Подборка лучших комментариев в социальных сетях ТН за неделю

©
Старые свадьбы редко, когда игрались один день. Большое дело требовало размаха. Совсем в старину могли праздновать три дня подряд, и для каждого дня был свой обычай. В позднем СССР ограничивались двумя. Но второй день был не менее интересным, чем первый.
Под венец в тюремной церкви
Свадьбы, конечно, во все времена бывали разные.
До революции принято было жениться в заключении. Благо, что в тульской тюрьме имелась своя церковь. Да и царское правительство шло навстречу – молодых бунтарей арестовывали достаточно часто.
Так, например, заключили брачный союз известные тульские деятели социал-демократического движения Николай Рождественский и Антонина Щепетева, оказавшиеся в заключении после событий сентября 1903 года и первой рабочей манифестации на улицах Тулы под красными флагами.
Предложение своей невесте Николай сделал очень оригинальное – перестукиваясь чайной ложечкой из камеры в камеру с помощью специальной системы. Благо сидели практически рядом – камеры располагались друг над другом, женщины, этажом выше. Иногда даже женщины спускали из своей камеры на веревочке чашечку кофе в угощение.
Когда невеста согласилась, колесики как-то сами собой закрутились, подали прошение по начальству, и оно оказалось не против. Обвенчались в тюремной Покровской церкви.
«Когда было назначено венчание, уголовники вымели тюремный двор и посыпали песком дорожку от тюремного корпуса к церкви, – рассказывала их дочь Елена Николаевна.– По этой дорожке конвоиры и провели маму и папу на венчание и обратно – до камеры свиданий, где молодоженов ждали родственники. После свидания, длившегося полчаса, заключенных развели по камерам».
В заключении они провели около года. Сначала выпустили Антонину, потом Николая. В будущем оба отошли от революционной деятельности и посвятили свою жизнь педагогике. Антонина Георгиевна работала учительницей младших классов. Николай Рождественский преподавал географию в частной гимназии Перова, а после войны работал учителем географии в 25-й школе в Пролетарском районе Тулы.
В 1910 году в церкви тульской губернской тюрьмы состоялась еще одна оригинальная свадьба. Отбывавший в тюрьме двухмесячное административное наказание г. Никитин венчался на г-же Н. Почему-то не терпелось ему или ей даже двух месяцев, требовалось обвенчаться прямо сейчас. Шаферами были арестанты. Свадьба происходила в присутствии тюремной администрации, с разрешения которой молодым дозволили переговорить друг с другом около пятнадцати минут. Потом молодая, попрощавшись с мужем, ушла домой, а молодой снова был отведен в тюремную камеру, досиживать.
Впрочем, мало ли какие причины могли быть у молодых людей, чтобы срочно идти под венец. Тогда же, в царское время, тульский дворянин Климашевский познакомился с девятнадцатилетней дочерью землевладельца Махотиной Софьей. Молодые люди полюбили друг друга и мечтали сочетаться законным браком. Но вот незадача — за дворянином, кроме титула, в общем-то, ничего не было. В смысле денег. А мать девушки не хотела и слышать о браке дочери с человеком без средств. И чтобы дочурка не выкинула какого фортеля, старалась не спускать с нее глаз, пока дурь из головы не уйдет.
Однако вскоре Софья объявила матери о том, что она тайно обвенчалась с Климашевским, и предъявила в доказательство соответствующие документы.
(фото: свидетельство о браке 1953 года)
Немая сцена.
Отойдя от шока, матери ничего не оставалось, как отпустить новоиспеченную супругу к мужу. А поскольку дочурка — единственная, постаралась, чтобы хоть на первое время деньги в ее семье были, дала в приданое пять тысяч рублей — на обстановку и прожитие.
Все бы ничего, но через некоторое время к матери явилась некая особа, которая объявила, что с дворянином-бедняком Климашевским венчалась именно она — но по документам Софьи Махотиной, тайно переданным жениху. Причины страшной мести отгадать несложно — девицу эту, выражаясь современным языком, попросту кинули, пообещав за лжевенчание тысячу рублей, а выдав из них только двести. На все уговоры г-н Климашевский не желал реагировать и рассчитываться как договорились категорически отказывался. За что и поплатился. Вся троица, участвовавшая в сговоре, была привлечена к уголовной ответственности. Ну а недолгое счастье молодых на этом окончательно расстроилось.
В советское время делались попытки устраивать красивые акции. Так, в 1964 году в здании клуба ефремовского завода СК состоялось сразу 23 свадьбы. Это были строители треста «Ефремовхимстрой», рабочие завода СК. Но почему-то подобная традиция так и не прижилась.
Случались и настоящие трагедии. Например, рассказывают, что кто-то из участников свадебного торжества неудачно залез на статую лося на подъезде в Белеву, и получил страшные травмы, свалившись с нее.
Очень взволновала всех туляков история, случившаяся в 1995 году. Свадьба проходила на втором этаже дома на углу проспекта Ленина и Каминского. Восемь участников торжества вышли подышать свежим воздухом на балкон – сразу над входом в магазин, и рухнули вместе с ним вниз. Под обломками погибла мать двоих детей, тяжело пострадали еще четыре человека. Причиной происшествия определили ветхость здания, построенного еще до революции.
Второй день
Ох уж этот второй день. Кто говорит, что люди в те времена были зажатые и не способные к эпатажу, тот никогда не видел, что происходило в Туле на второй день после свадьбы.
Гости с утра вновь усаживались за стол, пусть уже и не в таком многочисленном составе, как накануне. Слегка размявшись, то есть немного выпив и закусив, отправлялись на поиски ярки. Кто такая ярка, если интересно, можно посмотреть теперь в интернете. На деле это были поиски молодой жены, которую неожиданно похитили у молодого мужа.
Просто так ярку не найти – надо было снарядить целую процессию и соответствующим образом ее приодеть. Поиски ярки – это наш ответ знаменитому бразильскому карнавалу. С той разницей, что по морозу градусов минус пятнадцать голой попой с перьями особо не потрясешь, а для поисков ярки – самое то.
Прежде чем выйти из дома, все наряжались в карнавальные костюмы. Мужики – в наряд цыганки, малевали себе щеки, красили губы. Само собой – яркий платок на спину. Женщины переодевались милиционером. Иногда даже приделывались пышные искусственные усы – как у старшины Тараканова из мультика про Васю Куролесова. Были и другие персонажи карнавала – в зависимости от возможностей организаторов. Главное – одеться посмешнее, и с вызовом.
(фото: ряженые на русской свадьбе)
В процессию непременно входил доктор с сумкой и в белом халате. Как вариант – мужик с накладными грудями в костюме докторши или женщина в костюме доктора. Сам собой – гармонист, и в путь!
Креатив, безусловно, деревенский, но еще в семидесятые годы он активно использовался на радость всем и в областном центре. Шли с песнями и частушками под гармошку. Частушки были той же степени скромности, что и накануне на свадьбе. Иногда останавливались, чтобы просто поплясать.
В обязанности доктора входило лечить всех встречных, то есть наливать желающим прохожим самогонки. Цыганки, само собой, приставали к молодым девкам погадать и покадриться. Милиционеры с усами, если был повод, ревниво следили, чтобы охмуреж не заходил слишком далеко.
В деревнях ярку прятали где-нибудь в сарае или кладовке. В городе, наверное, тоже в кладовке – они же имелись в хрущевках, или дальней комнате в квартире родителей молодого мужа. Так или иначе молодую жену полагалось рано или поздно найти, и затем уже продолжать праздновать всем вместе, вспоминая подробности того, как ходили по городу.
Медаль на память
В 1959 году в СССР вошли в моду парки семейного счастья.
По предложению студентов Московского текстильного института – в частности, неких молодоженов Недозорных Моссовет вынес решение об организации таких парков в Москве. Все жалеющие в честь своего бракосочетания могли посадить на память об этом событии в специально отведенном месте фруктовое или декоративное молодое деревце и затем ухаживать за ним.
Эту инициативу поддержала газета «Комсомольская правда» и активно пропагандировала ее во всех городах СССР. Само собой откликнулись на идею и в Туле.
Исполком Тульского горсовета решил выделить места под такие посадки в городском и комсомольском парках в районе молодых посадок, в парке комбайнового завода по всей территории, в саду Дома культуры металлургов также по всей территории парка
Посадку решили производить не только молодоженами по случаю бракосочетания, но и после рождения ребенка.
Директоров парков обязали в период весенне-осенней посадки обеспечивать желающих посадить деревцо и для ухода за ними садовым инвентарем. А трест зеленых насаждений в период посадки организовать продажу качественного посадочного материала.
Считалось, что Парк семейного счастья послужит украшению города, украсит семейную счастливую жизнь молодых людей.
Жаль, что эта прекрасная инициатива слишком быстро забылась. Сейчас даже и не установить, какие же деревья когда-то сажались молодыми людьми в ознаменование своего будущего счастья. В Белоусовском парке, как говорят, под эти посадки было отведено место по левую руку от входа в парк со стороны улицы Первомайской.
Также начали по особому отмечать рождения детей. Молодых родителей собирали и чествовали всех вместе во Дворцах культуры больших предприятий. В Туле в 1965 году учредили даже памятную медаль «Новорожденному». Медаль для девочек покрывали розовым лаком, для мальчиков – голубым. Тогда в этом решении не было какого-то того скрытого смысл, о чем многие подумали сейчас. На лицевой стороне медали было выпуклое изображение герба Тульской области и заводского здания с трубами на фоне кремлевской стены, а также рабочего , размахивающего молотом, чтобы шмякнуть по наковальне. На оборотной стороне – восходящее солнце, летящий голубь, веточка лавра, головка девочки или мальчика, и по кругу надпись «Гражданину СССР, родившемуся на Тульской земле». Вручалась медаль в торжественной обстановке, во дворцах культуры и в клубах, одновременно со свидетельствами о рождении.
Но это, конечно, уже другая история.
Анекдот в тему
Берет Иван-Царевич в жены Василису Прекрасную. Свадьба, водка рекой, столы ломятся. Молодожены встают.
Поцеловал Иван-Царевич Василису Прекрасную – и стала она лягушкой.
Поцеловал Иван-Царевич лягушку – и стала она Василисой Прекрасной.
Поцеловал Иван-Царевич Василису Прекрасную – и стала она лягушкой.
Поцеловал Иван-Царевич лягушку – и стала она Василисой Прекрасной.
Поцеловал Иван-Царевич Василису Прекрасную – и стала она лягушкой.
Поцеловал Иван-Царевич лягушку – и стала она Василисой Прекрасной.
...
А гости все глумились: «Горько! Горько!»