Итоги года. СМИ. ТВ. 2008 год был богат на события в Тульских средствах массовой информации. Достаточно длительное прозябание, которое произошло после закрытия ТК «Плюс12» и последующие за этим превращение информационных СМИ в рупор власти или коммерческих структур, близких к ней, проходит. Те ниши, которые были пусты и на которые в обществе был спрос, начали потихонечку заполняться. Также достаточно сильным катализатором для СМИ был конфликт вокруг «Альтаира». Что же мы имеем в итоге. Традиционный монополист холдинг ФМ-медиа потерял позиции на рынке информационных СМИ. Уход новостных выпусков с СТС, рейтинги которых благодаря рейтингам канала всегда были выше даже чем новости ТК «Плюс12», сделал холдинг практически беззащитным, что показал и захват Альтаира. Попытка в конце июля возродить новости под маркой «ТСН» и с претензией на аппозиционность, могла бы удастся, если проходила целенаправленно и с большим количеством промо. Сейчас же «ТСН» это скорее новости, которые просто есть, однако что с ними делать, как их сделать либо популярными, либо новостями влияния никто видимо не знает. А с учетом того, что 31 декабря генеральный директор холдинга Дмитрий Зуев, по нашей информации покинул компанию, а именно он настоял на том, чтобы сохранить новости, то перспективы «ТСН» вообще кажутся достаточно туманными. Вообще все телеканалы к концу года, кроме ТВЦ, произвели либо сокращения заработных плат, либо сокращение людей. Вероятно, что в 2009 году состояние на тульском ТВ сильно не поменяется и, несмотря на массовый охват – это направление СМИ будет продолжать терять свои позиции. Радио. Год на радиорынке был богат на события. Во-первых, образовался новый холдинг «Медиа-Траст», входящий в группу компаний «Посольский дом», он включил в себя станции «Европа+», «Ретро-FM». Чуть позже холдинг приобрел единственную тульскую станцию «Визави» и включил на ее частоте «Милицейскую волну», лишив туляков последней местной стации. Также к концу года стало известно, что «Эхо Москвы», на которую по нашей информации претендовал Григорий Нуждихин, начала вещать с использованием оборудования «Медиа-Траст». Крупнейший радио холдинг города, тоже под конец года мог бы стать главным ньюсмейкером. Слухи о слиянии «Проф-холдинга» («Love радио», «Авторадио» и «Юмор-FM») и «ФМ-медиа» под конец года не говорил только ленивый. Однако, официально данное слияние, по нашей информации пока не оформлено, да и в любом случае, если оно и произойдет, то повлияет на радио рынок только в 2009 году. В 2009 в любом случае на рынке останется 2-3 сверхкрупных холдинга и 2 станции принадлежащие Московским структурам («Наше радио» и «Шансон»). Такая монополизация опять же как и на рынке ТВ вряд ли пойдет на пользу Тульскому радио, так как практика управлениями холдингами показывает, что оптимальным является 3 станции, при такой ситуации удается сэкономить издержки, но при этом заниматься хотя бы 2-мя из трех станций. Пресса. Рынок печатной прессы в этом году потерял холдинг «Чермет-медиа». Совсем недавно в холдинг входило 4 издания, а если посмотреть еще ранее, он шел на конкурс на 12-ю метровую частоту, а после проигрыша планировал купить ТК «Плюс12». В этом году он тихо и мирно растерял все свои издания и закрыл проект «Новотульский металлург». Ситуация логичная, если раньше олигархам, для отстаивания своих интересов нужны были связи, деньги и СМИ, то теперь достаточно первых двух компонентов. Также можно в этом году отметить «Московский комсомолец в Туле», который в начале года несколько месяцев не выходил, затем после смены собственников, набрал неплохие обороты. Более того, пока смог сохранить достаточную оппозиционность, именно по этому к нему сейчас проявляют интерес многие участники рынка. Понемногу сдает некогда флагман газетного бизнеса в Туле «Молодой коммунар». Скорее всего, только следующий год покажет, насколько он сможет пережить кризис. Пока газета выходит в достаточно непонятном формате 2 раза в неделю. Если будет принято решение сделать из «МК» еженедельник, то думаю это будет начало конца газеты. В конце года определились с партнером ИД «Аргументы и факты», теперь их будет издавать структура близкая к депутату Тульской городской думы Сергею Филатову. По нашей информации сам Сергей Филатов станет генеральным директором проекта. Пока рано говорить, насколько успешна будет смена партнера, ведь для оппозиционной политики «АиФ» не очень подходит, а как бизнес проект весьма сомнителен. Что касается будущего года, то интересно будет, насколько сильно все имеющиеся газетные проекты на рынке смогут подвинуть «онемеченную» «Слободу». То что процесс в этом направлении пошел, уже показывают замеры, однако насколько интенсивно это будет проходить в новом году, покажет только время. Глянец. За последний год в Туле появилось огромное количество глянца. Глянец первый сильнее всех пострадал от кризиса. Вряд ли имеет смысл перечислять все журналы, которые появлялись в течение года. Скорее всего, большую часть из них в новом году мы не увидим. Выживут, только проекты с внятной концепцией и сильным менеджментом. Если брать по этим критерием, то, скорее всего в каждом из сегментов останется по одному лидеру. В гламуре – «Золотой», в сегменте справочник – «Выбирай», с сегменте бизнес – «Тульский бизнес журнал». Также возможно выживут сугубо нишевые проекты, к примеру, достаточно симпатично сморится журнал «Справка». Интернет. Несмотря на все утверждения, что за Интернетом будущее, в Туле пока этим будущем особо видимо никто не увлекается. Надеюсь, читатели отметили появление ИА «Тульские новости», в остальном все изменилось не сильно. Из компромат ресурсов – Тульские пряники, которые в этом году провели редизайн сайта, среди новостных порталов, все те же Тульские новости, Комсомольская правда и Слобода.