Вячеслав Дмитриевич, до свидания

icon 29/07/2011
icon 18:53

©

Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка добровольно ушел в отставку. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен Владимир Груздев.

Некоторые СМИ уже связали его отставку с де

лом Виктора Волкова и попыткой избежать ареста, некоторые эксперты назвали уход губернатора попыткой федеральных властей поднять рейтинг «Единой России». Об отставке говорили давно. Кто-то сомневался в том, что это когда-то случится. Кто-то с нетерпением ждал.

 

В определении того, что губернатор Вячеслав Дудка сделал для Тульской области за последние месяцы, самое точное, это, пожалуй, «Довел!». В тульской администрации – анархия. В ЖКХ – разруха, долги. В чиновничьих кругах – коррупция и уголовные дела. В социальных сферах – невыполнение программ.

 

Довел, конечно, не сам. Но где-то не уследил, где-то недосмотрел, где-то не смог организовать. А где-то, может, и не захотел… В итоге – коррупционные скандалы, политическая нестабильность и практически полное отсутствие каких бы то ни было значимых достижений региона для федерального уровня.

 

Первые пять лет были периодом роста губернатора как политической фигуры. Авторитет, который поначалу строился на том, что никто не знал и не понимал, как он на эту должность, вообще, попал, позволил Вячеславу Дудке занять уверенную позицию своего рода местного барина, поругивающего холопов и побаивающегося вышестоящего руководства одновременно.

 

Все помнят сцену, когда губернатор в Кремле встречался с Дмитрием Медведевым и неуверенно-застенчиво держал руки скрещенными под столом: поза провинившегося подчиненного перед гневным начальством. Зато в родной губернии он расцветал: ежедневные совещания до позднего вечера, поездки в районы на осмотр хозяйств, открытие спортивных объектов, контроль противопожарной ситуации…

 

Полная видимость, что все в Тульской области хорошо, все под контролем. Если где-то кризис – у нас его нет. Если где-то безработица – у нас ее нет. Если где-то природные пожары – у нас их нет. А губернатор - просто живое олицетворение эффективной работы руководителя области. Даже если у нас вдруг всплывает очередное уголовное дело в отношении чиновника областной администрации – ставленника губернатора – это (уголовное дело) безусловная заслуга самого губернатора.

 

Помните, как на 8 марта, в женский день, в тульском драмтеатре Вячеслав Дмитриевич рассказывал, как эффективно он борется с коррупцией в рядах «своих»? Было публично заявлено, что отставки главы региона добиваются задетые им «деструктивные силы». По словам тульского губернатора, он «борется с коррупцией, а коррупция борется с ним». В качестве своих заслуг на этом ратном поле Дудка назвал аресты и отставки целого ряда тульских чиновников, в частности, — мэра Тулы Алисы Толкачёвой.

 

На что экс-мэр отметила: «Конечно, нужно быть гигантом мысли, иметь огромной доброты сердце, чтобы накануне женского праздника заявить, что именно ОН уволил меня за коррупцию, при этом он упомянул, что я какое-то отношение имею к исполнительной власти, - рассказала Алиса Толкачева. – Я представляю законодательную власть. Закон о коррупции говорит, что фактом проявления коррупция является взятка, попытка получения взятки, вымогательство… Мне ничего не остается, как подать в суд иск о клевете. Сейчас я занимаюсь подготовкой документов. За аналог, скорее всего, возьму его иск к Владимиру Тимакову».

 

Вторая пятилетка оказалась не такой безоблачной и ознаменовалась коррупционными скандалами, потерей контроля над ситуацией с дележом власти в областном центре, а также разговорами о близкой отставке, а то и вовсе об уголовном деле, грозящем губернатору. В 2009 году по области прокатилась волна арестов муниципальных руководителей. С поличным попалось полдюжины чиновных вымогателей, некогда рекомендованных на свои посты тульским губернатором. Чиновники высокого ранга, но все же районного уровня.

 

А вот 2010 и 2011 ознаменовались более серьезными арестами. Как отмечает «Новая газета», «что касается арестов поименованных выше тульских коррупционеров, то бесспорная заслуга Дудки лишь в том, что эти люди появились в губернской администрации, а вовсе не в том, что они ее покинули». Комментируя изданию уголовные дела Алексея Лазарева и Евгения Юдина, тульский журналист Герман Чуршуков отметил: «…невозможно в одиночку спрятать в смете крупную «откатную» операцию…Подобные цепочки не могут возникнуть без участия самих губернаторов».

 

«Но пока расследованием аналогичных дел занимались тульские правоохранительные органы, Вячеслав Дудка оставался вне подозрений, - отмечает издание. - Однако в январе 2011 года на коррупционном полотне Тульской губернии появился новый сочный мазок. Взятка размером 40 миллионов рублей была изъята у директора областного имущественного комитета Виктора Волкова. Такова была теневая цена, предъявленная корпорации «ГРИНН» за беспрепятственное отведение земельных участков. Раскрытием масштабного преступления занялись федеральные следователи. Оказавшись вне сферы влияния господина Дудки, Волков дал более логичные показания, чем двое предыдущих обвиняемых. Распорядитель тульского имущества признался, что брал деньги для губернатора». Далее – очная ставка, попытка выставить Волкова чуть ли не сумасшедшим, письмо самого Волкова с очередной порцией признаний в адрес губернатора…

 

Но все затмил скандал в администрации областного центра. Даже не скандал, а просто хаос и судорожные попытки прорыва к властному пирогу. Рвались все, кому не лень, меняя на пути обещания, друзей и партийные билеты. Суть же борьбы за кресло сити-менеджера, а по сути распорядителя городских финансов, в том, что губернатор, растеряв авторитет и оказавшись в шаге от отставки и в двух от уголовного дела, больше не контролировал ни депутатов, ни чиновников.

 

И вот случилось то, чего ждали и о чем говорили. На смену Дудке пришел Владимир Груздев – человек из Москвы, человек «со стороны». Каким будет его стиль управления? Что сделает в первую очередь? Область не блещет достижениями, а все чаще фигурирует в списках отстающих, нарушающих, наихудших и т.д. Перемены здесь нужны. Хотя бы для того, чтобы хоть как-то расшевелить электорат в канун весьма ответственных выборов. Какими будут эти перемены – узнаем уже в ближайшее время.