных средств (АТС): легковые автомобили бензиновые, легковые дизельные, автобусы бензиновые, автобусы дизельные, грузовые бензиновые до 3 т, грузовые бензиновые свыше 3 т, грузовые дизельные, грузовые газобаллонные.
Применен метод расчета годовых выбросов загрязняющих веществот автотранспорта с учетом региональных особенностей. Общий выброс загрязняющих веществ от автотранспорта составил 13,25 т/год, большую часть из них составляет оксид углерода — 11,64 т/год, углеводороды — 0,97 т/год, диоксид азота — 0,45 т/год. Характеристики удельных показателей выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами были приняты соответствующими европейским нормам экологического класса 3 («Евро-3»).
Установлено, что загрязнение атмосферного воздуха диоксидом азота от автотранспорта весьма значительно: до 3 ПДК вблизи магистрали ул. Оборонная.Выбросы других веществ не оказывают существенного влияния на загрязнение атмосферного воздуха.
Сделан вывод об отсутствии реального неканцерогенного риска от воздействия всех веществ, рассматриваемых в данном исследовании (HI < 1).
Риск возникновения канцерогенных эффектов от воздействия формальдегида – 2*10-6 – это «низкий» - допустимый риск (уровень, на котором, как правило, устанавливаются гигиенические нормативы для населения).
Вместе с тем, необходимо отметить, что приведение экологических характеристик всех категорий автотранспортных средств в соответствие с современными европейскими нормами «Евро-4» и «Евро-5», как при существующей, так и при постоянно увеличивающейся интенсивности автотранспортного движения, является актуальным и своевременным.
В развитие данного направления исследований в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области планируется проведение более масштабного исследования по г. Туле. Данное исследование позволит оценить вклад автотранспорта в величину суммарного загрязнения атмосферного воздуха путем сопоставления расчетных величин содержания загрязняющих веществ от близлежащих автомагистралей с реальными результатами замеров в атмосферном воздухе и почве в 6 контрольных точках социально-гигиенического мониторинга (по 5 районам г. Тулы).