Сколько стоит СВЕТлое будущее?-962

icon 26/02/2009
icon 11:19

©

В 2008 году предприятия области заключили договор на поставку электроэнергии с «Тульской сбытовой компанией» по одноставочному тарифу. С января по ноябрь предприятиям жилось и светло, и спокойно. Все они прекрасно функционировали; заранее известные расходы были заложены в бюджет предприятий. Хлебзаводы пекли хлеб, фармацефтические фирмы обеспечивали больных лекарствами, фабрики шили одежду. И все бы хорошо, но вслед за ноябрем пришел декабрь. А в декабре «ТСК» преподнесла предновогодний сюрприз своим потребителям – в квитанциях на электроэнергию за декабрь месяц оказались суммы на 50% выше тех, что были в ноябре, хотя размеры потребляемой энергии остались все теми же. Как оказалось, ТСК без предупреждений и какой-либо договоренности, в одностороннем порядке изменила условия договоров, применив новый одноставочный тариф. Слишком дорогим для предприятий области стал этот «сюрприз». Пришлось в срочном порядке изыскивать финансовые средства, не заложенные в бюджет. А откуда их взять, если, например, хлебзаводы по примеру ТСК, не предупредив покупателей, не смогут повысить стоимость хлеба на те же 50%.

Предприятия молчать не стали и пожаловались. И не куда-нибудь там, а в Федеральную антимонопольную службу. В УФАС по Тульской области поступило дело в отношении «Тульской сбытовой компании» о нарушении антимонопольного законодательства. Руководители 40 предприятий и организаций заявили о неправомерности применения компанией новых одноставочных тарифов, дифференцированных по числу часов использования заявленной мощности. Предприятия, не получив уведомления от «Тульской сбытовой компании» о предстоящих изменениях, были поставлены перед фактом.

Как пояснил директор компании «Аудит Партнер» юрист Александр Крючков, ссылаясь на Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки возмещал экономически обоснованные расходы и обеспечивал экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности. Между тем, размер тарифов для предприятий складывается из двух составляющих: оптовой цены и розницы электроэнергии, идущей непосредственно на предприятия. Вызывает вопрос, почему в других регионах РФ, находящихся в аналогичном с Тульской областью положением, резкое увеличение тарифов удалось сгладить.

Директора департамента по тарифам Юрий Орехов говорит, что «сам новый одноставочный тариф был установлен правильный и экономически обоснованный, а вот его применение и договорные отношения между «Тульской сбытовой компанией» и потребителями были нарушены».

Первое заседание ФАС состоялось 18 февраля, но было перенесено на 24 февраля. Причина – нужны необходимые документы, свидетельствующие либо о нарушении ТСК антимонопольного законодательства, либо об отсутствии нарушений. На втором заседании к заявителям присоединилось еще около 18 организаций: ЗАО «Щекинский хлебокомбинат», ОАО «Северо-Задонский экспериментальный завод», ОАО «Тульский трикотаж» и др.

Одноставочный тариф предусматривает оплату за электроэнергию в расчете на кВт/ч. Получив в декабре вполне реальные счета со «сказочными» цифрами, многие руководители сообразили, что не очень-то это и выгодно. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Вот и решили они предприятия свои перевести на другой тариф. Благо, выбрать есть из чего: тарифов у нас целых три (зонный, двуставочный и одноставочный). А вот законопослушная «Сбытовая компания» на этот шаг идти отказалась, сославшись на Постановление Правительства РФ, согласно которому предприятия в течение месяца должны были сообщить об изменении тарифа. Получилось, что срок истек еще 17 января. Поэтому тариф, обговоренный ранее в договоре, автоматически пролонгируется. А в договоре у всех, как нам уже известно, был прописан именно тот «злополучный» одноставочный тариф. Получилось, что ни один потребитель не смог выбрать тариф.

Как сообщил нам директор департамента по тарифам Тульской области Юрий Орехов, изменение тарифа все-таки возможно и сейчас, на этом этапе, но уже по обоюдной договоренности сторон. Почему ТСК не захотело на это пойти - вопрос риторический.

Получается, что ТСК выполняла все законы, все постановления. Повысился тариф – естественно, увеличилась и цифра в платежках. Возможно, кто-то предположит, что у ТСК есть своя личная выгода. Так нет же! Как была она, сбытовая надбавка, заложенная в тарифе в 1,94%, так она таковой и осталась. В номинальной общероссийской валюте это 3 копейки с 1 кВт. Особо-то и не наживешься…

Все бы, казалось, и правильно, да только одно «НО». Предупредить-то ТСК своих клиентов об изменениях в тарифе забыло. Забыло или не захотело? Вот и поплатилась компания за свою плохую память. 24 февраля УФАС вынесла решение: признан факт ущемления в правах хозяйствующих субъектов; «ТСК» обязали осуществить перерасчет за декабрь 2008 года по ранее применяемым тарифам и дать возможность предприятиям поменять тариф.

«Они должны урегулировать этот вопрос если не самостоятельно, то в Арбитражном суде или в других соответствующих органах», - заключил Юрий Орехов. Будет ли эта история иметь продолжения в других органах, покажет время.

Екатерина Пояркова