Надежда Шайденко: «У нас сильная история, традиции и достижения»

icon 07/10/2008
icon 12:13

©

Старейший тульский вуз – Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого – отмечает в эти дни свой 70-летний юбилей. Ректор университета Надежда Анатольевна Шайденко ответила на вопросы «прямой линии», которая состоялась в редакции ИА «Тульские новости» и газеты «Московский комсомолец в Туле».

- Надежда Анатольевна, в настоящее время вновь вспыхнули дебаты вокруг единого государственного экзамена в школах и при приеме в вузы. Эксперимент закончился, и можно подводить итоги. Изменилось ли ваше отношение к ЕГЭ за это время? Соответствуют ли баллы, полученные по результатам ЕГЭ, реальному уровню подготовки?

- В свое время я была одним из первых, кто громко протестовал против введения ЕГЭ. Эти вопросы бурно обсуждались на нескольких коллегиях департамента образования. Но затем я спорить перестала. И сейчас, когда дебаты возобновились, я хочу сказать, что спорят не о том, о чем, на мой взгляд, надо спорить и чем возмущаться. Форма проверки знаний может быть любой. И прием в вузы сюда не надо примешивать. На западе, например, существует система, когда принимают всех желающих, но затем происходит отсев студентов. Меня больше всего волновала и волнует ситуация, сможет ли перестроиться наш учитель, чтобы подготовить школьника к сдаче ЕГЭ и дать ему хорошее образование. Этого-то как раз не произошло. Сейчас учителя, напуганные новой системой оплаты труда, которая учитывает формальные показатели, начинают натаскивать детей на результаты тестов. Главной проблемой, с которой столкнулись наши преподаватели (математики, историки, филологи), является отсутствие у школьников, поступающих в вуз, соответствующего типа мышления. Это происходит из-за того, что образование теряет фундаментальность. Детей не учат рассуждать, думать. Образование становится все более формальным. До того момента, пока с единым госэкзаменом будут связывать качество образования, от него будет только вред. А вообще-то реальный уровень школьной подготовки катастрофически падает. И здесь не надо связывать этот процесс только с ЕГЭ. Дети перестали читать, увлеклись компьютерами. Но самое главное, в нашей стране знания пока не стали товаром в хорошем смысле слова.

- В последнее время вновь обострились слухи о грядущем укрупнении вузов. Прокомментируйте перспективы ТГПУ, если эти слухи окажутся реальностью?

- Федеральные вузы – это замечательно, потому что миллиарды, выделяемые на их развитие, - мечта любого руководителя. Если бы меня спросили, как создать федеральный вуз, я бы ответила, что надо дать эти деньги, и с нуля строить новое здание, на конкурсной основе отбирать лучших преподавателей и платить им хорошую зарплату (в федеральных университетах зарплата не выше, чем в остальных). Сломали много, а когда построим новое, не знаем. Когда же под созданием федеральных университетов понимают механическое объединение вузов, не дав на развитие ни копейки, это похоже на попытку развала высшей школы, потому что никакое реформирование без финансирования невозможно. Я отношусь к разговорам об укрупнении вузов абсолютно спокойно. Таких экспериментов было много, но затем педагогические вузы возрождались или заново создавались. Потому что педагогический вуз является базой системы образования. Я полагаю, наш университет трогать не будут. У нас сильная история, традиции, достижения, которых мы добились.

- А если Тульский педагогический университет переведут на региональное финансирование?

- Это смерть вуза, потому что тульский регион не потянет. Надо смотреть на возможности каждого региона. Хотя я завидую новому Ханты-Мансийскому университету, который находится на региональном финансировании. Мы даже получили пять грантов от этого вуза на разработку документов.

- Могут ли аспиранты ТГПУ им. Л.Н. Толстого рассчитывать на повышение стипендии?

- Аспиранты - наша боль, потому что их стипендии не повышались с 1 января 2006 года. Обидно, что аспирантов противопоставили студентам. Сейчас у аспирантов стипендия полторы тысячи рублей, а у докторантов - три тысячи рублей. Но мы заинтересованы в защите докторских диссертаций и доплачиваем до ставки доцента. Студентам с 1 сентября увеличили стипендию. Базовая стипендия 1100 рублей, а повышенная 1600, социальная – 1650.

- Имеет ли право студсовет факультета решать, кому начислять социальные стипендии, а кому нет?

- К сожалению, мы вынуждены ограничивать активность студентов. Положение о социальной стипендии регулируется федеральным документом. Но плохо успевающих студентов социальная стипендия только развращает. Кстати, когда появились социальные стипендии, мы обили пороги федеральных ведомств, чтобы нам увеличили стипендиальный фонд.

- На сегодняшний день единственным факультетом ТГПУ со ступенчатым образованием является факультет Искусств и гуманитарных наук. Планируется ли перевести остальные факультеты на ступенчатое образование?

- Факультет Искусств и гуманитарных наук действительно стоит особняком в нашем вузе. Во-первых, специальности, по которым там обучают, являются экспериментальными. Изначально мы там ввели многоуровневую систему образования. Кроме того, уже четвертый год на всех факультетах мы набираем по группе «бакалавриков» (так мы их ласково называем) филологии, технологии, естественно-научного образования и педагогики.

- Планируется ли открытие новых специальностей в Тульском педагогическом университете?

- Мы открываем не менее пяти специальностей каждый год. В 2000 году мы имели 20, в нынешнем году предложили на рынке образовательных услуг 63 специальности и направления, причем не только педагогические. Например, открыли новую специальность «Биоэкология».

- Как обстоят дела с обеспечением студентов общежитиями в тульском педуниверситете? ( Оксана, Ефремов)

- Наш вуз всегда отличался тем, что обеспечивал всех нуждающихся студентов общежитиями. Мы не предоставляем лишь их студентам из Щекино и поселка Ленинский.

- Какова средняя заработная плата молодых преподавателей?

- С 1 декабря начинает действовать новая система оплаты труда. Одной из ее особенностей является то, что каждое учреждение, вуз разрабатывает свою систему. 30 сентября мы провели собрание трудового коллектива, на котором единогласно утвердили базовые ставки, коэффициенты и положение о премиальных выплатах. Молодой преподаватель (ассистент, прежде всего) будет получать около пяти тысяч рублей. Но молодым может быть и доктор наук. У докторов наук очень серьезный рост заработной платы. Более 15 тысяч рублей. Плюс надбавки за должности и звания. В ближайшее время во всех вузах пройдет оптимизация численности преподавателей. Останутся лучшие и полезные для вуза.

- Отслеживает ли университет дальнейшее трудоустройство своих выпускников?

- В начале 90-х распределение было отменено, но мы не отменили помощь в трудоустройстве выпускникам. В университете ежегодно работает комиссия по благоустройству с участием департамента образования и работодателей. Спустя год после завершения стажерской практики из выпуска в 700 человек 100 остается в школах. Но есть еще университеты, группы продленного дня, психологические центры. Таким образом, более 50% выпускников работают в системе образования. Но в нашем вузе половина специальностей не учительские. По специальности работает практически сто процентов выпускников. Есть уникальные специальности, например, «Математическое администрирование информационных систем». Студентов, обучающихся по этой специальности, уже с третьего курса вербуют на КБП, «Сплав». Много наших химиков устраивается на работу в «Щекиноазот». А на специальность «Организация и работа с молодежью» уже очередь выстроилась.

- Когда сделают спортплощадку за четвертым корпусом университета? (Куренков Илья, студент ТГПУ им Л.Н. Толстого)

- Это произойдет, когда мы потеряем надежду, что на этом месте будет построен физкультурно-оздоровительный комплекс. Университетом были потрачены приличные средства на проект этого здания. Нам не отказывают в строительстве этого комплекса ни Газпром, ни МЧС. Есть планы оборудования там и теннисных кортов.

- Расскажите, пожалуйста, о приложении к диплому о высшем образовании (диплом-саплемент). Все ли студенты могут его получить? Сколько он стоит? И что он вообще дает?

- Это новинка последних двух лет в Туле. Дипломы-саплемент выдают только в нашем вузе. Мы позитивно относимся к Болонской конвенции и стараемся многие ее положения внедрять в практику. Мы направляли в Санкт-Петербурге несколько наших специалистов, которые могут проводить работу по подготовке этого приложения. Это не просто перевод диплома о высшем образовании на английский язык, но и пересчет всех часов на кредиты. Иностранные работодатели и представители зарубежных вузов плохо знают российскую систему образования. Цивилизованно оформленное приложение к диплому позволяет выпускникам продолжить образование за рубежом, устраиваться на работу не только в Европе, но и в России. В прошлом году диплом-саплемент стоил 2000 рублей.

- Имеют ли льготы при поступлении в вуз выпускники сельских школ?

- Это слово полностью забыть, потому что правила приема в вузы определяются постановлением Правительства РФ. Там оставлены льготы для детей-сирот, инвалидов 1-2 групп, детей, поступающих из зон отселения. К сожалению, у нас так и не развивается система целевого приема в вузы. Это могло бы помочь сельским школьникам в поступлении в Тульский педуниверситет.

- При университете имеются курсы «Родничок», расскажите о них?

- Эти курсы пользуются нашей лицензией для работы с детьми младшего школьного возраста. Там работают наши преподаватели и специалисты из других учреждений. При «Родничке» есть еще коррекционный центр «Надежда». Там работает одна из лучших тульских логопедов Людмила Васильевна Соловьева.

- Разъясните ситуацию с нынешним реформированием системы высшего профессионального образования в России. Сейчас в Федеральном агентстве по образованию находятся проекты комплексной системы управления качеством деятельности вуза и стандарты образовательных учреждений ВПО, где четко прописана требуемая численность студентов и процентное соотношение «остепененного» профессорско-преподавательского состава. Предъявленным требованиям ТГПУ не соответствует. Какова будет судьба вуза?

- По степени «остепененности» профессорско-преподавательского состава среди всех педагогических вузов страны мы занимаем пятое место. Это наш огромный плюс. По численности контингента, может быть, и отстаем. Но это лишь проекты. Я не думаю, что реорганизация нашего вуза в структурное подразделение ТулГУ может быть лучшим вариантом. В крайнем случае, мы станем филиалом Московского педагогического университета. Уж очень разная атмосфера в наших двух вузах. Разные студенты, преподаватели, история. В любой форме мы будем сохранять свою самостоятельность. Не исключено, что у нас не будет университетского статуса, но возвращение в статус уважаемого педагогического института не будет трагедией. А кулуарные разговоры чиновников Тулы? Какое их дело, если мы федеральный вуз и финансируемся из федерального бюджета. Но разломать вуз не позволят ни студенты, ни преподаватели.

- У Вас растет внук. Вы хотели бы видеть в нем студента Вашего вуза?

У меня уже два внука. Одному 10 лет, другом 2 года. Про младшего пока ничего сказать не могу, а старший настоящий технарь с золотыми руками. Если он пойдет в наш вуз, это будет какой-нибудь технический факультет, а может быть и Москва.

- Вокруг ТулГУ много скандалов, связанных с коррупцией среди преподавателей. О тульском педагогическом подобная информация нигде не появлялась. У вас действительно не берут взяток?

- О коллегах либо хорошо, либо никак. Я хотела бы надеяться, что у нас все чисто, но периодически разговоры о взятках до меня доходят. И после этого я не стесняюсь приглашать к себе преподавателя. Было несколько случаев, когда после этого преподаватели увольнялись. Всем, кто интересуется этим вопросом, отвечаю: в четвертом корпусе давно имеется ящик для записок ректору, и туда студенты бросают не только поздравительные открытки, но и проблемные вопросы.

- Отменены отсрочки от армии для преподавателей сельских школ. Как, на ваш взгляд, это сказывается и скажется на педагогических кадрах в сельских школах?

- Это очень грустно. Считаю, что от призыва сельских учителей армия крепче не стала, а сельской школе стало хуже.

- В ТГПУ много внимания уделяется воспитательной работе со студентами. Можете ли вы назвать какие-либо ощутимые результаты этой работы?

- Воспитательная работа – что называется «фишка» нашего университета. По этой системе наш вуз знают очень хорошо в России. Что касается результатов воспитательной работы, то наши студенты отличаются от всего тульского студенчества не только потому, что у нас больше девушек (кстати, в последнее время соотношение поменялось, и у нас обучается 60% юношей и 40% девушек). Отличие не только внешние (мы над эти тоже работаем, в том числе и с родителями). Уже лет шесть мы проводим опросы среди студентов по различным вопросам воспитания. Судя по их результатам, наши студенты нормальные воспитанные люди. Затем эту культуру они несут не только школу, но и в свои семьи.

- Есть ли в педуниверситете факультет журналистики?

- У нас такого факультета нет. Для меня, например, факультет журналистики есть только один - журфак МГУ. Так как очень многие наши выпускники работают в СМИ, на факультете филологии есть специализация «Организация и проведение телерадиопередач».

- Какие факультеты и специальности в Тульском педагогическом университете в последнее время пользуются спросом?

- Эта очень интересная тема для политических психологов. Чему подвержена эта мода, я не понимаю. Каждый год мы наблюдаем всплеск по какой-нибудь специальности. Из самых модных можно выделить психологический факультет. В последние годы есть спрос на обучение информационным технологиям и, что мы не ожидали, популярностью пользуется специальность «документоведение» на филологическом факультете.

- Как формируется плата за образование в Тульском педуниверситете?

- Иногда нам задают этот вопрос, потому что у нас цены ниже, чем в других вузах. При определении стоимости обучения на коммерческой основе мы руководствуемся не рыночным спросом, а калькуляцией затрат. Что касается платного образования, то, на мой взгляд, здесь необходимо развивать систему образовательных кредитов. Это нормальная практика. Сегодня душа болит из-за того, что мы готовим прекрасных специалистов на инязе, а частные фирмы их затем получают, не неся при этом никаких затрат. В прошлом году был подготовлен проект закона о кредитовании образования, но госдума так его и не приняла.

- Вы не опасаетесь, что смена поколений учителей может повлиять на качество подготовки в школе?

- Как не парадоксально это прозвучит, но мне иногда хочется, чтобы это поколение ушло, потому что у нас более 25% пенсионеров работают в школах Тульской области. Причем глубоких пенсионеров. Очень часто эти пенсионеры выживают молодежь. У них полторы-две ставки, а молодежь хотела бы работать, но ей не дают часы. Или дают молодому специалисту самый сложный класс. Между тем, на конкурсах «Учитель года» побеждает молодежь. Создать молодым педагогам более человеческие условия – и они будут работать в школе. Это прекрасная профессия.