«Здесь люди умеют держать слово»: Анатолий Воропаев о Стародубцеве, своем губернаторстве и Туле

©
Не так давно Общественная палата РФ приобрела узаконенный статус, теперь ее члены могут принимать участие в законотворческих процессах, начиная с городской и заканчивая госдумой. В свете этих событий корреспондент ИА «Тульские новости» встретился с членом Общественной палаты РФ Владимиром Толстым.
- Владимир Ильич, Вы являетесь членом Общественной палаты Российской Федерации. Расскажите об основных целях и задачах этой организации.
5 лет назад президентом России В.В. Путиным было инициировано создание государственной общероссийской общественной палаты. Сейчас уже третий созыв, и я являюсь ее членом. Год назад Д.А. Медведев предложил мне войти в ее состав, и я, конечно же согласился. Принцип формирования палаты следующий: в нее входит всего 126 человек, из них 42 человека предлагает президент. Это должны быть люди, не входящие в политические партии, не являющиеся государственными служащими, а просто общественно значимые фигуры в разных областях деятельности.
Следующие 42 человека выбираются из списков крупнейших российских организаций и объединений, и последние 42 человека из региональных общественных организаций. Таким образом, складывается состав из 126 человек.
Надо сказать, что за эти 5 лет Общественная Палата действительно стала реальной действующей силой. Во-первых, благодаря тому, что в нее вошли авторитетные и энергичные люди – адвокаты, экономисты, журналисты. Они довольно активно вмешиваются в процессы, имеющие общенациональное значение.
Когда Д.А.Медведев собирал нас неделю назад как раз в связи с пятилетием Палаты он говорил о том, как много сделала эта организация за время своего существования. Перечислялось участие и в событиях, связанных с летними пожарами, когда Общественная Палата собрала в течении недели 300 млн. руб. на помощь пострадавшим людям и на устранение последствий. Вспомнили и об участии в таких историях, как строительство Центра в Санкт-Петербурге, прокладка дороги через Химкинский лес, снос Речника и т. д.
- Вы сами обращаете внимание на какие-то проблемы и принимаете меры по их устранению или работаете только по факту обращения людей в организацию?
Там и так и так происходит, потому что есть общественная приемная, есть "горячая линия", на которую стекаются обращения граждан. То есть Общественная Палата стала промежуточным звеном между властными структурами и рядовыми гражданами. В структуре Палаты есть комитеты, каждый из которых отвечает за свое направление деятельности: экономика, культура, и т.д. Есть такое понятие, как "дежурный по Палате". Каждый из членов в определенный день дежурит в Палате, и к нему стекаются все вопросы, связанные с его личной сферой. Несколько раз в году собираются пленарные заседания, на которых обсуждаются все ключевые вопросы. То есть действительно со временем выработался абсолютно реальный механизм реагирования на какие то общественные тревоги, волнения и решения острых вопросов. Наладился диалог с президентом, администрацией президента с правительством, с аппаратом правительства в государственной думе. Члены Общественной Палаты также обязаны выступать экспертами при принятии новых законов или поправок к уже существующим. То есть я получаю каждый законопроект на стадии его внесении в Думу. К нему приложен опросный лист, в который я могу внести свои коррективы, мнения, дополнения, соображения. В опросном листе могу проголосовать за или против определенного положения в законе. Таким образом, все законотворчество проходит в том числе и экспертизу Общественной Палаты. Нам удалось некоторые вещи, которые мы считаем неправильными, приостановить, что-то видоизменить.
- Приведите наглядный пример?
Ну, например острую дискуссию в обществе вызвал закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. В своей первой редакции это был законопроект, который предполагал практически безоглядную передачу списками. Это могло быть и недвижимое и движимое имущество, церковная утварь, иконы из коллекций российских музеев. Мы не могли допустить такого. Противостоять принятию этого закона в принципе было невозможно. Но удалось внести в него существенные поправки, сохранив общую направленность, и сделав его менее расточительным для общества и культуры. Удалось, например, отстоять предметы музейного фонда и перевести их в разряд "неприкосновенных".
Подобных примеров очень много, и можно что-либо сказать практически по любому закону. Недавно обсуждали уже принятый Федеральный закон № 83 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" о его возможных последствиях. На самом деле это очень важный для страны закон, потому что он полностью меняет правовую форму всех бюджетных организаций. Предлагаются принципиально новые типы бюджетных учреждений, способы их финансирования. Этот закон, безусловно, повлияет на все общество. Ведь услугами больниц, поликлиник, школ, музеев, консерваторий, театров пользуется все население страны. Меняя юридическую и финансовую схему существования, меняется возможности и правила доступа граждан к этим организациям. На первой стадии обсуждения этот законопроект был абсолютно неприемлем. И хотя сейчас я все равно остаюсь его последовательным оппонентом, тем не менее, достаточно много существенных изменений удалось в него внести, в том числе и членам Общественной Палаты.
По такому же принципу должны работать и региональные Общественные Палаты. Как раз на последней встрече с президентом Дмитрий Анатольевич высказался в пользу того, чтобы был некий рамочный документ, закон, который определял бы порядок взаимодействия Общественной Палаты РФ с Общественными Палатами регионов. Чтобы они работали в едином ключе. Сейчас уже создан совет региональных Общественных Палат. На сегодняшний день существует 61 Общественная Палата. То есть фактически все регионы России создали такие Палаты. Создавались они по-разному.
Кроме всего Вы являетесь председателем Общественной Палаты Тульской области. Какова история ее создания?
У нас в регионе уже несколько лет существует общественная организация, которая называется «Общественная палата Тульской области». Эта Палата объединила в себе практически все крупнейшие общественные организации региона и просто общественно активных людей. Она имела статус общественного объединения, общественной организации.
Сейчас в стране в целом происходит формирование региональных общественных палат по принципу Общественной Палаты Российской Федерации, которая в этом году отметила 5-летие своего существования. И если раньше Общественная Палата Тульской области существовала, можно сказать, автономно, то теперь она будет жить и работать при взаимодействии с Общественной Палатой РФ. И меня радует то, что руководству региона, прежде всего, губернатору Тульской области, его заместителю Пастернак Т.П. удалось при создании официальной статусной Тульской Общественной Палаты сохранить преемственность с той общественной организацией, которая существовала ранее. Есть закон об Общественной Палате Тульской области. Разработан регламент ее работы, который будет принят на следующем заседании. В эту официальную Общественную Палату вошли 36 человек. В той было только индивидуальных членов свыше 500 и достаточно значительное количество организаций. Довольно сильное экспертное сообщество, которое могло действительно оперативно давать свои оценки по законодательным актам и так далее. Поэтому то, что нынешняя официальная палата будет опираться на общественную организацию, которая существовала в Тульской области, усиливает возможности Палаты сформированной сейчас. Я считаю важным сохранение преемственности, и именно по этой причине я согласился возглавить новый орган, чтобы сохранить вот эту связь с предыдущей организацией.
Принцип формирования обновленной Общественной Палаты в нашем регионе таков. Список из 12 человек предлагался губернатором Тульской области В.Д. Дудкой. Другие 12 человек выдвигала областная дума, и далее эти 24 человека в свою очередь голосовали еще за 12 претендентов. В состав Палаты вошли 36 человек. В организации избран секретарь и три заместителя. Каждый заместитель будет отвечать за определенное направление Условно можно разделить на взаимоотношение с властью, на взаимоотношение с бизнес-структурами и взаимоотношение с общественным сектором.
Палата будет заниматься проблемами всего региона в целом?
Да. Может быть, когда вертикаль этих общественных палат дойдет до муниципального уровня, будут созданы общественные палаты Белевского района или Новомосковского. Я не могу этого исключить, потому что тенденция такая существует. Мне кажется что в этом есть смысл, есть польза, потому что, во-первых, люди знают куда обратиться. Очень часто им просто сложно прорваться напрямую к руководителю региона, но общественная палата будет абсолютно открыта. Она будет работать в абсолютно разном режиме. В режиме личного приема, в режиме электронных приемных. Палата может по обращениям граждан направлять их дела на рассмотрение в прокуратуру, другие ведомства. И мне кажется, что этим властным структурам будет сложнее отмахиваться и не замечать обращения граждан, если они будут направлены со стороны исполнительного органа. Планируется сформировать 10 комиссий, каждая из которых будет заниматься своим направлением деятельности. Думаю, что это хороший способ довести до законодательной и исполнительной власти реальные проблемы, предложения, разумные инициативы, которые исходят от рядовых граждан, общественных организаций.
В апреле намечена очередная отчетно-выборная конференция старой общественной организации. Именно конференция обладает правом вносить изменения в устав, менять название. Чтобы в сознании людей не было путаницы, мы изменим ее название. Будут сформированы комиссии и определен порядок работы на ближайшее время. Общественной палате выделяются помещения на улице Оборонная. Там будет общественная приемная, куда смогут обращаться люди со всеми своими вопросами.
- Вы сказали, что в Общественной Палате Российской Федерации работают по направлениям. За какое направление отвечаете вы?
Там я вхожу в в комитет по культуре, где занимаюсь сохранением и развитием культурного наследия РФ.
- В связи с этим хочется узнать, как вы оцениваете состояние культуры в нашем регионе?
Вообще, отношение к культуре в целом в России последние 20 с лишним лет, с моей точки зрения, было недопустимым. Проблемы культуры, по большому счету, игнорировались высшим руководством страны до самого последнего времени. Пожалуй только после событий на Манежной Площади и после ряда крупных межэтнических конфликтов пришло осознание того, что одна из серьезнейших причин возникновения этого - именно утрата единого культурного поля. Того, чем идеологически занимался Советский Союз. Когда роль русского языка преподносилась как роль стержневого языка межнационального общения в стране и роль русской культуры как объединяющей. Не случайно люди самых разных национальностей, не имеющие ни одной капли русской крови, считали себя представителями русской культуры. Действительно большая культура, которая цементировала все остальное и давала в том числе почву и возможность для самовыражения любых национальных культур. Эта модель развития общества дала резкий крен в сторону исключительно экономических показателей. То есть она стала очень расчетлива и очень политизирована. Политика и экономика фактически вытеснили то поле, которое занимала культура. Мне кажется, что на сегодняшний день понимание этого все-таки произошло. И несколько очень ярких выступлений нашего президента на эту тему всколыхнуло общественное сознание. Сейчас буквально все СМИ начали обсуждать роль культуры в объединении народов, предотвращении конфликтных ситуаций. Культура есть основа человеческого общения, взаимодействия. Но упущено, конечно, очень много времени.
У нас так построена страна, что если президентом и правительством должное внимание культуре не уделялось, то трудно было рассчитывать на то, что в регионе это будет развиваться. У нас в области, как и в целом по России, на культуру выделяется 1-2% бюджетных денег. Деньги - это важно, но не все. Нужна именно государственная воля. Однако на данный момент импульс пущен. Важно, конечно, как это будет у нас в регионе. Ведь наша область в этом смысле очень сильная. Даже если взять наличие трех федеральных музеев заповедников - Куликово поле, Поленово, Ясная Поляна.
Я считаю, что нужны специальные программы для школьников, студентов, в которые должно входить посещение музеев, памятников культуры. За последние четверть века оказалось, что фактически культура вытеснена из стен школы. Мне кажется что это сегодня будет очень хорошо воспринято если наш регион, обладающий культурным потенциалом, предложит на федеральный уровень какую-то инициативу, связанную, например, с тем, что надо ближе соединить образование и культурное наследие. И, скажем, в качестве эксперимента попробовать на базе той же Ясной Поляны или на базе Куликова поля создать образовательные комплексы. Программы, которые будут постоянно действующие.
В Ясной Поляне с 2001 года работает яснополянский детский сад. Его посещают дети, живущие в деревне Ясная Поляна и дети сотрудников музея. Их немного, всего 36 человек. Ребят воспитывают по специальной программе, и результаты потрясающие. Сердце кровью обливается, когда мы вынуждены отдавать их в школу. Я долго бился за то, чтобы яснополянскую гимназию, сделать частью музея. Несмотря на то, что я возглавляю там попечительский совет, у меня нет никаких рычагов влияния на образовательный процесс. Они относятся к департаменту образования, у них какие-то там системы отчетов и так далее, и это разрыв, который мне не удалось преодолеть. Но я убежден, что музей Ясная Поляна должен иметь образовательное учреждение уровня средней школы. Тогда мы сможем учить по программам, построенным на толстовской педагогике, во-первых, тех детей которые прошли наш детский сад, во-вторых детей, которые пришли к нам впервые. К сожалению, наше государство так устроено, что вот это относится к департаменту образования регионального уровня, а музей «Ясная поляна» относится к министерству культуры федерального уровня. Таким образом, ужа с ежом соединить не получается. А страдает качество подготовки людей. И тот культурный уровень, если бы был частью воспитательного и образовательного процесса, мог бы так же естественно входить в жизнь ребенка, как обычный семейный быт.
Если ставится задача об изменении климата, надо начинать с детства. И если правила культуры будут прививаться с детства, то никогда воспитанный человек не позволит себе хамить. От низкого уровня культуры в нашей стране процветает коррупция, преступность. Люди не уважают друг друга.
Но надо понимать, что если государство или отдельно взятый регион поставят перед собой задачу повышать культурный уровень населения, то это задача не может быть решена за год или за 5 лет. То есть какие-то подвижки могут начаться, но это работа на будущее. Работа, на которую понадобится двадцать, тридцать лет. Но надо в какой то момент начать. Проблема в том, что никто не думает на десятилетие вперед. Сейчас разрабатывают программу стратегического развития до 2020 г. Но этого не достаточно. На дворе уже 2011 год, то есть осталось 9 лет. Это не срок, они пролетят, мы и не заметим.
- Расскажите про музей «Ясная Поляна», какие у вас там новости?.
Ясная Поляна давным - давно стала гораздо шире, чем просто стандартный музей, который хранит и показывает свои фонды. Ясная Поляна занимается сотнями разных проектов. Многие стали ежегодными. Писательские встречи, конгрессы переводчиков, фестивали. Случаются события, на которые мы приглашаем большое количество людей. Занимаемся развитием народного творчества, ремесел. Ясная Поляна - место, куда с удовольствием приезжают художники, кинематографисты, вплоть до того, что практически постоянно у нас живет кинематографическая группа, которая снимает фильмы. Одна сменяет другую, мы дружим с режиссерами, с актерами. В ближайших планах должна состояться чрезвычайно важная вещь.
Несколько лет назад мы взяли на свой баланс разрушенный дом культуры в деревне Ясная Поляна. С большими трудами мы пытаемся привести его в божеский вид, и кажется, наконец, в этом году заканчиваем работы по ремонту и отделке. Ремонт был капитальный, очень серьезный. В результате у нас появится центр культуры в деревне Ясная Поляна. С залом, пусть не очень большим. Это значимо и для жителей Ясной Поляны, и для жителей Щекино, Первомайского, может, и туляки будут приезжать. Там есть сцена, где планируется показывать спектакли, концерты, кино. Это будет постоянно действующий культурный центр. С помощью тех возможностей, которыми я располагаю, это могут быть премьерные показы фильмов, которые еще не идут в Туле и даже, может быть, в Москве. Или наоборот ,показывать незаслуженно забытые или незамеченные работы. Можно будет приглашать режиссеров, актеров. Мне кажется, что это может быть интересно, в том числе и тулякам. Надеюсь, что это место станет культурным центром. И это имеет большое значение для Ясной Поляны.