До выборов осталось 5 месяцев, а с учетом надвигающегося лета – и того меньше. Именно сейчас решается, кто в каких партиях и по каким округам пойдет на выборы. Сейчас определяются контуры будущих компаний. О том, какими будут выборы депутатов в областную думу, мы решили поговорить с теми, кто этими выборами занимается, то есть с теми, кто формирует эти самые контуры, с теми, кто добивается результата.

Андрей Мазов – известный тульский журналист, сейчас совладелец ряда средств массовой информации. Несмотря на молодость (в марте ему исполнилось 30 лет) Андрей Мазов сам участвовал в ряде выборных компаний в разных качествах: от кандидата до руководителя компании. Кроме этого он является партнером известной в кругах политконсалтинга компании «Бакстер групп», лидер которой, Олег Матвеичев, был политконсультантом на выборах Владимира Могильникова, а сейчас работает в администрации Президента России.

Андрей Сергеевич, вы практически единственная компания в Туле, которая открыто рекламирует услуги по PR-у. Почему рынок мал и нет серьезных игроков?

- Рынок как раз не мал, по крайней мере, в финансовом исчислении, просто он очень сер, кандидаты, да и часть партий, предпочитают либо сомнительных специалистов, порекомендованных в лучшем случае друзьями, либо самих друзей, или еще надеются на собственные силы. И то, и другое, и третье ошибочно. В первом случае, потому что консультантов профессионалов, добивавшихся успехов в Тульской области, можно пересчитать по пальцам одной руки (заметьте, на все крупные компании всегда приглашаются сторонние консультанты), во втором случае, так как с друга много не спросишь, ну, а в третьем, потому что у кандидата на выборах и так много работы, да еще кто-то должен реалистично смотреть на ситуацию и планировать будущие действия.

В итоге Вы считаете, что нужно приглашать известных специалистов?

- Давайте я расскажу на примере. Если бы не пригласили Олега Матвеичева на выборы главы города четыре года назад, то, зная, что происходило тогда изнутри, могу с большой долей вероятности предположить, что главой города был бы другой человек – усатый. Именно поэтому наша компания работает с «Бакстер групп», так как в Тульской области выборы проводятся часто, но даже не каждый год, а у этих людей более сотни успешных кампаний, у них есть, чему поучиться. С другой стороны, и практика это показывает, приезжий специалист зачастую оторван от местных реалий, возможно, это и не критично, но это ведет к значительному увеличению бюджета, плюс нужно время для того, чтобы вникнуть в круг вопросов.

Многие из кандидатов говорят, что сами все умеют?

- Тут дело не в том, кто что умеет. Азы все знают. Кроме отработанных технологий, которые известны, есть еще и идеология предвыборной кампании. Все знают, что нужно сделать сетку, пустить агитаторов, печатать газеты, плакаты, проводить встречи и т.д. Но в немногих партиях, не говоря уже о кандидатах, знают, зачем это нужно делать! Кроме этого, знаете, в выборах главное – контроль! Привлеченный специалист не связан дружбой, бизнесом и другими вещами с командой, а проконтролировать одного человека кандидат вполне в состоянии.

Что интересного ждет нас, на Ваш взгляд, в осенних выборах?

- Уже сейчас видно, что выборы будут очень интересными. Во-первых, изменилась система выборов, сейчас сам кандидат играет меньшую роль, и, думаю, к этому большинство действующих депутатов просто не готово. Во-вторых, ключевым показателем является количество проголосовавших. С одной стороны, это не на руку оппозиционным партиям. С другой, неизвестно, что у нас с экономикой будет осенью, и какие социальные проблемы обнаружатся. Кроме этого выборы в областные парламенты осенью пройдут лишь в двух субъектах, то есть силы партий будут обращены на наш регион. Думаю, к этому тоже многие, прежде всего «единороссы», не готовы.

Намекаете на административный ресурс?

- Вы знаете, административный ресурс – палка о двух концах. С одной стороны, и это не секрет, для достижения результата, он очень активно применялся всегда и, прежде всего, на последних президентских выборах. Но, тогда, сколько наберет Дмитрий Медведев в Тульской области – 60 или 90% – волновало только областные власти. Сейчас сразу несколько партий будут контролировать и бороться за результат, и с учетом позиции по выборам нашего президента, вполне вероятно, самые «наглые» главы, беззастенчиво использующие так называемый административные ресурс, могут отправиться в тюрьму.

Можете охарактеризовать действия партий на старте кампании?

- «Единая Россия» – самое главное, что непонятно, кто будет делать их кампанию. В «Единой России» есть специалисты, ну, вернее, были, но сейчас действия партии похожи на действия животного, лишившегося мозга: вроде движения есть, но они хаотичны, непонятны, а иногда и просто вредны для имиджа партии… Во-первых, очень многих достойных людей, которые могли бы в своих округах дать результат, упустили в оппозицию, во-вторых, три года говорить только о «Плане Путина», конечно, неплохо, но, может быть, уже стоит придумать, что они для Тульской области сделали или сделают?

«Справедливая Россия» – партия, которая должна определиться. Насколько я могу понимать, партия, как сиамский близнец: одна часть не хочет портить отношений с губернатором и критиковать, но понимает, что без этого может вообще не пройти в парламент, другая часть, к примеру, Владислав Сухорученков, готова к этому, но не обладает достаточными финансовыми ресурсами. Думаю, что компромисс тут не возможен, и есть три варианта развития. Первый – победит идея не критиковать, тогда у партии есть все шансы не пройти в областную думу; второй – найти компромисс, однако с учетом нынешних политических реалий – это маловероятный сценарий; третий – победят наиболее «воинственные» силы, в этом случае партия может лишиться части членов и финансирования.

«ЛДПР» – с учетом муниципальных выборов могу сказать, что сейчас именно эта партия обладает финансированием, командой, лидером и идеологией. К примеру, приход Олега Лукичева говорит о многом, думаю, если партия сможет выбрать важную тему, продолжить набирать в свои ряды достойных людей, то, может, вполне сумеет показать весьма достойный результат.

«КПРФ» с учетом экономической ситуации, ростом безработицы и наличием стабильного электората – вполне может рассчитывать на очень хороший результат. Другое дело, что лидер партии Юрий Афонин сейчас не идет на открытое противостояние с областной властью, возможно, это оправданный тактический маневр, если нет, то коммунисты в любом случае наберут свой процент, но он будет стандартным – в районе 12%.

Ваши прогнозы?

- Пока прогнозы делать рано, у партий и кандидатов слишком много времени для совершения ошибок.

У Вас есть опыт личного участия в компаниях. Не планируете в этот раз поучаствовать?

- Да, пять лет назад была идеалистическая попытка выиграть без денег. Вся компания обошлась в 50000 рублей, и сделали мы ее втроем с друзьями. Им, кстати, за это большое спасибо! Когда поняли, что без денег не победить, решили агитировать против всех, в общем это удалось, этот кандидат и победил. В итоге оказались правы. На перевыборах все же победила Людмила Зюзина, но что она сделала для жителей Центрального района? Кроме, как очутилась в ряде скандалов, сменила фракцию? Сейчас у меня ни перед кем нет обязательств, все возможно.

А как сейчас с заказами на проведения предвыборных кампаний? Повлиял ли на это кризис?

- Кризис, конечно, повлиял. Если раньше на любых выборах были люди, готовые заплатить несколько сот тысяч долларов за кампании и, в принципе, готовые к тому, что могут и не выиграть, то сейчас люди более тщательно считают деньги. Что касается заказов, то у нас есть и кандидаты, которых мы будем вести, вероятно, будут и партии.

А если заказов будет много, справитесь?

- Мы работаем практически со всеми специалистами. Понимаете, нет прописанного, единого рецепта успеха. После изучения ситуации, кандидата и т.д. нанимается команда необходимых профессионалов. То есть под каждую конкретную задачу мы набираем или составляем команду, прописываем идеологию, задачи, ну, и главное, я уже говорил, это контроль за соблюдением генеральной линии, за расходованием финансов, за работой и т.д. Если у тульских специалистов не хватает знаний, обращаемся к нашим федеральным партнерам из «Бакстер групп».

Каков рецепт успеха на этих выборах?

- Если говорить по мере важности, то это выбор округа, выбор партии, профессионально проведенная кампания. В общем, выборы будут жесткие. А победят, как всегда, профессионалы.